Логопедическое пособие «Что умеют звуки?»
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
Пособие предназначено для занятий с детьми от 3 до 7 лет, как при постановке звуков и формировании артикуляционного уклада, так и при подготовке к овладению грамотой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_umeyut_zvuki.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое пособие «Что умеют звуки?»
Обучение грамоте начинается не с изучения букв, а с изучения звуков. И уже звуки на письме обозначаются буквами. Со многими звуками мы знакомы с рождения. Это звуки окружающей действительности: шипение воздуха в насосе, жужжание пчелы, даже простой смех или зевота могут помочь нам в овладении навыками овладения письма. Именно на основе грамотного использования звуков, как помощников, окружающей действительности разработано пособие «Что умеют звуки?»
Человеческая речь не первична. Люди не произносят осознанных звуков речи с самого рождения. Сначала мы слушаем мир. Проходя путь от лепета и гуления, звукоподражания звукам окружающей действительности, мы будто проходим цепочку эволюции всего человечества. Ведь именно овладение человеческой речью поставило нас на высшую ступень эволюции. Можно утверждать, что в онтогенезе зарождение основ грамотности происходит в младенчестве, на этапе детского лепета и гуления. Важно, что в своём развитии ребёнок не пропустил этот этап. Наблюдая за звукоподражанием, взрослые могут определить, на сколько правильно ребёнок воспринимает звуки, перерабатывает информацию и воспроизводит её. Если ребёнок в своём развитии пропускает этап гуления, это тревожный сигнал не только для дальнейшего речевого развития, но развития всех высших психических функций.
А что умеют звуки? Звуки умеют:
- Правильно открывать рот. Например, зевать. При зевании звук получается автоматически. При зевоте рот сам открывается и звук на сильном выдохе вырывается наружу. А повторяющиеся многократные действия вызывают кинезиостабильность. Поэтому звук «а» и широко раскрытый рот друг от друга неотделимы.
Знакомые и отработанные до автоматизма звуки сами подталкивают к их использованию, а опора на кинезиологическую память позволяет заложить основу овладения грамотой.
Как быть, если артикуляционный уклад нечёткий, смазанный? Это происходит при употреблении в речи гласных звуков со сходной лабиализацией (то есть артикуляционным укладом губ): «о» и «у», «и» и «ы».
Без процессов анализа и синтеза невозможно овладеть процессом чтения и письма. Но для детей установить связь между звуком и буквой тяжело. Необходима опора на знакомые звуки: звуки окружающей действительности: шипение змеи, сонны от боли, покашливание и пр.
Цель создания пособия:
- развивать сенсорное восприятие (слуховую чуткость, зрительную, артикуляционную память; осязательные рефлексы);
- автоматизировать и синхронизировать работу артикуляционного аппарата;
- запуск процессов анализа (на что похож звук) и синтеза (связь с определённой фонемой речи);
- введение зрительного обозначения звуков, сначала знаками, затем буквенное обозначение.
Пособие предназначено для занятий с детьми от 3 до 7 лет, как при постановке звуков и формировании артикуляционного уклада, так и при подготовке к овладению грамотой.
Пособие можно использовать поэтапно:
- Проверка (мониторинг) слуховой памяти с опорой на звукоподражание. Например:
Звук Г: как разговаривают гуси? А ты так умеешь?
Звук К: как люди кашляют? Покашляй Какой звук получается? И тд
Основные разделы
- Какой звук может зевать? (А-а-а)
- Какой звук может шипеть? (Ш-ш-ш)
- Какой звук может чихать? (Ч-ч-ч)
- Какой звук может кашлять? (кх-кх-кх)
- Какой звук может стонать? (О-о-о)
- Какой звук может жужжать? (Ж-ж-ж)
- Какой звук может зудеть? (З-з-з)
- Какой звук может свистеть? (С-с-с)
- Какой звук может щекотать? (Щ-щ-щ)
- Какой звук может хохотать? (Х-х-х)
- Какой звук может гоготать? (Г-г-г)
- Какой звук может стрелять ? (Д-д-д)
- Какой звук может гудеть? (У-у-у)
- Какой звук может икать? (И-и-и)
- Какой звук может пугать? (ы-ы-ы)
- Какой звук может рычать? (Р-р-р)
- Какой звук может лопотать? (л-л-л)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое пособие "Звенигород"
Цель данного пособия: развитие звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов....
Многофункциональное логопедическое пособие "ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА"
Многофункциональное пособие "ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА" можно использовать для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического слуха, практического закрепления предлогов, составления предложе...
Логопедическое пособие "Банка.Торт.Кастрюля.Тарелка"
Пособие поможет в формировании и закреплении падежных конструкций у детей с ОНР, согласования существительных с числительными....
Логопедическое пособие "звуковички"
Данное пособие помогает определять характеристику согласных звуков, дифференцировать согласные звуки....
Авторское логопедическое пособие «Семицветик» для занятий с детьми 4 – 7 лет
Вместе с появлением названия нашего детского сада было придумано и пособие «Семицветик», помогающее работать над развитием всех сторон речи, начиная от закреплени...
Многофункциональное логопедическое пособие "Дискотека"
Предлагаю описание настольного многофункционального логопедического пособия для детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.Представляет ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...