Методика изучения уровня речевого развития
материал по логопедии
методика изучения уровня речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика изучения уровня речевого развития
Изучение уровня речевой коммуникации
Проводится наблюдение за свободным общением детей. Обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.
Оценка коммуникативных умений:
№ | Критерии оценки коммуникативных умений детей | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
1. | Ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета. | 3 | Высокий В |
2. | Ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое. | 2 | Средний С |
3. | Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. | 1 | Низкий Н |
Изучение словарного запаса детей
Задание № 1. Классификация понятий
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта, обуви.
Подобрать картинки с изображением …, …
Каждый правильный выбор оценивается в 1 балл, неверный – 0.
Высшая оценка 30 баллов.
Задание № 2. Подбор антонимов
Игра «Скажи наоборот».
Предъявляют 10 слов (грустный - …, добрый - …, чистый - …, высокий - …, молодой - …, смелый - …, далеко - …, смеяться - …, бежать - …, разговаривать -…).
1 балл – если слово, подобранное, является антонимом.
0 баллов – не соответствует.
Высшая оценка 10 баллов.
Задание № 3. Подбор определений
Предлагаем придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляем 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек.
Высшая оценка 10 баллов.
2 балла – придумано более 3 слов.
1 балл – менее 3 слов.
0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.
Изучение грамматической стороны речи
Задание 1. Образование форм имён существительных, обозначающих детёнышей животных.
Материал: 10 картинок с изображением животных и их детёнышей ( лиса, медведь, заяц, кошка, волк, белка, собака, корова, слон, тигр). Играем « Кто у кого?»
Высшая оценка – 10 баллов.
Безошибочное употребление – 1 балл.
Неверные ответы – 0 баллов.
Задание № 2. Употребление форм родительного падежа, множеств.числа.
Играем «один – много».
Шар - …, мяч - …, стол -…, чашка - …, дом - …, книга -…, стул - …, карандаш - …, ключ - …, берёза - ….
Высшая оценка 10 баллов.
1 балл – верный ответ.
0 баллов – ответ неверный.
Задание № 3.Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Играем « Большой – маленький».
Стол -…, кровать - …, ложка - …, мяч - …, берёза - …, шкаф - …, дом - …, кукла - …, миска - …, коробка - ….
Высшая оценка 10 баллов.
1 балл – ответ верный.
0 баллов – ответ неправильный.
Изучение уровня практического осознания элементов речи
Задание 1.
- Скажи одно слово ( выделение слова).
- А) Произнеси один звук. (фонемный анализ)
б) Сколько звуков в слове «дом»?
в) Назови звуки в этом слове.
3. А) Скажи одно предложение.
Б) Сколько слов в предложении: «Дети любят играть»?
(анализ предложения)
В) Назови 1 – ое слово, 2 –ое, 3- е.
Высшая оценка – 7 баллов.
1 балл – верно.
0 баллов – неверно.
Результаты в таблицу.
7 баллов – высокий уровень.
3-4 балла – средний.
менее 3 баллов – низкий.
Изучение уровня связной речи
Используется « пересказ текста». Предлагается послушать небольшие по объёму незнакомый рассказ или сказку.
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям.
1. | Понимание текста | Правильно ли ребёнок формулирует основную мысль. |
2. | Структурирование текста | Умение последовательно и точно строить пересказ. |
3. | Лексика | Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными. |
4. | Грамматика | Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения. |
5. |
Плавность речи | Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста. |
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка – 10 б.
2 б. – правильное воспроизведение;
1 б. – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое кол-во подсказок;
0 б. – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
10 б.- высокий уровень
Свыше 5 б. – средний уровень
Менее 5 б. – низкий уровень
Уровень связной речи
№ | Ф.И. ребёнка | Понима- ние текста | Структ-ие текста | Лексика | Грамма-тика | Плавн. речи | Общий балл | Уровень |
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
№ | Ф.И. ребёнка | Зад.1. | Зад. 2. | Зад. 3. | Зад. 4. | Общий балл | Уро- вень |
Грамматический строй речи
№ | Ф.И. ребёнка | Зад. 1 | Зад.2 | Зад.3 | Зад.4 | Зад.5 | Общий балл | Уровень |
Уровень практического осознания
элементов
№ | Ф.И.ребёнка | Выделение слова | Фонемный анализ | Анализ предложен. | Общая оценка | Уровень |
Уровень речевой активности
№ | Ф.И. ребёнка | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
ГРУППА
№ | Ф.И.реб. | Речевая Связная Словарь Грамма Произн Практ. ком-ия речь тика языка | Уровень речевой активности | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577822-1422737540.jpg)
Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР III уровня речевого развития.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня речевого развития имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1016904-1604332692.jpg)
Методика изучения уровня профессионализма педагогов-воспитателей
Предлагаемая методика измерения уровня профессионализма воспитателей разработана на основе технологии аттестации педагогических руководящих работников учреждений образования п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-1036413-1538131738.jpg)
Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводит...
Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Методика изучения уровня сформированности речевых навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Данный материал представляет собой ряд заданий для дошкольников с нарушением слуха четвертого...
Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. В статье представлены теоретические аспекты формиров...
Методика изучения уровня речевой коммуникации детей
Данная методика позволяет выявить уровень речевой коммуникации детей...
- Мне нравится (1)