Консультация для родителей: "Автоматизация звуков в речи"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Беляева Наталья Анатольевна

Консультация для родителей: "Автоматизация звуков в речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 104 комбинированного вида»

 КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  « Автоматизация звуков в речи ».

 

                                                                       Учитель-логопед:

Беляева Н.А.

г. Саранск, 2022 г.

 "Автоматизация звуков в речи".

Когда «поставлен» звук, то есть сформирован навык правильной артикуляции и ребёнок может изолированно правильно произнести звук (например, [ с ], [ л ] или [ р ]), наступает этап автоматизации.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки.  Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную..речь.                                                                                                         Здесь перед родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение. В детском саду и логопед, и воспитатели бесконечно «поправляют» речь ребёнка и очень важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.

1)    Сначала закрепляем произношение звуков в слогах. При автоматизации в слогах, мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [р]:

 - сначала в прямые слоги: ра, ро, ру, ры, 

 - затем в обратные: ар, ыр, ор, ур,

- далее в слоги, где звук находится между гласными: ара, аро, ары, ыры, ыра, и, наконец, 

-  в слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): рта, рпа, рмы, рмо, рну, рко и т.п.

Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений. Например:

 «Здравствуй, пальчик!».

 Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными пальчиками, при этом ребёнок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги ру, ры, ра или другие.

 «Закончи слово».

 Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых заканчиваются ру, ры, ра, ро. Он произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает взрослый. Примерные картинки для игры: вет – ра, боб – ры, кост – ры и др. Можно обойтись и без картинок, в таком случае взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает.

2)    Автоматизация звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку должно быть предложено не менее 50 – 80 картинок, т.е. за занятие он должен произнести столько слов с автоматизируемым звуком.

Здесь можно применять следующие игры:

«Посчитай предметы».

Нужно сосчитать до 10 (или больше, в зависимости от возможностей ребёнка) предметы, изображённые на картинках (если показываются картинки) или названные слова (если картинок нет), например: одна рубашка, две рубашки, три рубашки  и так далее.

«Собираем бусы».

Перебирать бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова с автоматизируемым звуком.

3)    Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.

Сначала взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем ребёнок по предложенной картинке самостоятельно составляет предложение. Если ребёнок затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие вопросы. Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространённые предложения, разнообразные по содержанию и структуре. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях производится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов.

4)    Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно вместе с ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са), а ребёнок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.

5)    Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков."

Рекомендации учителя-логопеда на летнее время, как закрепить пройденный материал....

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков"

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда...

Консультация для родителей: "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"

В консультации представлены этапы автоматизации поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи, предложены игры и упражнения, используемые на каждом из данных этапов....

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Поэтому взрослым необходимо следить за его речью и ...

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с общим недоразвитием речи на фоне дизартрии протекает довольно длительно, что обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервно...