Д\и "Рассказы цепной структуры на липучках (шипящие звуки)"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Арслан Ирина Сергеевна

Данная игра направлена на автоматизацию шипящих звуков при составлении рассакзов с цепной структурой текста. Пересказ и\или составление рассказа проходит благодаря игровой форме: ребёнку нужно провести дорожку-липучку от начала предложения к его концу. В приложении даны схемы расказов и тексты рассказов, словарь которых наполнен шипящими звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx549.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Рассказы цепной структуры на липучках (шипящие звуки)»

Цель: автоматизация шипящих звуков на уровне связной речи.

Задачи:

  • учить составлять или пересказывать рассказы цепной структуры по картинкам;
  • учить отвечать на вопросы полным предложением;
  • учить распространять предложения именами прилагательными;
  • учить придумывать названия рассказам;
  • развивать словесно-логическое мышление, память, мелкую моторику, связную речь;
  • воспитывать аккуратность при использовании дидактических игр.

Описание игры

Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее (примеры текстов Приложение 1). При закреплении звуков для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста целесообразно использовать предметно-графические схемы (примеры схем Приложение 2). Их нужно ламинировать и приклеивать на ламинированную схему самоклеящиеся кружочки из контактной ленты. Также нужно нарезать узкие полоски из контактной ленты. Ребенок, составляя предложения будет прокладывать лентой дорожки от слова к слову (от начала предложения к концу). Подобная деятельность мотивирует ребенка, так как любое манипулирование с предметами интереснее простого рассматривания картинок и рассказывания по ним. В соединении лентой кружочков участвуют обе руки, поэтому такая игра вдвойне полезнее для развития малыша. Если нет контактной ленты, можно рисовать дорожки маркером на водной основе – он легко стирается с ламинированной поверхности.

Пересказ.

Сначала педагог составляет рассказ по схеме, затем задает вопросы ребенку по содержанию текста. Далее педагог рассказывает текст еще раз и просит ребенка запомнить и пересказать. Ребенок может проводить пальцем или маркером от картинки к картинке или приклеивать «ленту-дорожку», составляя рассказ. Можно усложнять рассказ, распространяя его признаками предметов. В конце можно попросить ребенка придумать название рассказу.

Самостоятельное составление рассказа по предложенной схеме.

Если у ребенка связная речь развита достаточно и он уже пересказывал другие рассказы цепной структуры, он сам может попробовать составить рассказ.

Приложений 1. Тексты для составления рассказов цепной структуры.

«Пирожки с вишней»

Бабушка позвала (младшего) внука Алешу.

Алеша взял (большое) лукошко.

В лукошко Алеша собрал (спелую) вишню.

Из вишни бабушка испекла (вкусные) пирожки.

Пирожки с вишней очень любит Алешин дедушка.

«Шиномонтаж»

У Пашиного дедушки есть машина.

На машине он поедет в (ближайший) шиномонтаж.

В шиномонтаже дедушке должны поменять шины.

Шины поможет загрузить в багажник Паша.

Пашу дедушка завезет в школу.

«Мошка в каше»

Маша ела (пшённую) кашу.

В кашу попала (жужжащая) мошка.

Мошка залетела в (открытое) окошко.

На окошке сидела (рыжая) кошка.

Кошке положили Машину кашу в плошку.

«Мышь в мешке»

Дедушка копал картошку.

Картошку он положил в (большой) мешок.

В мешок залезла (шустрая) мышка.

Мышку поймала (наша\дедушкина)  кошка.

Кошке за это дали (игрушечный) шарик.

«Маша шьет»

У Маши есть (плюшевый) мишка.

Для мишки Маша шьет штанишки.

После штанишек Маша будет шить рубашку.

У рубашки будет кармашек.

В кармашек Маша положит карандаш.

«Шмель на дорожке»

Наташа шла по дорожке.

У дорожки росла ромашка.

На ромашке копошился (пушистый) шмель.

Шмеля испугал (машин) шум.

Шум на природе запрещен.

«Шерстяные вещи»

Бабушка вяжет шапку.

Шапка будет из шерсти.

Шерсть дают барашки.

Барашков разводит дедушка.

У дедушки уже есть шерстяные варежки и шарф.

Приложение 2. Схемы для составления рассказов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ.

консультация для логопедов на тему:Формирование навыковсвязной повествовательной речи на примере текстов цепной структуры....

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры.

(1 слайд) Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры. (2 слайд) Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической...

Рассказы цепной структуры

При помощи рассказов цепной структуры дети учаться видеть смысловую структуру текста, легко пересказывают текст по цепочке...

Буклет "Рассказы цепной структуры"

Буклет знакомит  с работай над пересказыванием текстов цепной структуры...

Статья "Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры с использованием АМО".

Использование  АМО в образовательном процессе дошкольного учреждения, способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС. Активные методы обучения и...