Почему ваш ребенок плохо говорит?
консультация по логопедии
Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста- часть 2. В этой части раскрываются причины речевых нарушений, влияющие на правильное формирование речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему ребенок плохо говорит?
(для родителей детей раннего возраста)
учитель-логопед Торопова Н.Ю.
Многих родителей часто волнует этот вопрос, из-за чего это случилось? Давайте рассмотрим, каковы же причины, влияющие на правильное формирование речи? Как избежать речевого недоразвития?
Причин может быть несколько, их можно условно разделить на группы:
- Биологические причины, которые могут повлиять на речевое развитие ребенка:
- неблагоприятные факторы во время беременности (профессиональные «вредности»; наркомания, алкоголизм и курение; токсикозы беременности; острые и хронические заболевания матери; резус - конфликт; падения и ушибы будущей мамы; стрессовые ситуации во время беременности, связанные с распадом семьи, смертью близких родственников и др.; осложнения при родах).
- неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития ребенка (сотрясения и ушибы головного мозга; воспалительные заболевания головного мозга (менингит); недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха; повреждения периферического отдела речевого аппарата (аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм)).
Какие мероприятия должны выполнять родители? Вовремя обращаться и наблюдаться у врачей: невролога, отоларинголога, педиатра, офтальмолога, челюстно-лицевого хирурга (по необходимости).
- проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.
Часто встречается короткая подъязычная уздечка, высокое нёбо, неправильный прикус - также могут являться причиной неправильного произношения звуков, которое влияет и на недоразвитие фонематического слуха, а впоследствии, и речи в целом. Все эти проблемы необходимо решать совместно с логопедом, по необходимости с хирургом-стоматологом, ортодонтом.
- Социальные причины, которые могут влиять на речестановление ребенка:
- подражание неправильной речи окружающих (дефекты звукопроизношения у взрослых ближайшего окружения, «сюсюканье»). Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи.
- невнимательное безразличное отношение к речи ребенка, когда родители не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.
- двуязычие в семье становится большой проблемой для ребёнка. В детском саду он учится произносить звуки, слова русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Ребенку сложно понять и выбрать, на каком языке говорить, так как в семье он слышит родной язык, а в ДОО другой язык, поэтому, речь детей, воспитывающихся в семье с двуязычием, как правило, задерживается. Хорошо, когда в этом случае, родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом не используют второй язык. Добавлю ещё, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.
Что же можно посоветовать заботливому родителю?
- Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную, следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания», так как обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития.
- С момента рождения, разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, прибауток, скороговорок и т. д. Помните, что аудиозаписи, мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог, особенно в семье.
- Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша и если вы замечаете, что речь у его сверстников более развита - обратитесь за консультацией к логопеду
- Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики ребенка: общей, мелкой и артикуляционной. В чем проявляется моторная неловкость ребенка? Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Например:
- Попросите ребенка собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, он не может собрать спички двумя пальчиками - зажимает их в кулак, напрягаясь, с трудом расслабляя сжатые пальцы.
- Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону - за ним потянутся остальные.
- Проверьте подвижность губ, языка (высунуть язычок, подвигать им в стороны, вверх-вниз и т.д.) - движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.
Как же совершенствовать моторику ребенка?
- Если ваши опасения о слабости мышц артикуляционного аппарата подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте чаще грызть сухарики, морковку; мясо кусочками, а не в котлетках; выполняйте речевую зарядку.
- Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией. Для детей с несовершенной мелкой моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.
- Очень важны посильные для ребенка работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, медленно, но сам, своими руками.
- Больше учите с ребенком стихов наизусть, но в соответствии с его возрастом. Хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе. Даже, если ребенок плохо проговаривает слова, ритмичность стихов влияет на формирование слоговой структуры слов, интонационной выразительности речи.
- Еще одной причиной возможных проблем в речестановлении у детей является - плохо развитый фонематический слух, который отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, думая, что говорит верно. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит.
Если не развивать слуховое восприятие малыша, речевой слух, то не будет формироваться и фонематический слух, который имеет огромное значение в формировании не только правильного произношения, но и устной речи в целом, являясь важной предпосылкой успешного усвоения детьми грамоты.
Как же родителю развивать фонематический слух своего ребенка?
- Начинать нужно с первых лет жизни, с помощью специальных игр и упражнений. Об этих играх я вам расскажу в одной из следующих консультаций.
Таким образом, чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, особенности, знать его характер, а главное - заниматься им!
Речь ребенка - важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной!
Литература:
1. В.В. Гербова. Учусь говорить. М., Просвещение, 1999.
2. Е.Е.Шевцова, Е.В.Воробьева От первого слова до первого класса. -М.:
«Институт общегуманитарных исследований», 2002.
3. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ / Ю.В. Микляева, В.Н.Сидоренко.- М.: Айрис-пресс, 2015
4. Психолого-педагогические основы развития речи в детском саду/ под редакцией Ф.А.Сохина, М.: 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему мой ребенок плохо говорит
Материал подготовлен на основе учебника для студентов высших педагогических учебных заведений. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-68844-1510075232.jpg)
Консультация для родителей "Почему мой ребенок плохо говорит"
Консультация "Почему ребенок плохо говорит"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-416163-1436802271.jpg)
Почему мой ребенок плохо говорит?
Вопросы речевого развития волнуют многих родителей. Как важно во время заметить проблему и грамотно решать ее....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243643-1587637002.jpg)
«Почему ваш ребенок плохо говорит. Что предпринять» «Как организовать логопедические занятия дома»
Что делать, если ребенок плохо говорит в 4-6 лет? Существует несколько основных условий для правильного и своевременного развития речи:...
- Мне нравится (1)