Отчет на конец 2021 - 2022 учебного года учителя - логопеда Доманевской Светланы Игоревны в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Отчет на конец 2021 - 2022 учебного года учителя - логопеда в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет на конец 2021 - 2022 учебного года учителя - логопеда | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 120»
Муниципального образования города Братска
Отчет
на конец 2021 - 2022 учебного года
учителя - логопеда Доманевской Светланы Игоревны
в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)
г. Братск
В период с 1- 15 сентября 2020 - 2021 учебного года было проведено логопедическое обследование. Для обследования звукопроизношения, навыков звукового анализа, развития фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи и словаря применялись: «Альбом для логопеда» под редакцией О. Б. Иншаковой; «Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста» Крупенчук О. И., демонстрационный материал к речевой карте О. И. Крупенчук для обследования ребёнка дошкольного возраста составитель: Михайлова Е. В. В 1 речевую группу зачислено 17 детей со следующими речевыми заключениями: 15 детей- ОНР 3 уровня; 2 ребёнка- НВ ОНР.
В результате диагностики выявилось:
Звуковая культура речи: 70%- низкий уровень
21%- средний уровень
9%- высокий уровень
Словарь: 47% - низкий уровень
53% - средний уровень
Грамматический строй речи: 71% - низкий уровень
29% - средний уровень
Связная речь: 83% - низкий уровень
17% - средний уровень
При изучении уровня связной речи у большинства детей отмечалось неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
По результатам обследования таких разделов, как словарь и грамматика, можно сказать, что преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. В словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет антонимом, синонимов. Анализ высказываний детей с речевым недоразвитием выявил картину выраженного аграмматизма. Характерными являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании числительных с существительными в роде и падеже. Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, прилагательных.
Анализ результатов обследования показал, что для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость и снижена работоспособность.
Осуществляя работу, направленную на комплексную логопедическую коррекцию, реализую следующие основные задачи:
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных звуков.
- Целенаправленная активизация отработанной лексики.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, в упражнениях на различном материале.
- Формирование связной речи.
Для решения поставленных задач организовывала фронтальные и индивидуальных логопедические занятия. На них добивалась первичного умения воспроизвести тот или иной фонетический элемент, закрепляла полученные умения, а так же проводила ряд упражнений, предупреждающих распад тех произносительных навыков, которые под влиянием неблагоприятных условий могут быть утрачены.
Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно- ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности. Это касается и использования слухового восприятия, и приёмов преодоления моторных затруднений и темпа продвижения ребёнка.
На этапе автоматизации поставленных звуков практиковала проведение подгрупповых занятий, так как они повышали мотивацию к общению вербальному и невербальному, способствовали формированию диалогической речи, а также позволяли формировать положительную самооценку у детей.
Основные методы и приёмы обучения.
В работе использовала разнообразные методы логопедической коррекции: практические, наглядные, слуховые. Так как от правильного выбора средств, методов и приёмов зависит насколько будет благоприятной перспектива процесса устранения речевых нарушений. Из практических методов использую такие, как: упражнения, игры и моделирование.
Упражнения эффективны при устранении артикуляторных расстройствах. Практика показывает, что в результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этом этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации - правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Использование игровых упражнений (например: имитация действия: деревья качаются от ветра, надувают воздушный шарик, имитация походки лисы, медведя) вызывает эмоционально - положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Такой метод наиболее любим детьми, так как с помощью деталей одежды, речевых и неречевых действий они создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определённые взаимоотношения в процессе игры. Так же применяю такой метод, как графическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза использую графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.
Использование наглядных методов это и пособия, наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, показ образца задания, способа действия и т. д. облегчают усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.
Рассказ, предварительные и итоговые, обобщающие беседы, пояснение, объяснение, педагогическая оценка одни из самых широко используемых мною в работе словесных методов. Их выбор определяю возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
В построении своей коррекционно - развивающей логопедической работе опираюсь на программу «Школа 2100» под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. Н. Бунеевой. Также пользуюсь пособиями В. В. Коноваленко, Л. А Комарова, О. Е. Громова, О. И. Лазаренко,О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, З. Е. Агранович, И. В. Баскакина, М. И. Лынская, Н. Э. Теремкова, В. Домниковой, @print_lena, @logo_love_inst, @logo_ lisi4ka, @logomaterials, vashh_logoped и т. д.
Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда с воспитателями и родителями. Если родители не становятся действительными помощниками, это снижает весь эффект от работы учителя- логопеда. Поэтому для достижения наилучшего результата в преодолении речевых нарушений у детей, стараюсь привлекать родителей к активному участию в коррекционном процессе. Также информирую педагогов о характере речевого нарушения у ребёнка, о задачах, методах и приёмах работы на данном этапе коррекции. Воспитатели закрепляют полученные знания, доводят звуки до автоматизма, расширяют словарь детей по лексическим темам, помогают им практическим путём овладеть навыками словообразования и словоизменения, грамматическими категориями, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи, школьной дезадаптации.
Своевременно были оформлены документы 2020- 22 уч. гг.:
- График работы и циклограмма.
- Список детей, имеющих нарушения в развитии устной речи и зачисленных в логопедическую группу.
- Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений.
- Годовой план работы.
- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.
- Журнал посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий.
- Журнал учёта консультаций родителей с уч. - логопедом.
- Конспекты фронтальных занятий (ст. и подг. гр).
Результаты диагностики (2 год обучения) наконец 2021- 2022 учебного года показали:
Звуковая культура речи: 78%- высокий уровень
20%- средний уровень
2%- низкий уровень
Словарь: 89%- высокий уровень
11%- средний уровень
Грамматический строй речи: 77%- высокий уровень
23%- средний уровень
Связная речь: 86%- высокий уровень
14%- средний уровень
Проанализировав коррекционно- логопедическую работу за 2020-2022 учебные года, результаты детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи в начале первого года обучения- решены, намеченные цели достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по результатам проведения педагогической диагностики в группе общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года жизни «Звездочка» на конец 2021-2022 учебного года
Результаты диагностики...
Аналитическая справка на конец 2021 - 2022 учебного года группы общеобразовательной направленности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет ) №4
Аналитическая справка на конец 2021 - 2022 учебного года группы общеобразовательной направленности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет ) №4...
Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательных программ в подготовительной к школе группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательных программв подготовительной к школе группе № 5 «Колокольчики»по итогам диагностики на начало и конец2021-2022 учебного года...
Мониторинг результатов деятельности учителя-логопеда по социализации воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Мониторинг результатов деятельности учителя-логопеда по социализации воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...
Справка по результатам текущего мониторинга достижений воспитанников группы КН направленности младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет группы "Умнички" на конец 2021-2022 учебного года.
Цель педагогической диагностики — изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстник...
Справка по результатам оценки качества освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования (педагогической диагностики) на конец 2021-2022 учебного года в группе общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста от 5 до 6
Справка по результатам оценки качества освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования (педагогической диагностики) на конец 2021-2022 учебного года в группе общеразвивающей ...