Использование квест-технологии в логопедической практике
материал по логопедии
Материал содержит в себе информацию о квест-технологии и о возможности ее использования в логопедической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-tehnologii_v_logopedii.docx | 23.22 КБ |
ispolzovanie_kvest-tehnologii_v_logopedicheskoy_rabote.pdf | 1016.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование квест-технологий в логопедической работе
В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с нарушениями речи.
Инновационные формы работы с каждым годом расширяют возможности педагогов. Современная педагогика требует творческого подхода к работе. Особенности сегодняшних детей также диктуют нам необходимость поиска новых игр, творческих заданий в работе над развитием речи. В процессе речевой работы необходимо развивать мышление, воображения, память, внимание. Не секрет что у многих даже хорошо говорящих дошкольников отмечает низкий уровень развития словаря, использования речевых конструкций, бедность речи, низкий уровень мотивации и коммуникативного развития. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний, логопедическая помощь осуществляется в контексте игры. Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых детьми, является квест.
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. В качестве образовательной технологии квест был предложен профессором образовательных технологий Берни Джорджем в 1995 году. Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. (Быховский Я.С.)
По структуре образовательные квесты классифицируются на:
последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую, участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;
квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;
квесты - бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.
В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. Содержание задания, и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями ребёнка. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дошкольники не могут в силу психолого-возрастных особенностей, также следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание. Дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся.
Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий.
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
● образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
● развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения, поисковой активности, стремления к новизне;
● воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени - необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Квесты отличаются друг от друга:
● по числу участников: одиночные и групповые;
● по продолжительности: кратковременные и долговременные;
● по содержанию: сюжетные и несюжетные,
● по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке); штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино); кольцевые (ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке).
Формы организации квест-игр:
● путешествие;
● детектив;
● журналистское расследование;
● научное исследование.
Основой квест-игры является маршрут. Для его составления можно использовать разные варианты:
● маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
● «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
● карта (схематическое изображение маршрута);
● «волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Квест-технологию можно применять для развития любого компонента речи: квест-игры по обучению грамоте, куда можно включать задания по развитию лексико-грамматических категорий, задания на звуко-буквенный анализ и другое; квесты для обогащения пассивного и активного словаря на определенную лексическую тему; квесты на развитие фонематических процессов и связной речи. Все зависит от фантазии педагога.
Также квесты могут быть применены для развития произносительной стороны речи и использовать их на любом этапе логопедической работы:
Подготовительный (задания будут включать в себя артикуляционную гимнастику, упражнения на выработку воздушной струи, игры на развитие фонематического восприятия).
Постановка (элементы подготовительного этапа и сюжетные задания постановки необходимого звука по подражанию).
Автоматизация (этот этап самый простой для его организации в форме квест-игры. На каждом из этапов ребенку предлагается повторить слова с заданным звуком. Отгадать их, решить загадку и т.д.)
Следует отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии помогают дошкольникам с нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировать речевое общение.
Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи, что повышает эффективность коррекционной работы.
Исходя из вышесказанного, можно выделить основные достоинства квестов для детей дошкольного возраста с нарушениями:
- Позволяет логопеду выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
- Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
- Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
- Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
- Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
- Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
- В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.
- В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.
Из недостатков я смогла выделить только необходимость большого количества времени на подготовку квеста.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование Квест-технологии в логопедической работе»
В статье описан опыт работы коррекционной работы логопеда с использованием квест - технологии....
презентация "Использование КВЕСТ технологии в логопедической работе"
презентация к статье "Использование КВЕСТ технологии в логопедической работе"...
Буклет "Использование квест-технологий в логопедической работе"
Буклет для педагогов и учителей-логомедов ДОО...
Консультация "Использование квест-технологий в логопедической работе"
Консультация по теме для учителей-логопедов ДОО...
Буклет "Использование квест-технологий в логопедической работе"
Буклет для учителей-логопедов и педагогов ДОО...
«Использование квест-технологий в логопедической работе»
Доклад в рамках ММО для учителей-логопедов ДОО...
Использование квест-технологии в логопедической практике с родителями и детьми с речевыми нарушениями.
статья направлена на взаимодействие логопеда с родителями, используя квестовую технологию....