Использование нетрадиционных оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая группа)

Храмцова Лилия Юрьевна

Йога в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yoga_mo.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных оздоровительных технологий  Ххатха-йоги в работе учителя-логопеда».

Учитель-логопед МБДОУ д/с №40

Храмцова Л.Ю.

В ФГОС дошкольного образования определены целевые ориентиры в области «Физическое развитие» к завершению дошкольного образования у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

В настоящее время, наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что у многих детей не сформирована ориентировка в частях собственного тела, многие дети путают право-лево, нарушена координация в пространстве, дети испытывают трудности в переключении движений, моторно неловки, предпочитают малоподвижные игры активным из-за быстрой утомляемости, либо пере возбуждаются в подвижных видах деятельности и перестают следовать правилам игры. У многих детей возникают трудности в дифференциации ротового и носового дыхания, что приводит к ослаблению дыхательной системы и как следствие частым заболеваниям органов дыхания.

При беседе с родителями детей, я задаю вопрос: каким вы видите своего ребенка к концу дошкольного образования? Родители перечисляют такие качества и умения, которые они хотят видеть в своих детях: мой ребенок читает книги, умеет считать, он умный, эрудированный, с высоким интеллектом и развитой речью. Многие родители забывают, что чтобы обладать всеми этими качествами ребенок прежде всего должен быть ЗДОРОВЫМ. Ведь физическое здоровье – это фундамент гармоничного развития человека. Тогда я привожу ассоциацию  «ДОМ» где фундамент – это физическое здоровье, на нем «строятся стены» - высшие психические процессы (внимание, память, мышление и т.д), а «крышей» является – речевое развитие ребенка.

Опираясь на эти знания, в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи  старшей  группе я решила применить нетрадиционную здоровьесберегающию технологию –  хатха – йога. 

Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. 

Большинство упражнений (асаны) в йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Мною был разработан оздоровительный проект «Сказка – йога».

Паспорт проекта представлен в презентации.

 Цель: создать условия для оздоровления и всестороннего развития детей на основе нетрадиционных форм оздоровления – упражнений хатха – йога

Задачи, ожидаемые результаты (перечислены в презентации).

 Каждый месяц итоговым мероприятием становится «Сказка-Йога» комплексное игровое занятие с использованием сказкотерапии.

Занятие йогой имеют структуру, состоящей из  

  • Пранаяма (дыхательные упражнения);
  • Мантры (пропевание звуков и звукосочетаний);
  • Разминка (обучение техникам самомассажа, суставной гимнастики);
  • Мудры (пальчиковая йога);
  • Асаны (удобные оздоровительные положения тела);
  • Йога-азбука ( закрепление образа буквы)
  • Йога-сказки и поучительные истории (сказкатерапия);
  • Шавасана (релаксация);

Мне удалось заинтересовать йогой не только детей, но также их родителей.  На родительском собрании я ознакомила родителей с этапами проекта «Сказка – Йога», провела консультацию «Польза дыхательной гимнастики». Еженедельно в телеграмм канал старшей ТНР группы я отправляю мини-отчет в виде видеоролика с занятий йогой. Родители дали положительный отклик и мною был запланирован практикум «Йога – мама-дети».

Так же мною был проведен мастер-класс «Элементы детской йоги как вид здоровьесберегающих технологий» для педагогов МБДОУ д/с 40. Целью которого являлось практическое знакомство педагогов с нетрадиционными оздоровительными технологиями, используемые в практики моей работы. По итогам мероприятия педагогами ДОУ было принято решение использовать элементы хатха-йоги в различных режимных моментах (утренней гимнастике, гимнастике пробуждения).

Использование йоги в логопедическую практике позволили   сделать   мою работу более продуктивной и эффективной. Промежуточные результаты проекта показали, что у детей повысилось осознание своего тела; постепенно формируется   правильное дыхание;  развивается гибкость, пластичность и выносливость. Повысилась восприимчивость, внимательность. Дети в восторге, стараются выполнять все упражнения и на занятия ходят с удовольствием. В результате применения данной технологии в моей работе мониторинг уровня речевого развития детей выявил повышение эффективности коррекционно- развивающего процесса.  

Предлагаю посмотреть видеоролик с занятий детской йоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.

Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

«Внедрение оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда»

Оздоровительные технологии являются неотъемлемой частью системы коррекции речевого развития детей в нашем дошкольном учреждении. Воспитание здорового ребёнка – одна из основных проблем совр...