Формирование творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
проект по логопедии (старшая группа)
Формирование творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, которая будет способствовать формированию всесторонне – развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr-proekt18-19.docx | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Ромашка» г.Сальска
Педагогический проект на тему: «Волшебный мир театра. Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Разработали:
учитель-логопед Болотина А.И.
воспитатель Богомирскя Т.Н.
2018-2019 г.
Формирование творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, которая будет способствовать формированию всесторонне – развитой личности.
Содержание
Введение……………………………………………………………………4
Паспорт проекта………………………………………………………….. 7
Принципы реализации проекта…………………………………………… 11
Модель реализации проекта…………………………………………… 12
Этапы развития проекта………………………………………………… 15
Заключение………………………………………………………………… 19
Литература ………………………………………………………………….21
Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.
Дети, испытывающие трудности психологического плана, скованные в общении с окружающими, неуверенные в себе и своих возможностях, ранимые, часто испытывающие тревожность, страх, нуждаются в особом внимании педагога.
Наблюдая за такими детьми, пришла к выводу, что театральная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Моя задача не затушить эту "божью искру" в маленьком человеке, будущем творце.
Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а так же активизирует словарь, совершенствуется звуковая культура речи.
Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности,
пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формирование эстетического вкуса, нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
При театрализованной деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
развитие реальных мотивов:
игра и обучение не должно быть из-под палки;
внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние
мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд (" У тебя получится, я уверена...").
совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне - развитой творческой личности.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование базиса личностной культуры. Под культурой мы понимаем комплекс материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом, способов их создания и передачу от поколения к поколению этих ценностей. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.
Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству,
удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Паспорт проекта
Цель проекта | □ Совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне-развитой личности |
Задачи проекта |
Разработки по направлениям к реализации ООП ДО:
|
Принципы реализации проекта
В процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:
- Принцип направленности. Мы учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
- Принцип системности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и навыки на практике.
- Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
- Принцип наглядности обучения. Мы продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
- Принцип интегрированного подхода.
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.
- Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.
Модель реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности |
1. Работа с детьми | 1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. 2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. 3.Посещение детьми театров. 4. Просмотр кукольных театров и работа по ним. 5.Проведение игр- превращений (учимся владеть собой) 6.Чтение художественной и познавательной литературы. 7.Продуктивная деятельность детей. 8.Инсценировки и театрализации на тему «Сказки» 9. Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. 10. Театрализованно-познавательные праздники. |
Сотрудничество с родителями | 1.Изготовление элементов костюмов 2.Изготовление декораций для театрализованной деятельности. 3.Помощь в изготовлении различных видов театра. 4.Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек- раскрасок, аудио- видео для детей. 5.Приобретение оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки и т.д.) 6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов. 7.Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд). 8. Участие в совместных театрализованных постановках (родители - дети - педагог). 9. Родительское собрание. 10.Организация выставок творческих работ детей. 11.Участие в мастер-классе «Маски для сказки» |
Методическое сопровождение | 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно- образовательного процесса и всех режимных моментов 2. Картотека дидактических игр по теме: «Театр» Картотека аудио- видео фильмов 3. Методическое сопровождение (магнитофон, кассеты) 4.Подборка художественной литературы для театрализованных представлений 5. Подборка литературы познавательного характера. 6.Сценарии театрализованных представлений. 7.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера 8.Консультационный материал для педагогов 9. Мастер-класс для педагогов «Театр на ложках» 10. Консультационный материал для родителей |
Этапы развития проекта
№ | Этапы | мероприятия |
1 | Организационный | 1.Участие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по теме: « Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста» 2.Подбор литературы по проблеме исследования 3.Анализ литературы 4.Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития 5.Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей 6.Оформление и обеспечение игрового уголка « В гостях у сказки» |
2 | Диагностический | 1.Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально- игровой деятельности 2.Составление анкет для родителей: «Любите ли вы театр» по проблеме исследования 3.Составление контрольных листов справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе 4.Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх 5.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру. 6. Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций |
3 | Практический |
театральной деятельности детей дошкольного возраста
занятия в форме театральной постановки : «Лесная сказка или как Ваня и Маша Дружбу искали»"
развлечения «Колобок» на новый лад 6. Участие родителей в театральных вечерах для детей "В гостях у сказки".
|
4 | Обобщающий | 1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми. 2.Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала 3.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста |
5 | Внедренческий | 1.Подготовка выступлений на педагогическом совете по проблеме: «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» 2.Подготовка к выпуску методических рекомендаций, пособий по проблеме» Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». « Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни ребенка – дошкольника 3. Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений |
Актуальность исследования в том, что театрализованные игры
являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Это определило тему нашего исследования «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Заключение
Проект реализуется с 2018 года. Можно поделиться итогами подготовительного и частично практического этапов:
- Дети стали больше проявлять активность и инициативность в игре.
- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)
- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи
- У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
- У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т.д.
Промежуточным результатом инновационного проекта можно считать возросшую активность участия детей в театрализованных инсценировках.
У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам промежуточной диагностики по развитию
творческих способностей в театрализованной деятельности.
2018-2019г.
- высокий уровень - 61%
- средний уровень - 30%
- низкий уровень - 9%
Обобщён опыт работы среди коллег МБДОУ «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Какие результаты ожидаю в будущем?
2019 - 2020 учебный год предусматривает переход к практическому этапу реализации проекта.
Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:
- соотнесение результатов с целями и задачами проекта,
- распространение опыта работы на городском и региональном уровне
- публикации в научно-практических и методических журналах. Разработанный проект является инновационным и может быть рекомендован педагогам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
Список используемой литературы
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2003 - 123 с
- Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1998 -185с
- Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.
- [Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2004 - 125с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2007 - 256с
- Доронова Т.Н. Играем в театр [Текст]: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2005 - 86с
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребёнка дошкольника [Текст]: Программно - методическое. Пособие/ Л.В., Куцакова С.И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2004 - 189с
- Махаева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М.Д Махаева- М.: ТЦ Сфера, 2004 -128
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова- М.: Школьная Пресса, 2004 - 225с
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей, У Н.Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Развитие творческих способностейдетей средствами театрализованнойдеятельности. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление да...
Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".
В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....
ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.
ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД....
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Данная презентация о создании оптимальных условий для развития эмоционально-волевой,познавательной,двигательной сферы,речи,развитие позитивных качеств личности каждого ребенка....
Консультация для педагогов «Методика развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру...
Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ.
Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ....
Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
ldquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)...