Картотека . Игры по коррекции звукопроизношения
картотека по логопедии
Картотека . Игры по коррекции звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека . Игры по коррекции звукопроизношения | 49.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
Дидактические игры по коррекции произношения шипящих звуков
Игры подготовительного этапа
1. 1.«Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков
«Как Буратино за грибами ходил»
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.
Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.
«Футбол»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
«Самый большой мыльный пузырь»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
«Светофор»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами.
«Где звук?»
Цель: учить определять место звука в слове.
Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
«Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
«Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
«Оркестр»
Цель: развивать длительный, плавный выдох.
Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечныхй духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).
Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков
«Тишина»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего,
сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.
«Лес шумит»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.
«Гуси»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш.
Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.
«Пчелы и медвежата»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.
«Мухи в паутине»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука.
«Пчелы собирают мед»
Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями.
«Поезд»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.
«Воробушки»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя
«кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.
«Договори словечко»
Цель: формировать правильное произношение звука Ч.
Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков
«Поймай рыбку»
Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
«Помоги Маше»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
«Одень ребятишек»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
«Назови ласково»
Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход: воспитатель говорит:
Захотелось ласковых нам слов. Кто из звуков нам помочь готов? Ч (Ш) – наш самый нежный звук Не откажемся мы от его услуг.
Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух- петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).
«Родители и детки»
Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
«Большущие слова»
Цель: автоматизация звука Ч в словах.
Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:
у кошки – усы, а у тигра - ….
у птички – глаза, у дракона - …. у гномика – дом, а у великана ….
«Колечко-колечко»
Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах.
Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из играющих, затем выкрикивает: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим.
Игры на дифференциацию шипящих звуков
- «Прогулка в лес»
Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.
Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Воспитатель говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдахнем и послушаем, что делается в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш- ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи и т.д.
«Жадный кот»
Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.
Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш
– Ж.
«Слово заблудилось»
Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).
Ход:
Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.
«Мяч в кругу»
Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.
Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).
«Звенит – жужжит»
Цель: дифференциация звуков З – Ж.
Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.
«Умей слушать»
Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.
Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже
– животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.
«Закончи словечко»
Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
«Замени звук»
Цель: дифференциация звуков С-Ш.
Ход: воспитатель называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка- шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).
Игры по коррекции произношения звуков Л – ЛЬ
Игры подготовительного этапа
- «Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
«Фишечный диктант»
Цель: упражнять детей в определении позиции звука в слове.
Ход: у каждого ребенка по 8-10 фишек. Логопед произносит слова со звуком Л в разных позициях, а ребенок раскладывает фишки по карточкам с указанием начала, середины или конца слова. После диктанта провидится проверка.
«Звуковая мозаика»
Цель: учить выделять заданный звук в ряду других звуков.
Ход: у каждого ребенка имеется игровое поле разделенное на 9 квадратов. Воспитатель произносит звуки, а дети отмечают фишкой на игровом поле звук Л. В итоге на поле получается какой либо узор (количество клеток на игровом поле может увеличено до 16).
«Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречаются звуки Л-ЛЬ. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
«Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
«Слушай и хлопай»
Цель: выделение заданного звука на фоне слова.
Ход: взрослый зачитывает слоги, ребенок повторяет их за взрослым. Затем медленно и четко зачитывает слова, а ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, где нет заданного слога. Например, кла-кла-кла – клад, закладка, класс, клык, кукла.
Игры для формирования правильного произношения звуков Л
– ЛЬ.
«Пароход»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе и погудеть: ы-ы-ы. А потом положить язык между зубами и слегка погудеть: л-л-л. Каждый ребенок гудит как пароход, катая зайчика, матрешку и т. д.
«Самолет»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может прятаться за облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети имитируют гул самолета протяжно произнося звук Л.
«Пускаем кораблики»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л.
«Веселые музыканты»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: воспитатель предлагает детям поиграть на балалайках. Дети левой рукой как будто держат гриф, а правой ударяют по струнам и произносят слоги, которые на карточках показывает дирижер (ла, ло, лу, ал, ол, ул).
«Магнитофон»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-ла), (лу-лу-лу и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ
«Лягушачий концерт»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: дети «превращаются» в лягушат, которых зовут ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Воспитатель – жаба-дирижер. Указывая рукой на лягушат по очереди он предлагает каждому лягушонку спеть свою песню, многократно повторяя соответствующий слог.
«Лягушки и комары»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за воспитателем слоги со звуком Л.
«Кладовка бабы Клавы»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: воспитатель объясняет, что у бабы Клавы много старых вещей хранится в кладовке. Ребенок должен выбрать и назвать только те предметы, в названии которых есть звук Л (пластинки, глобус, слоники, полотенце, флаконы и т.д.).
«Путешествия в сказку»
Цель: автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях.
Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением сказочных героев. Каждый ребенок выбирает себе картинку, в названии
которой есть звук Л и называет сказку (колобок, золушка, оловянный солдатик и т. д.).
«Один – много»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).
