Консультация для педагогов Тема «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
консультация по логопедии

Кошелева Любовь Александровна

Задача воспитателя — развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубь рта и т. д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т. д.), регуляцию движений нижней челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков »

     Для четкого произношения звука необходимы правильное положение и движение органов речи (артикуляция). Задача воспитателя — развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубь рта и т. д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т. д.), регуляцию движений нижней челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.

     Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

     Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Ее следует проводить со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

      Для детей с дефектами речи создана логопедическая система постановки и закрепления звуков. Она неприемлема к нормально развивающимся детям. Поэтому воспитателю нужно критически относиться к буквальному перенесению в свою практику системы упражнений по звукопроизношению из логопедических сборников.

В системе работы с детьми младшего дошкольного возраста, предложенной В. В. Гербовой, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой, существует положение о том, что, хотя большинство детей третьего года жизни уже правильно выговаривают гласные и простые согласные звуки (м, п, б, ф, в и др.), на первых этапах необходимо уточнение и закрепление именно данных звуков. Это важно для развития артикуляционного аппарата и подготовки к произнесению более сложных звуков. И для первой и для второй младшей группы В. В. Гербовой, М. Ф. Фомичевой, А. И. Максаковым установлена последовательностъю работы, которая опирается на возрастную последовательность овладения ребенком звуками (в онтогенезе): гласные и, ы, у, э, о, а; затем губно-губные м, п, б; далее губно-зубные в, ф; переднеязычные н, д, т, з, с; заднеязычные к, г, х; йотированные je, jy, ja, jo. В средней группе основное внимание уделяется отработке переднеязычных нёбно-зубных ш, ж, щ, ч, р и зубного л. Этим заканчивается большой этап овладения детьми произношением всех звуков родного языка.

     В старшем возрасте основное содержание работы по звуковой культуре речи сводится к дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш — с, ч — ц), звонких и глухих (в — ф,

 ж — ш), твердых и мягких (д — дь, л — ль). Детей знакомят с различительными особенностями этих звуков по акустическим и артикуляционным признакам. (Распределение учебного материала по месяцам дается в главе «Планирование и учет работы по развитию речи»).

     Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1) подготовка артикуляционного аппарата;                                                                        2) уточнение произношения изолированного звука;
3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

 Первый этап — подготовительные артикуляционные движения — может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном и том же занятии, или на двух с перерывом в 1—5 дней.                                                                 Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звука такова: 1.Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме). 2.Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) н выразительности речи.                                                                                  

3.Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

4.Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

Как видно, особенность этой работы заключается в многократном повторении одного и того же звука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя приемы обучения и речевой материал. Кроме того, нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.

В старших группах, где преобладают иные задачи, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей.

В этих группах необходимы индивидуальные дополнительные занятия с теми детьми, которые имеют недостатки звукопроизношения. В индивидуальной работе с такими детьми воспитатель использует логопедические приемы. Целесообразно для индивидуальных занятий объединять детей (внутри одной группы), имеющих общие недостатки в звукопроизношении. Занятия проводят 2—3 раза в неделю в удобное для воспитателя время. К работе по исправлению дефектов речи у детей педагогу следует привлекать и родителей. При тяжелых нарушениях речи воспитатель организует консультацию логопеда. Иногда возникает необходимость в пребывании ребенка в специализированном логопедическом детском саду для детей с нарушением речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.

Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Консультация для педагогов на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

laquo;Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»...

Семинар для педагогов МБДОУ на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Консультация для педагогов на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе ...

Консультация для педагогов на тему «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....