Дефект смягчения, или неоправданная палатализация согласных
статья по логопедии (старшая группа)
Для исправления дефекта смягчения согласных логопеду необходимо тщательнейшим образом подбирать речевой материал для автоматизации поставленных твёрдых согласных, так ка у таких детей не только заметно нарушена артикуляционная моторика, но и грубейшим образом нарушены фонематические представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defekt_smyagcheniya.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефект смягчения, или палатализация согласных. |
Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением [Ш],[Ж],[Ц], которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют – [Ч],[Щ],[Й].
Из своей более чем двадцатилетней практики коррекции звукопроизношения я вынесла следующий вывод. Дефект смягчения согласных один из самых сложно изживаемых. Во-первых, кроме условно «стандартного» набора нарушенных звуков искажено произношение самых простых, которые обычно в онтогенезе от полутора лет к пяти-шести годам проходят эволюцию и становятся нормально произносимыми. И даже если такие составляющие развития речи, как лексико-грамматический строй речи и связная речь сформированы в пределах возрастной нормы, что указывает на нормальный ход развития речевой деятельности, речь таких детей в старшем дошкольном возрасте воспринимается как речь малыша. Во-вторых, становится понятным, что фонематическое восприятие грубо нарушено. При проведении диагностики речи такого ребёнка очевидно понимание упущенного времени.
Случаи с неоправданной палатализацией согласных бывают разные: бывает, в ходе постановки сложных звуков (соноров, шипящих и т.д.) «простые» смягчённые согласные звуки «подтягиваются»: это происходит естественным образом в ходе комплексной работы по развитию фонематического слуха и возникновения новых задач у мышц языка (артикуляционная гимнастика, массаж языка, автоматизация новых правильных артикуляционных укладов). Но бывает и обратная картина: поставленные соноры или шипящие пяти-шестилетний ребёнок произносит уже через 2-3 месяца коррекции нормально, а [Т][Д][К][Г][П][Б], реже [В][Ф], - по-прежнему смягчает. Бывает, что при работе с этими звуками возникает обратный эффект: ребёнок, освоив артикуляцию твёрдого согласного, переносит эту «твёрдость» на те звуки, которые в слове/словосочетании мягкие. Например, отрабатывая твёрдый звук [Т], на первых этапах необходимо подбирать речевой материал, не содержащий и твёрдый [Т], и мягкие согласные (например, ПАКЕТ: звук [Кь] либо может сыграть на то, что ребёнок произнесёт все звуки мягко, либо, наоборот, все звуки твёрдо: ПЯКЕТЬ или ПАКЭТ). Для оптимизации работы над произношением в таких случаях я подбираю слова/ словосочетания/ предложения/ потешки с «доступными» ребёнку звуками (потому что, например, если ребёнок не произносит ещё звук [Р], а заменяет его на [Й], что естественно при данном дефекте) и соблюдая единообразие звуков по признаку «твёрдый/мягкий». Далее, конечно, необходимо проводить дифференциацию, например тех же [Т]-[Ть], в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, опираясь на разные анализаторы, используя различные приёмы и дидактические пособия.
Хорошо, если до поступления в школу ребёнок пришёл в речевую группу на два года. Обычно как раз этого времени достаточно для преодоления этого сложного дефекта. У логопеда есть время сформировать фонематические представления, научить правильно говорить и провести профилактику фонематической дисграфии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дефект смягчения. Специфика работы.
В материале описывается дефект смягчения и как проводить его коррекцию....
Консультация для родителей. Профилактика нарушений письменной речи. Дефект смягчения согласных звуков у детей.
Дефект смягчения согласных звуков речи является одним из факторов риска, приводящих к возникновению трудностей в освоении в более старшем возрасте письменной речи, снижению успеваемости в школе....
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Сложные случаи в логопедии: боковой сигматизм свистящих, горловое Р, дефект смягчения»
Теоретические и практические материалы по данной теме....
Дефекты смягчения и их коррекция
Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Прислуша...
Профилактика нарушений письменной речи. Дефект смягчения согласных звуков у детей.
В произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения, о которых необходимо знать и своевременно устранять. Это поможет в дальнейшем избежать трудностей и ошибо...
Дефекты смягчения согласных звуков у детей дошкольного возраста. Причины. Коррекция
Причины дефектов смягчения согласныз звуков у детей и их коррекция....
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ДЕФЕКТ СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ
Консультация предназначена в большей степени для родителей дошкольников имеющих дефект смягчения согласных звуков......