Консультация для родителей «Как помочь неговорящему ребёнку?»
консультация
Направления работы с неговорящим ребенком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_negovoryashchemu_rebyonku.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад № 7 «Золушка» г. Тынды, Амурской области
«Как помочь неговорящему ребёнку?»
(Консультация для родителей)
Учитель-логопед:
Кислицына Н.В.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:
•Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
• Правильно и координированно работали голосовая и дыхательная системы, органы артикуляции;
• Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
• Формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
• способность говорить;
• способность понимать сказанное.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Подрастание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, есть желание что-то сказать. Причины задержки в развитии речи детей различны:
• состояние его анамнеза;
• отклонения в строении артикуляционного аппарата;
• стрессы, психические заболевания;
• частые заболевания малыша, ослабляющие его организм.
Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления.
Направления работы с неговорящим ребенком
1. Развитие понимания речи (очень длительный этап), используя простые инструкции типа «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», «Положи Машу спать», «Положи мяч в коробку», «Посади куклу в коляску» и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно. После прочтения сказки, рассмотрите картинки, попросите ребенка показать солнышко, домик, дерево и т.д. Ребенок должен слышать вашу речь и понимать Вас.
Используйте «игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.
2. Развитие слухового внимания: Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их. Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью. Полезно включать классическую музыку - это способствует развитию слухового внимания, являясь предпосылкой для развития речи. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она - веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п. Наиболее благотворно действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха.
3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики (на прилавках книжных магазинов имеется огромное количество пособий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и развитию дыхания).
4. Побуждение к речевым высказываниям:
∙ Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий); Прятки. Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она! Где конфетка - вот!». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать: «Вот!». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать: «Где Ваня? - Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я»)». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.
• Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса. Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек - раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т. п. Главное - привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.
∙ Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да» «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!» «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!».
• Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги надень, пойдём).
• Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была).
- Параллельно ведется работа по развитию психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка (игры восприятия цвета, формы, величины, на развитие внимания, памяти, мышления).
Важно:
• научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»);
• научить обобщению по внешним признакам независимо от функции предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое). - родовидовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Подбери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы») - логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик» «Занимательные квадраты»).
• научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: • по размеру; • по высоте; по длине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на мастер-классе для родителей «Как помочь неговорящему ребёнку»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а ос...
Консультация для родителей "Игры для неговорящих детей"
В консультации представлены игры для неговорящих детей....
Консультация для родителей "Как разговорить неговорящего ребенка".
Статья для родителей содержит интересные приемы для общения с малышами....
Консультация для родителей "Игры для неговорящих детей"
Консультация для родителей "Игры для неговорящих детей"...
Консультация для родителей "Как помочь неговорящему ребёнку?"
Консультация для родителей "Как помочь неговорящему ребёнку?"...
Консультация психолога для родителей «Как помочь неговорящему ребёнку?».
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...
Консультация для педагогов и родителей «Как помочь неговорящему ребёнку?»
laquo;Как помочь неговорящему ребёнку?» Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социал...