Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений
материал по логопедии
Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений
Одним из факторов определяющих успешность работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи является частота повторений правильно произносимого звука. В практике детских садов логопеды дают задания на автоматизацию поставленных звуков( воспитателям и родителям). Однако, не секрет, что некоторые родители не обладают достаточными знаниями, а зачастую и желанием, необходимым для такой работы.
Логопед сталкивается с тем, что формированием правильного звукопроизношения занимается только он и воспитатели. Решение этой задачи возможно путём организации коррекционно-воспитательного процесса так, чтобы задача формирования правильного звукопроизношения решалась в течении всего дня, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков включались в различные режимные моменты.
Существует филогенетическая связь между развитием движений и формированием звукопроизношения. Давно известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. В тоже время, ритм речи, особенно стихотворной, способствует координации движений, общей, тонкой и произвольной моторики. Одновременно с этим, речевые упражнения связанные с движением, не утомляют детей, снимают статическое напряжение, и, преподнесённые в игровой форме, помогают удержать внимание малышей. Предлагаемые небольшими дозами в течении дня, они приучат детей контролировать своё произношение в различных ситуациях; на прогулке, на занятиях, в игре.
Организовать коррекционную работу нужно так, чтобы в течение всего дня дети сталкивались с необходимостью слушать, различать и правильно произносить закреплённый звук.
Например, начиная день с утренней гимнастики, включить в неё упражнения на звукопроизношение. Если работа над звуком находится на стадии изолированного произношения или произношения в слогах – используем упражнения, предлагаемые Т.М.Власовой, А.Н.Пфафенродт в книге «Фонетическая ритмика».
На стадии автоматизации в слове, во фразе, в тексте можно использовать логоритмические упражнения, тексты к которым насыщены изучаемым звуком. Занятия по продуктивным видам деятельности предваряет пальчиковая логоритмика, тексты для которой также подбираются и адаптируются с целью выполнения речевой задачи. Причём обязательно учитываются речевые возможности детей. Если звук автоматизируется на уровне изолированного произношения или слога – подбираются имитационные игры, слоговые упражнения. Если доступен уровень слова – чистоговорки.
Для физкультурных занятий целесообразно подбирать подвижные игры и логоритмические упражнения, закрепляющие произношение тех или иных звуков. Система физминуток, которые применяются на самых разных занятиях, требующих от детей усидчивости, тоже продумывается заранее. Для формирования правильного звукопроизношения используется и часть времени отведённого для прогулки ( подвижные игры), теневые и пальчиковые театры.
К примеру, работа по автоматизации свистящего звука [с], строится следующим образом. На этапе постановки в утреннюю гимнастику можно включить фоноритмическое упражнение.
- И.п. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены.
- Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении длительного [с].
На занятиях физической культурой на этом этапе дети выполняют упражнение «Насосы».
-Руки согнуты в локтях, кисти напрвлены вверх, ладони повёрнуты вперёд. Произнося –с- длительно дети выполняют давящее движение вперёд и вниз – «накачивают насос».
В тоже время в другие занятия можно включить физминутку «Мы подуем». Выполняя движения дети произносят только изолированный звук [c]. Остальные слова говорит педагог.
Мы подуем высоко:с-с-с.(Руки вверх,голову вверх)
Мы подуем низко:с-с-с.(Руки вниз, голову опустить)
Мы подуем далеко:с-с, с-с.(Рруки в стороны, голову вправо, влево)
Мы подуем близко:с-с-с.(Лладони ко рту, произнести в ладошки).
На прогулке детям предлагается игра «Весёлые зайчики».
Цель: развитие фонематического слуха, слухового внимания.
Ход игры: Педагог произносит различные звуки( по указанию логопеда: -ш-,-з-, -ц- и др.). Дети «зайчики» прыгают по полянке. На звук -с- « зайчики» прячутся в заранее оговоренное укрытие.
