Логочас "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

закрепление  знаний детей о посуде, обогащение и активизация словаря по теме «Посуда», упражнение в правильном произнесении звука «л».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логочас "Посуда"

конспект занятия по логопедии

Цель: закрепление  знаний детей о посуде, обогащение и активизация словаря по теме «Посуда», упражнение в правильном произнесении звука «л».

Задачи:

— Упражнять детей в звуковом анализе слова.
— Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в согласовании прилагательных с существительными, в делении слов на слоги. Практическая отработка родительного падежа, предлогов.
— Развитие мелкой и общей моторики, психических процессов.
Индивидуальная работа: автоматизация звука «Л» в словах, развитие фонематического слуха.
Оборудование: Предметы посуды, сделанные из разного материала. Фишки для звукового анализа, цветочки жёлтого, зелёного и красного цветов с именами детей и три больших цветка: жёлтый, зелёный и красный. «Недорисованные картинки», «зашумлённые картинки», «наложенные картинки» по теме «Посуда», карандаши, аудиозапись. Предметные картинки со звуком «Л».

Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? А я сейчас проверю, как вы их хорошо умеете отгадывать.
— Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.
— Крышка громко зазвенела: пейте чай – вода вскипела. (Чайник)
— Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
— И в столовой, и на кухне, в ресторане и везде:
Если варят, то во мне. (Кастрюля)
— Как это всё можно назвать одним словом? Вы догадались, о чём мы с вами будем говорить? (О посуде)
— Ребята, давайте фишками выложим звуковой анализ слова «посуда».
— Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадёт труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.
— Ой, ребята, вы слышите какие-то крики, кто-то плачет что-ли?
Появляется плачущая Федора.
Федора: Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротись, посуда, ты домой!
Воспитатель: Ребята, это же бабушка Федора из произведения К. Чуковского «Федорино горе».
– Чем ты так, Федора, расстроена? Что у тебя случилось?
Федора: Да горе у меня случилось, посуда от меня ушла!
Воспитатель: Как ушла? А что ты такое сделала Федора?
— Да, собственно говоря, ничего я с ней такого и не делала. А посуда эта от меня сбежала. Теперь даже чаю попить не из чего! Оставили мне вместо себя звуковое письмо какое-то. А мне его даже и прослушать негде.
Воспитатель: Федора, если ты не возражаешь, то давай его вместе с ребятами прослушаем, хорошо?
Было нам у бабы худо, не любила нас она , била, била нас она,
Запылила, закоптила, загубила нас она!
Погляди-ка ты на нас: мы поломаны, побиты, мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку – и увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат –Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы убежали как от жабы,
И гуляем по полям, по болотам, по лугам,
А к неряхе – замарахе не воротимся!
— Так ты, Федора, неряха?
— Ты, Федора, замараха?
Федора: Нет!
Как нет! Посуду не мыла, не чистила, поразвела пауков, да тараканов, вот посуда от тебя и сбежала! (Федора плачет)
— Не плачь, Федора, мы с ребятами тебе поможем вернуть твою посуду, перемыть её и навести порядок. А для этого нам нужно будет выполнить задания. Вы готовы?
— А чтобы выполнять задания быстро и дружно, мы разделимся на 3 команды. Вы сейчас подойдёте к столу, на столе лежат разноцветные цветы (желтые, зелёные, красные), в серединках цветов написаны имена, каждый возьмёт цветок со своим именем. У кого имя написано на жёлтом цветочке подходит к столу с большим жёлтым цветком. У кого имя на зелёном цветочке написано подходит к столу с большим зелёным цветком, а у кого на красном цветочке, то к столу с большим красным цветком.
Выполнение заданий в командах.
Первая команда – Жёлтый цветок. (С детьми этой команды работает помощник воспитателя)
1. Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3, 4.
Мы посуду перемыли
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварёшку.
Мы посуду перемыли. Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали!
2. Недорисованные картинки.
Ты узнал, что это? (чайник, ложка…) Без чего чайник? (без носика). Дорисуй и раскрась. Подбери слова-признаки к посуде.
Вторая команда – Зелёный цветок. (С детьми этой команды работает Федора)
3. Зашумлённые картинки.
Что это? (кастрюля, тарелка…) Подобрать по 3 слова-признака.
• Сковорода – чугунная, тяжёлая, большая.
• Кастрюля – алюминиевая, большая, разноцветная.
• Чашка – чайная, фарфоровая, хрупкая.
• Тарелка – круглая, столовая, глубокая.
• Кувшин – высокий, глиняный, расписной.
• Ложка – чайная, маленькая, позолоченная.
4. Цепочка слов – повторить и разделить слова на слоги.
• Чай – чайник – чайничек
• Кофе – кофейник – кофейничек
• Нож – ножик – ножичек
• Ковш – ковшик – ковшичек
• Таз – тазик – тазики
• Кувшин – кувшинчик – кувшинчики
5. Игра «День – ночь». Детям предлагается запомнить ряд картинок, а затем по команде: «Ночь» закрыть глаза. По команде «День» дети открывают глаза и находят изменения в расположении картинок.
6. Игра «Чашка и блюдце».
• Поставь чашку на блюдце. (Я поставил чашку на блюдце)
• Возьми чашку с блюдца.
• Поставь чашку возле блюдца.
• Держи чашку над блюдцем.
• Поставь чашку перед блюдцем.
• Поставь чашку за блюдцем.
• Поставь чашку под блюдце.
Третья команда – Красный цветок. (С детьми этой команды работает воспитатель)
Автоматизация звука «Л» в словах. (Индивидуальная работа) Ложка, вилка, молочник, салатник, солонка, половник, бокал. Назвать картинку, разделить слова на слоги и определить место звука «Л» в слове.
После того как дети выполнят задания в командах, они объединяются вновь. — Молодцы, ребята, а теперь немного отдохнём.
Физминутка «Чайник»
Вот большой стеклянный чайник, очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки: очень хрупкие бедняжки!
Вот фарфоровые блюдца: только стукни – разобьются!
Вот серебряные ложки: голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принёс!
— Ребята, а вы знаете, где продаётся посуда? (В магазине посуды)
— Вот мы с вами попали в такой магазин. Здесь продаётся посуда, которая сделана из разных материалов: из дерева, из металла, из фарфора. Сейчас каждый из вас возьмёт по одному предмету посуды, потрогает её и на ощупь определит, из чего сделана эта посуда и какая она. (Это чайник. Он сделан из пластмассы. Он пластмассовый)
Воспитатель: Ну, ребята, мы вроде бы все задания с вами выполнили: посуду склеили, паутину убрали, много хороших слов о посуде сказали, порядок навели. Осталось Федоре попросить прощение у посуды.
Федора: Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Простите меня!
Воспитатель: Давайте послушаем, что ответила посуда.(аудиозапись):
Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!
Вот, ребята, простила Федору посуда, а мы ей в этом с вами помогли.