Причины слабой мотивации к исправлению речи у детей с ОНР
презентация для интерактивной доски по логопедии
Прежде, чем приступить к изучению данного вопроса следует разобраться, что же такое «мотивация» и «мотив» Мотивация –побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив – потребность. Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно выделить мотивацию, основным для него является мотив. Задача педагога побудить маленького человека к действию, т.е. мотивировать его и, в дальнейшем , закрепить эту мотивацию, которая станет основой к саморазвитию и самопознанию. Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Именно вопросы мотивации к исправлению речевого дефекта, к получению логопедической помощи играют порой решающую роль.
В зависимости от уровня сформированности мотивации возможно применять дифференцированный подход в коррекции общего недоразвития речи и формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям. Недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре дефекта. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы.
Логопедическая коррекция должна строится в зависимости от реакции личности на дефект
По результатам исследования Валевко С.М. были выделены наборы личностных качеств, присущих дошкольникам с ОНР, нацеленных на исправление речевого дефекта, и дошкольникам с ОНР, негативно относящихся к этому.
Большинство слабомотивированных детей с ОНР занимаются под влиянием родительской мотивации. Речевая деятельность и произношение (даже социально желательный звук «р»), мало значимы для дошкольников этой группы, они склонны к обесцениванию этой сферы. Артикуляционные упражнения им не нравятся, не хочется их выполнять. Дети пассивно ждут, когда закончится занятие, вместо регламентированной деятельности начинают заниматься другими делами. Чаще всего у них отсутствует принятие логопедической деятельности. Лишь малая часть детей осознает свои речевые недостатки, дефект речи не становится для дошкольников данной группы смыслообразующим, но формирует активные формы психологической защиты в виде протестных реакций, избегания, речевого негативизма, обесценивания речевой деятельности. Логопедическое воздействие может быть не принято слабомотивированными детьми в качестве личностно значимого. У них превалирует игровая мотивация. Дети признаются, что огорчаются, когда начинается занятия , и радуются его окончанию, потому что хотят играть. У них негативное отношение к обучению.Как помочь ребенку с отрицательной мотивацией , «перенаправить» ее?
Необходимо комплексное воздействие: формирование мотивации достижения, общеучебной мотивации и частно-предметной мотивации к логопедическим занятиям как к учебному предмету, то есть изучение и формирование мотивации детей должно проводиться в мультимодальном аспекте. Работа должна проводиться всеми специалистами логопедических групп параллельно с деятельностью психолога в тесном контакте. Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. Но к сожалению, часто родители сами формируют негативное отношения к школе своими высказываниями: «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь, что такое работа»; «В садике хорошо, а в школе придется учиться!». В семьях, где есть старшие дети, которые уже ходят в школу, негативизм формируется братьями и сестрами. Таким образом, дошкольник еще ни разу не побывав на уроке, уже не хочет учиться. Формировать у таких детей положительную мотивацию очень трудно. Задачи для формирования положительной мотивации к исправлению речи:
1.Укрепление здоровья (режим, питание, прогулки, закаливание и т.д.)
2. Укрепление эмоционально- волевой сферы стабилизировать эмоциональный статус, преодолевать поведенческий негативизм, тревогу, страхи и т.п.
3. Формирование мотивации достижения: необходимо выявление личностных ресурсов, развитие таких качеств личности как уверенность в себе, целеустремленность, активность, настойчивость, стремление к успеху.
4. Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста с ОНР путем создания условий для устранения искажений в их психическом развитии.
5.Формирование мотивации обучения: развитие познавательных интересов, положительный эмоциональный настрой к познанию, готовность трудиться, ориентацию на учебный процесс или результат его.
6.Формирование мотивации к логопедическим занятиям как средства успешного взаимодействия с окружающими, удовлетворяющие потребность личности в речевом общении. Только комплексный подход логопеда, психолога, воспитателя и родителей, основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, поможет изменить образ ребенка в его собственных глазах , поможет сформировать положительную мотивацию к нормализации своей речи и поднять коррекционную работу на новый , более высокий уровень.
Вера в успех каждого , любовь к своему делу и уважение – залог успешной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_bohan_t.a.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учение, лишенное интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.» К.Д. Ушинский
Прежде, чем приступить к изучению данного вопроса следует разобраться, что же такое « мотивация » и « мотив » Мотивация – побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив – потребность . Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно выделить мотивацию, основным для него является мотив. Задача педагога побудить маленького человека к действию, т.е. мотивировать его и, в дальнейшем , закрепить эту мотивацию, которая станет основой к саморазвитию и самопознанию.
Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Именно вопросы мотивации к исправлению речевого дефекта, к получению логопедической помощи играют порой решающую роль. В зависимости от уровня сформированности мотивации возможно применять дифференцированный подход в коррекции общего недоразвития речи и формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям. Недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре дефекта. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы.
Логопедическая коррекция должна строится в зависимости от реакции личности на дефект По результатам исследования Валевко С.М. были выделены наборы личностных качеств, присущих дошкольникам с ОНР, нацеленных на исправление речевого дефекта, и дошкольникам с ОНР, негативно относящихся к этому. Большинство слабомотивированных детей с ОНР занимаются под влиянием родительской мотивации. Речевая деятельность и произношение (даже социально желательный звук «р»), мало значимы для дошкольников этой группы, они склонны к обесцениванию этой сферы. Артикуляционные упражнения им не нравятся, не хочется их выполнять. Д ети пассивно ждут , когда закончится занятие, вместо регламентированной деятельности начинают заниматься другими делами. Чаще всего у них отсутствует принятие логопедической деятельности. Лишь малая часть детей осознает свои речевые недостатки, дефект речи не становится для дошкольников данной группы смыслообразующим, но формирует активные формы психологической защиты в виде протестных реакций, избегания, речевого негативизма, обесценивания речевой деятельности. Логопедическое воздействие может быть не принято слабомотивированными детьми в качестве личностно значимого. У них превалирует игровая мотивация. Дети признаются, что огорчаются, когда начинается занятия , и радуются его окончанию, потому что хотят играть. У них негативное отношение к обучению.
В чем причина слабой мотивации к исправлению речи? Их несколько, они зависят: 1) от позиции родителей (может вызвать как положительную, так и отрицательную внешнюю мотивацию к преодолению дефекта); 2) от направленности личности ( лидер или пассивен) ; 3) от взаимодействия с окружающими; 4) от состояния здоровья, от эмоционального статуса.
Как помочь ребенку с отрицательной мотивацией , «перенаправить» ее? Необходимо комплексное воздействие: формирование мотивации достижения, общеучебной мотивации и частно-предметной мотивации к логопедическим занятиям как к учебному предмету, то есть изучение и формирование мотивации детей должно проводиться в мультимодальном аспекте. Работа должна проводиться всеми специалистами логопедических групп параллельно с деятельностью психолога в тесном контакте.
Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. Но к сожалению, часто родители сами формируют негативное отношения к школе своими высказываниями: «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь, что такое работа»; «В садике хорошо, а в школе придется учиться!». В семьях, где есть старшие дети, которые уже ходят в школу, негативизм формируется братьями и сестрами. Таким образом, дошкольник еще ни разу не побывав на уроке, уже не хочет учиться. Формировать у таких детей положительную мотивацию очень трудно.
Задачи для формирования положительной мотивации к исправлению речи : 1.Укрепление здоровья (режим, питание, прогулки, закаливание и т.д.) 2. Укрепление эмоционально- волевой сферы стабилизировать эмоциональный статус, преодолевать поведенческий негативизм, тревогу, страхи и т.п. 3. Формирование мотивации достижения: необходимо выявление личностных ресурсов, развитие таких качеств личности как уверенность в себе, целеустремленность, активность, настойчивость, стремление к успеху. 4. Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста с ОНР путем создания условий для устранения искажений в их психическом развитии. 5.Формирование мотивации обучения: развитие познавательных интересов, положительный эмоциональный настрой к познанию, готовность трудиться, ориентацию на учебный процесс или результат его. 6.Формирование мотивации к логопедическим занятиям как средства успешного взаимодействия с окружающими, удовлетворяющие потребность личности в речевом общении.
Только комплексный подход логопеда, психолога, воспитателя и родителей, основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, поможет изменить образ ребенка в его собственных глазах , поможет сформировать положительную мотивацию к нормализации своей речи и поднять коррекционную работу на новый , более высокий уровень. Вера в успех каждого , любовь к своему делу и уважение – залог успешной работы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество логопеда и воспитателя с родителями в процессе исправления недостатков речи у детей.
Именно к родителям будут обращены эти слова:«Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение их дальнейшей жизни. Сделайте всё от В...
Психотерапевтические истории как метод формирования мотивации к исправлению речевых нарушений
Консультация для родителей...
Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй
Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...
Статья "Изучение мотивации к исправлению речевых нарушений детей дошкольного возраста."
Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть не только мысли и чувства, которы...
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.
Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи.
Коррекционная работа , направленная на исправление и развитие слоговой структуры слова, лексической и грамматической сторон речи, связной речи....
Опыт работы на тему «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком»
Необходимость повышения эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком, требует организацию взаимоотношений семьи и образовательного учрежд...