«Лесная школа»
Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Ход: воспитатель предлагает детям школу для зверей. Дети должны отобрать и назвать картинки с животными, которые будут учиться в школе, с школьными принадлежностями, с цветами в названиях которых есть звук Л. После чего дети должны составить рассказ о лесной школе.
«Неудачная рыбалка»
Цель: автоматизация звука ЛЬ в слогах.
Ход: воспитатель предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку вовремя рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).
«Вещи, которые нас окружают»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход:
Много есть вещей полезных, Деревянных и железных,
Что помогут нам всегда, Нам без них ни как нельзя.
Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).
«Составь слово»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: воспитатель раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).
«Угадай, чего не стало»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку.
«Посмотри и назови»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: воспитатель предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша, пять иголок и т.д.
«Подружи слова»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова заканчивающиеся на звук Л и т д.).
Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)
«Назови, какого цвета»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).
«Зоопарк»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: ребенку предлагается расставить так, чтобы за синим забором находились животные, в названии которых есть звук Л, а за зеленым – животные, в названии которых есть звук ЛЬ.
«Кто это?»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: воспитатель называет определение, а ребенок выбирает и называет соответствующую картинку (с хоботом – слон, с гривой – лев, с горбом – верблюд и т.д.).
«Садовники»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы, в названиях которых есть звук Л, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук ЛЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка).
«Четвертый лишний»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: воспитатель называет слова или показывает картинки среди которых одна не походит. Дети должны назвать лишнее слово или картинку. Например, кукла, неваляшка, лото, лопатка.
«Мяч в кругу»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком Л, а другой со звуком ЛЬ, следующий – со звуком Л и т.д.
«Слово заблудилось»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком (клубок, клумба, лыжник).
Игры по коррекции произношения звуков Р – РЬ
Игры подготовительного этапа
- «Веселый язычок»
Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.
«Футбол»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит
«воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.
«Самый большой мыльный пузырь»
Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
«Светофор»
Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.
«Где звук?»
Цель: учить определять место звука в слове.
Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
«Волшебные кубики»
Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.
«Мяч в воздухе»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.
«Оркестр»
Цель: развивать длительный, плавный выдох.
Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).
Игры на формирование правильного произношения звуков Р
– РЬ
«Лошадка»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за руки и с цоканьем ездят управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр. Потом дети меняются.
«Самолеты»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование: гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий зеленый).
Ход: на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута гирлянда с флажками – это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и заводят моторы: д-д-д-дррр. Получив правильный звук Р, летчики разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются на аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в ремонт к механику (логопеду).
«Цветные автомобили»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Оборудование: цветные обручи по числу играющих, несколько цветных флажков.
Ход: на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются на свои места.
«Будильник»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время, будильник начинает трещать: р-р-р.
«Вороны»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны; вторая – вороны, которые прыгают в круг и каркают. Первая группа детей говорит: из-за корочки подрались, во все горло разорались. Вторая группа каркает. Первая группа: вот собаки прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая собак рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки.
«Договори словечко»
Цель: формирование правильного произношения звука РЬ.
Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ (фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).
«У медведя во бору»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к медведям» и говорит:
У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит.
Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.
Игры на закрепление правильного произношения звуков Р - РЬ
«Сороконожка»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит: Трудно жить сороконожке,
Надевать самой сапожки.
Вот помог бы кто-нибудь Сорок ножек ей обуть.
Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и повторяй слоги. Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тои же цвет части сороконожки и повторяет слоги, подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.
«Магазин»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.
«Африка»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские животные. Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников и правильно назвать их.
«Замени звук»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).
«Ру-ру-ру»
Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход: воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (ру- башка, ру-ка, ру-чей и т.д.).
«Подбери слова»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: воспитатель предлагает найти в группе как можно больше картинок со звуком Р. после того как все картинки будут собраны логопед и дети пробуют зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша- каркуша, петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).
«На стройке»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить прочный дом. Дети должны выбрать строительный материал и инструмент необходимый для строительства, в названиях которых есть звук Р (кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.).
Игры на дифференциацию звуков Р – РЬ (Л – Р)
«Самолет»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно.
«Перетягивание каната»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.
«Договори словечко»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).
«Садовники»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).
«Измени слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).
«Закончи слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова , а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).
«Ловишки из круга»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Оборудование: фанты у детей.
Ход: дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать слова на звуки Р – Л).
«Найди себе пару»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как можно быстрее.
«Звериная лечебница»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевые игры для коррекции звукопроизношения»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружаю...
Консультация для воспитателей дошкольных учреждений «Речевые игры для коррекции звукопроизношения»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о...
«Речевые игры для коррекции звукопроизношения»
Консультация для родителей...
Игры по коррекции звукопроизношения с использованием ТРИЗ-технологии.
В статье представлены игры ТРИЗ-технологии, используемые в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими ОНР....
«Речевые игры для коррекции звукопроизношения»
laquo;Речевые игры для коррекции звукопроизношения» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем...
Семинар-практикум для воспитателей "Речевые игры для коррекции звукопроизношения"
Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного зву...