Артикуляционная гимнастика как здоровье сберегающая технология
методическая разработка по логопедии
Представлен разнообразный материал по артикуляционной гимнастике: кубики, картотека упражнений, консультации для педагогов, комплексы по группам звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_gimnastika_kubiki.docx | 821.56 КБ |
artikulyatsionnaya_gimnastika_v_kartinkah_kartoteka.doc | 425.5 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov_1.docx | 40.23 КБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov_2.doc | 29.5 КБ |
svistyashchie.docx | 76.88 КБ |
shipyashchie.docx | 73.49 КБ |
zvuk_l.docx | 34.73 КБ |
zvuk_r.docx | 46.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
"Улыбка" - Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь. | |
«Хоботок» - Губки сильно мы смыкаем и вытягиваем сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. | |
"Улыбка", «Хоботок» Чередование «Улыбка» - «Хоботок», «Улыбка» - «Хоботок» и т.д. Повторять 8-10 раз | |
«Лопатка» - Рот открыт как при звуке [а]. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от 3 до 10. Следить, чтобы верхняя губа не задевала язык, бока языка задевали уголки рта. | |
«Качели» - Рот открыт, как при звуке [а]. Движения языка – вверх, кончиком языка задеть бугорки за верхними зубами, вниз – кончиком языка задеть бугорки за нижними зубами. И снова вверх – вниз - .. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. | |
«Дятел» - Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д… Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД … (выделенный звук произноси как можно энергичнее). | |
«Часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет раз-два из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Повторить 5 – 10 раз. | |
"Чистим зубки" - Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также "чистим зубы внутри". Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз | |
"Вкусное варенье" Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой. | |
"Маляр" - Покажи, как маляр красит в доме потолок. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми. | |
"Горка" - Давай покажем "горку". Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт от 3 до восьми-десяти. Молодец! - Покажи, как с горки зубки съезжают и поднимаются, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз. | |
"Лошадка" Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. | |
"Чашечка" - Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза. | |
"Грибок" Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт от 3 до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу. |
Предварительный просмотр:
Тема консультации для педагогов:
«Артикуляционная гимнастика как средство
профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения»
Подготовила: учитель – логопед: Степоненкова С.А.
Гимнастика для рук, ног - дело привычное и знакомое.
Для чего тренируются мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.
То же с артикуляционной гимнастикой!
Давайте уточним, что такое – артикуляция и из чего состоит артикуляционный аппарат.
В процессе образования речевого звука участвуют следующие органы речи:
зубы, губы, язык, челюсти, мягкое и твердое небо, гортань, задняя стенка зева, маленький язычок и голосовые складки.
Одни из этих органов выполняют активную роль, другие – пассивную. Все эти звукообразующие органы называются артикуляционным аппаратом. А артикуляция – работа артикуляционного аппарата.
Пассивные звукообразующие органы: зубы, твердое небо, задняя стенка зева, верхняя челюсть.
Активные звукообразующие органы: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть.
Возникает вопрос: зачем тренировать язык?
Язык - главная мышца и наиболее подвижный из органов речи. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Наиболее активны кончик языка и его боковые края (передней и средней частей), т.к. от их работы зависит качество произносимых звуков. В зависимости от того, какая часть языка наиболее активна в образовании согласных звуков, их подразделяют на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х).
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество. Губы могут: вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л), слегка выдвигаться вперед рупором (ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Для артикуляционных органов, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка не является врожденной способностью. Она формируется постепенно, благодаря совместным усилиям логопеда, педагогов, родителей. Одним из условий нормального становления звукопроизношения и является полноценная работа артикуляционного аппарата, что является целью артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Ведь для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы - язык, губы, небо. Звуки родного языка, как изолированно, так и в речевом потоке, образуются благодаря силе и в результате определенных положений мышц артикуляционного аппарата. В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов речевого аппарата, т.е. переключать их с одной позы на другую.
Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный акт, и важную роль в формировании правильного произношения каждого звука играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь, так как на её основе формируется письменная, поэтому недостатки устной речи могут привести к нарушениям письменной речи – дисграфии и как одно из следствий - к плохой успеваемости в школе.
Артикуляционная гимнастика является одной из важнейших форм профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения и представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика делится на пассивную и активную.