Для автоматизации звука [c] в словах, работу можно организовать следующим образом. В утреннюю гимнастику ввести логоритмическое упражнение «Про сосиски». Детям предлагается выполнять движения и договаривать последнее слово каждой фразы.
На столе стояла миска. (Руки полочкой, правая рука сверху. Руки полочкой, левая рука сверху. Руки вытянуть вперёд, ладошки сложить ковшиком).
-Под столом сидела киска.( Руки полочкой, правая рука сверху. Руки полочкой, левая рука сверху. Присесть, ладошки к голове, как ушки).
-Как сосиски пахнут в миске.( Руки согнуты в локтях, ладошками помахать себе в лицо, втягивая воздух носом).
-Не достать сосиски киске.(Развести руки в стороны, пожать плечами).
-Потянула скатерть киска.( Руки вверх, четыре хлопка).
-Бац! Накрыло киску миской.( Присесть, голову накрыть руками).
На занятиях по продуктивным видам деятельности дети разучивают пальчиковую гимнастику « Покупки», произнося подчёркнутые слова.
-Покупали в магазине: ( сжимают, разжимают кулачки).
-Соне – санки,
-Сане – дыни,
-Свете – маску,
-Стасу – каску.( на каждое слово дети загибают по одному пальчику).
На занятиях физической культурой можно провести подвижную игру «Картинки-половинки». Для её организации потребуются картинки к словам с изучаемым звуком, находящимся в слове в той позиции, которая автоматизируется в данный момент. Предварительно картинки нужно разрезать на две части.
Цель: автоматизация звука [c] в словах, развитие зрительного гнозиса, слухового внимания.
Описание игры: Дети бегут по кругу, в центре которого разложены половинки картинок ( по количеству детей). По установленному сигналу останавливаются, берут картинки и встают на свои места в руг. Картинки держат так, чтобы остальные дети могли их видеть. По словам педагога: « 1, 2, 3, картинки собери!» дети находят пары, собирают картинки и называют их.
В ходе занятий по формированию элементарных математических представлений или любых других, на этом этапе работы можно ввести физкультминутку, текст и движения которой уже известны детям « Мы подуем». В данном случае дети произносят уже весь текст целиком. Использование уже знакомой им физкультминутки со сменой задачи снижает нагрузку ( движения и текст уже не надо запоминать), и помогает детям осознать их продвижение в формировании произносительных навыков.
На прогулке предложите подвижную игру « Звуковые ловишки».
Цель: способствовать автоматизации звука -с- в словах, активизировать словарный запас детей, развивать фонематическое восприятие, учить соблюдать правила игры.
Ход игры: Выбирают 2-3 «ловишек». По сигналу взрослого остальные дети разбегаются, а «ловишки» догоняют. Пойманные усаживаются на скамейку. Игра останавливается по сигналу педагога. Дети, которых поймали ,должны придумать по два слова со звуком -с-.
На занятиях по любым другим видам деятельности организуется физкультминутка «Кокосы».
- На кокосы, на кокосы (руки согнуты в локтях перед грудью, вращательные движения кистями рук)
- Налетели мы как осы. ( руки согнуты в локтях, кулаки перед грудью. Движения локтями вверх-вниз)
- А коксы высоко, (вращательные движения кистями рук, затем руки вверх)
- А кокосы далеко. (вращательные движения кистями рук перед грудью, затем руки вперед).
Процесс автоматизации других поставленных звуков строится аналогично. Такая организация работы не исключает необходимости проведения специальных занятий по формированию правильного звукопроизношения, но способствует наиболее быстрому достижению цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...
Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи.
Данная консультация поможет родителям освоить основные правила выполнения артикуляцинной гимнастики дома....
Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи через систему подвижных игр и упражнений
В статье описаны возможности организации работы по автоматизации в речи дошкольников поставленных звуков в ходе режимных и игровых моментов....
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принима...
Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)
Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия 2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...
Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речево...
Презентация "Роль родителей в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников с речевыми нарушениями"
В презентации представлен материал для родителей: прописаны возрастные нормы речевого развития, есть практический материал (игры, упражнения)...