Проект "Вкусная Артикуляционная Гимнастика"
проект по логопедии (старшая группа)
В данном проекте освещается опыт использования нетрадиционных методов развития артикуляционного аппарата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektag.doc | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учрждение детский сад
комбинированного вида № 34 Выборгского района г. Санкт-Петербург
Проект
«Вкусная артикуляционная гимнастика»
(использование нетрадиционных приемов
в развитии артикуляционного аппарата)
Подготовила: учитель-логопед Стефановская О.И.
2022г.
Тип проекта:
- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
- по целевой установке – информационно – творческий; практико-ориентированный.
- по срокам реализации – краткосрочный , 2 недели (24.10.2022 – 07.11.2022)
Актуальность
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.
Формирование правильной речи, а в частности правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учится: управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью.
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения органов артикуляции становятся точными, сильными, уверенными, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Проблема
К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать нестандартный метод – «вкусная артикуляционная гимнастика»
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога.
Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, на основе использования нестандартных приемов
Задачи:
- Обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе;
- Проследить эффективность применения данного метода в коррекционном процессе.
- Повысить профессиональный уровень.
- Создать условия для проведения коррекционных занятий,
- Развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание.
- Привлечь родителей к работе по применению данного метода.
- Проанализировать результативность работы.
Участники: дети старшей группы комбинированной направленности, родители.
Основные направления реализации проекта – индивидуальные знятия и занятия в малых подгруппах
Ожидаемые результаты:
Применение данного метода будет способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Виды упражнений:
- СУШКИ-БАРАНКИ упражнения с сушками:
- просовывание узкого языка в дырочку,
- удержание сушки на широком языке;
- просовывание губ в отверстие сушки.
- СОЛОМКА И СЪЕДОБНЫЕ ПАЛОЧКИ
- высунуть язык и продержать на нём соломинку как можно дольше, кончиком языка на носогубной складке,
- открыть рот и постараться удержать соломинку в равновесии на языке; можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя,
- делаем усы: удерживать соломинку у верхней губы с помощью кончика языка или делаем усы, удерживая соломинку губами;
- теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
- «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
- слизывание языком варенья, мёда, шоколадной пасты с ложки;
- также можно слизывать с тарелки сметану, джем, сгущенку, покажи,
как киска пьёт молоко в мисочке;
- можно намазывать вареньем губки ребёнку, а он будет их облизывать
- язычком слизать сахар с колечка лимона по кругу или любые круглые дольки фруктов, овощей;
- лижем мороженное, не кусаем.
- «ЧУПА ЧУПС КАК ТРЕНАЖЕР»
- берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по
кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком.
- ребенок сжимает чупа-чупс губами и удерживает 5-10 секунд;
- ребенок держит язычок в форме чашечки, кладем в чашечку чупа- чупс, и ребенок удерживает леденец под счет до 10.
- ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК
- положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку.
- в углублении “чашечки” языка, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
- погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.
- фруктовый шарик – перекатывание виноградинки во рту от щеки до щеки;
- губами отрываем хвостик от клубники;
- отрываем ягодки с грозди смородины, винограда, вишни губами;
- прячем ягодки под язык без рук, языком;
- достаём язычком ягодку слева и справа, голова на месте;
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный
- Диагностика речевого развития детей), определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.
2.Определение проблемы, цели и задач проекта.
3.Разработка проекта.
- Работа с детьми:
- знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике);
- Работа с родителями:
- консультация «Строение артикуляционного аппарата»,
- Основной
Работа с детьми:
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики с элементами «вкусной АГ»
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм;
Работа с родителями:
- консультация «Вкусная АГ»
- индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков;
- приглашение на индивидуальные занятия
- Итоговый
- Диагностика звукопроизношений детей.
- Обобщение опыта работы по проекту и его представление.
- Отчет о выполнении АГ (фото)
Риск проекта: частые пропуски детей без причины, болезни, карантин.
Результативность
Анализ проделанной работы показал, что применение АГ способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Это позволяет сделать вывод о целесообразности применения данной методики в логопедической работе и привлечь родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...