Пассивная артикуляционная гимнастика представляет из себя комплекс упражнений, который взрослый физически помогает делать ребенку (придерживать пальцами органы артикуляции)
Эта гимнастика рекомендуется
- на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функций речи (специалист выявляет эту особенность в процессе обследования органов артикуляции);
- детям раннего возраста для профилактики речевых нарушений (по рекомендации специалиста).
Активная артикуляционная гимнастика представляет комплекс упражнений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Всю систему артикуляционной гимнастики по характеру выполнения можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.
Каждое упражнение имеет свое образное название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в лошадки».
Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать артикуляторную позу в течении 6 – 10 секунд . К примеру, это такие упражнения, как «Лопатка», «Окошко», «Парус», «Чашечка», «Грибок».
Целью динамических упражнений является выработка умения переключаться с одной позы на другую, ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации. Это упражнения: «Лошадка», «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
Для каждого ребенка, в зависимости от речевого нарушения подбирается своя артикуляционная гимнастика, заключающаяся в тренировке той или иной мышцы артикуляционного аппарата и позволяющая освоить звуки, произношение которых вызывает трудности.
Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
I комплекс.
Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.
Это общая или базовая артикуляционная гимнастика, выполнение которой рекомендованы всем детям с любыми недостатками произношения, включающая следующие упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:
- Удержание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены. («Улыбочка», «заборчик»)
- Вытягивание губ вперед трубочкой («Дудочка», «Хоботок»)
- Чередование положения губ в улыбке и трубочкой (смотри упр. выше, «Улыбка-Хоботок»)
- Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки. («Рыбка», «Птенчики», «Открываем и закрываем двери», «Открываем и закрываем дом», «Окошко»)
- Язык широкий («Лопаточка», «Блинчик»)
- Чередование движений языка вверх и вниз («Качели»)
- «Хомяк» (у одного и того же по сути упражнения существует иногда несколько вариантов названий, к примеру у упражнения «Хомяк» есть еще несколько названий: «Орешек», «Футбол», «Конфетка» - каждый выбирает название по своему вкусу и вызываемым ассоциациям), Рот приоткрыт, язык упирается то в одну, то в другую щеку.
- «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.
- «Обезьянка».
- «Бульдог».
- «Кружок».
- «Толстячки – худышки».
- «Шарики».
- «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.
Комплекс для свистящих звуков –
- «Заборчик».
- «Чистим нижние зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
- «Покусываем язык». Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
- «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
- «Дуем на лопаточку».
- «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.
- «Ветерок дует с горки».
- «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
- «Жуём блинчик».
Комплекс для шипящих звуков.
- «Чашечка» Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
- «Бублик». Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты.
- «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
- «Ступеньки». Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.
- «Фокус», Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
- «Не разбей чашечку».
- «Чистим верхние зубы». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
- «Маляр». Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [Р; Р’] включает в себя:
- «Чистим верхние зубки».
- «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
- «Барабанщик-2». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да – ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.
- «Автомат» («Пулемёт»). Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т – т – т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
- «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
- «Грибок». Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.
- «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
- «Кучер».
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [Л; Л’] - это:
- «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
- «Маятник» («Часики»). Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.
- «Змейка».
- «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).
- «Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.
- «Пароход».
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [К Г Х] это: «Лягушка-хоботок», «Лопаточка - Иголочка», «Горка», «Катушка», «Качели», «Чистим нижние зубы».
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении; при хорошем освещении.
Дозировка упражнений предполагает:
- регулярное проведение артикуляционной гимнастики.
- Использование счета при выполнении упражнения (минимум до 3-х, максимум до 10, дается при статических упражнениях).
- Повтор упражнений (от 2-х до 10 раз за один прием). Дозировка повторений одного и того же упражнения строго индивидуальна как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.
- Ежедневно выполнение 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания) (для малышей); 4-5 (средний возраст; 2 – статических, 2-3 – динамических и 1 на речевое дыхание); 5-7 упражнений (старший возраст 2-3 – динамических, 2-3 статических и 1 на речевое дыхание,
- Из выполняемых 3-х упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления.
-Многократность повторения комплекса упражнений с логопедом, воспитателем, родителями.
При отборе материла необходимо соблюдать определенные правила:
• Идти от простого к сложному.
• Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.
• Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. используется зрительный самоконтроль.
• На первых этапах используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного): используются все виды контроля – зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический.
• После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. Многие упражнения можно проводить с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребёнка на проприцептивных ощущениях. С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык, где он находится (вверху или внизу)? губы и т.д.
Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее, не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.
При выполнении ребенком и взрослым артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:
- Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
- Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти).
- Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
- Четкость – знание того, как правильно выполнять это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, стремление выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
- Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
- Устойчивость – вы можете удержать достигнутое положение губ и языка под счет. Сначала считаем от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
- Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения. Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.
Когда этап «зеркала» прошёл, а удержание статических поз и чередование динамических поз ещё необходимо, ситуация игры позволяет «старому» упражнению «заиграть по-новому", вновь выполнять его с желанием и интересом.
Использование картинок-образов также существенно облегчает работу педагога. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнять упражнение.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в стихах, в считалочках, в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у детей дошкольного возраста интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям, кто из них не любит играть или фантазировать?
Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
Таким образом, регулярное выполнение гимнастики поможет:
• Улучшить подвижность артикуляционных органов.
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
• Увеличить амплитуду движений.
• Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
В заключение, хотелось бы отметить, что правильное произношение звуков, наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Список используемых источников:
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н., «ТРА-ЛЯ-ЛЯ ДЛЯ ЯЗЫЧКА». Изд. дом «Карапуз».
2. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников. 2-ое изд. доп. - М.: «Изд. ГНОМ и Д», 2001.-16 с.
3.Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких/ Е.М. Косинова; ил. А. В. Кардашука. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.-192 с.: ил.
4.Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— . 4-е изд. СПб.: КОРОНА -Век, 2009.— 80 с, ил.
5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 96с.:ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
6. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.
7. Логопедия./Под ред. Л.С. Волковой. – М.,1989, с. 81.
8. Новоторцева Н.В. Тетрадь по развитию речи. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. – 1998.
9. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО,2010. – 160 с. – (Серия «Мастер –класс логопеда»).
10. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил
11. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102,120.
6. О артикуляционной моторике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://boltun.sumy.ua/article/razvitie-artikulyatsionnoy-motoriki1
7. Артикуляционная гимнастика для детей 2,5 – 4 лет в стихах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detochki-doma.ru/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detey-2-5-4-let-v-stihah/
8. Сборник загадок с ответом "Рот" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zagadka.pro/slovo-103.html
9. Артикуляционные сказки – помощницы для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:
формировать артикуляцию различных звуков;
закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;
совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
увеличить объем слуховой памяти и внимания;
учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
совершенствовать дикцию;
развивать чувство ритма;
совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), для достижения этой цели я взяла артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
В игре ребёнок самоутверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.
Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале
В процессе выполнения артикуляционных упражнений необходимо следить за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по теме:
«Артикуляционная гимнастика. Рекомендации по проведению».
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
Взрослый рассказыват о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
(Комплексы гимнастики, сказка о Язычке, книги прилагаются)
Желаю удачи!
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению упражнений
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Идти от простых упражнений к более сложным.
5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Проводить гимнастику перед настенным зеркалом.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения
1. Заборчик.
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
2. Трубочка.
Вытянуть сомкнутые губки вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении по счет от 1 до 5-10.
3. Заборчик – Трубочка.
Выполнять чередование, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.
4. Блинок.
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Если язычок не распластывается, напряжен, предложите произнести в таком положении «пя-пя-пя» - пошлепать губками по язычку.
5. Дуем на блинок.
Широкий расслабленный язычок лежит на нижней губе, через губы дуем на него так, чтоб воздушная струя шла по середине (по желобочку).
6. Покусаем язычок.
Выполнить упражнение «блинок» и покусать язычок зубками по всей его длине.
7. Загони мяч в ворота.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, загоняя его между двумя шариками.
8. Обезьянка.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
9. Чистим зубки.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за нижними зубками, делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем снизу вверх.
10. Достань конфетку.
Рот открыт. Кончиком языка выполнять движение, как будто достаем конфетку из-за нижних резцов.
11. Горка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
12. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед, а затем убирается вглубь рта.
13. Насос.
Губы в улыбке, зубки заборчиком, широкий язычок внизу, прижат к нижним передним зубам, воздушная струя идет по середине языка в щелку между верхними и нижними зубами. Произносим «с-с-с».
Комплекс артикуляционной гимнастики
для свистящих звуков
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению упражнений
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Идти от простых упражнений к более сложным.
5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Проводить гимнастику перед настенным зеркалом.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения
1. Заборчик.
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
2. Трубочка.
Вытянуть сомкнутые губки вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении по счет от 1 до 5-10.
3. Заборчик – Трубочка.
Выполнять чередование, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.
4. Блинок.
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Если язычок не распластывается, напряжен, предложите произнести в таком положении «пя-пя-пя» - пошлепать губками по язычку.
5. Покусаем язычок.
Выполнить упражнение «блинок» и покусать язычок зыбками по всей его длине.
6. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, а затем к подбородку.
7. Чистим зубки.
Приоткрыть рот, поднять язычок за верхние зубки (к альвеолам) и водить им слева – направо по счет раз-два-раз-два…
8. Маляр.
Водить кончиком языка по небу вперед - назад.
9. Вкусное варенье.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (сверху вниз).
10. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковые края широко языка подняты, но не касаются зубов.
11. Фокус.
Положить широкий язык на верхнюю губу (в виде ковшика) и подуть на нос.
12. Болтушка.
Приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее.
13. Грибок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, «приклеив» язык к небу, широко открыть рот.
14. Гармошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для шипящих звуков
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению упражнений
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Идти от простых упражнений к более сложным.
5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Проводить гимнастику перед настенным зеркалом.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения
1. Заборчик.
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
2. Трубочка.
Вытянуть сомкнутые губки вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении по счет от 1 до 5-10.
3. Заборчик – Трубочка.
Выполнять чередование, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.
4. Блинок.
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Если язычок не распластывается, напряжен, предложите произнести в таком положении «пя-пя-пя» - пошлепать губками по язычку.
5. Покусаем язычок.
Выполнить упражнение «блинок» и покусать язычок зыбками по всей его длине.
6. Качели.
Приоткрыть рот и выполнять движения языком вверх вниз (то к нижним зубкам, то к верхним).
7. Маляр.
Водить кончиком языка по небу вперед - назад.
8. Вкусное варенье.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (сверху вниз).
9. Чашечка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, «приклеив» язык к небу, широко открыть рот.
10. Лошадка.
Пощелкать языком.
11. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
12. Гармошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот.
13. Пароход гудит.
Губы в улыбке. Закусить зубами кончик языка и произнести «Ы-Ы-Ы».
Комплекс артикуляционной гимнастики
для звука «л»
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению упражнений
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Идти от простых упражнений к более сложным.
5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Проводить гимнастику перед настенным зеркалом.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения
1. Заборчик.
Улыбнуться так, чтобы были видны зубки. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
2. Трубочка.
Вытянуть сомкнутые губки вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении по счет от 1 до 5-10.
3. Заборчик – Трубочка.
Выполнять чередование, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд.
4. Блинок.
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Если язычок не распластывается, напряжен, предложите произнести в таком положении «пя-пя-пя» - пошлепать губками по язычку.
5. Покусаем язычок.
Выполнить упражнение «блинок» и покусать язычок зыбками по всей его длине.
6. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу, а затем к подбородку.
7. Чистим зубки.
Приоткрыть рот, поднять язычок за верхние зубки (к альвеолам) и водить им слева – направо по счет раз-два-раз-два…
8. Маляр.
Водить кончиком языка по небу вперед - назад.
9. Упражнение на образование направленной воздушной струи.
Отрывисто произносить слоги «та-та-та», при этом сильно выдыхая.
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз.
11. Лошадка.
Присосать широкий язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
12. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
13. Гармошка.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
14. Барабанщик.
Приоткрыть рот, поднять язычок за верхние зубки, отчетливо повторять «д-д-д», сначала в медленном темпе, затем постепенно его ускорять.
15. Индюк.
Приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее.
16. Балалайка.
Приоткрыть рот, поднять язычок к альвеолам (за верхние зубки), выдыхать на кончик языка и при этом помогать пальчиком «заводить моторчик» (помогать языку вибрировать).
Комплекс артикуляционной гимнастики
для звука «р»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
«ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий, в том числе на утренней гимнастике....
Здоровье сберегающая технология по теме "Организация оздоровительной направленности гимнастики после сна"
Материал представлен в виде методических рекомендаций по организации гимнастики после сна в детском саду....
«Совершенствование функций организма через дыхательную гимнастику» (здоровье сберегающие технологии)
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, расте...
Гимнастика после сна, как один из компонентов здоровье сберегающих технологий
Задачи гимнастики после сна:увеличить тонус нервной системы; укрепить мышечный тонус;способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;способствовать профилактике простудных заб...
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...
Дыхательная гимнастика, как здоровье сберегающая технология, используемая в ДОО.
При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика по...