«Развитие речи у детей раннего возраста»
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73» Невского района Санкт-Петербурга
Программа по самообразованию на 2020/2021 учебный год
во второй младшей группе.
Тема: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Воспитатель:
Цепакина Анна Николаевна
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка.
В ряду задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Только обладая хорошо развитой связной речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, а также воспроизводить содержание текстов и произведений художественной литературы
Актуальность выбранной темы.
Цель: Повышение своего профессионального уровня и компетентности в работе с детьми младшего дошкольного возраста при работе над развитием речи детей.
Задачи:
• формирование у детей грамматически правильной речи, обогащение словарного запаса и закрепление произношения трудных звуков русского языка.
• формированию у детей выразительной речи.
• развитие произвольного внимания, памяти и воображения.
• развитие эмоционально-нравственных качеств ребенка, таких как, смелость, радушие, взаимовыручка, умение сопереживать и сочувствовать героям произведения.
• формирование волевых процессов: усидчивость и умение дослушать повествование до конца.
• формирование любознательности и читательской активности, склонности к самостоятельной читательской деятельности.
• формирование полноценного эстетического восприятия произведения.
Формы работы:
- -совместная деятельность воспитателя с детьми;
- -индивидуальная работа с детьми;
- -свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для успешной реализации поставленных задач были определены следующие этапы работы:
- Подготовительный
- Углубление методических знаний.
- Изучение необходимой литературы, знакомство с современными подходами и достижениями в области выбранной темы.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для создания развивающей предметно-пространственной среды.
- Проведение диагностики, с целью выявления особенностей воспитанников, их недостающих знаний по заданной теме.
- Создание календарно-тематического планирования
- Основной этап. Практический
- Реализация поставленных задач в рамках НОД и в соответствие с календарно-тематическим планированием.
- Сотрудничество с родителями, вовлечение их в воспитательный и образовательный процесс ДОУ.
- Своевременное внесение дополнений и корректировки в соответствие с изменением учебного процесса группы. А также разработка методов работы при возникновении затруднений у отдельных воспитанников и разработка дополнительных заданий для детей более успешных в обучении.
- Заключительный этап.
- Проведение диагностики с целью обоснования полученных результатов.
- Обобщение и внедрение опыта.
- Определение перспектив в работе с детьми и родителями.
Основные направления работы с детьми на занятиях
- Литературное чтение.
- Словарная работа с незнакомыми, новыми словами.
- Работа с иллюстрацией, соотнесение иллюстраций с текстом.
- Обучение пересказу с опорой на ключевые слова.
- Обучение пересказу с опорой на наглядный материал.
- Заучивание фрагментов текста наизусть.
Выход темы:
• Создание календарно-тематического планирования по заданной теме в соответствие с требованием ФГОС и образовательной программы.
• Создание картотеки дидактических игр по литературным произведениям и их авторам.
• Преобразование книжного уголка в группе.
• Консультации для родителей
• Консультации для педагогов
• Ознакомление воспитанников со вспомогательными электронными ресурсами при знакомстве с литературными произведениями.
• Проведение досугов по заданной теме.
• Проведение открытого занятия для родителей и коллег.
План работы на 2020-2021 учебный год
Работа с детьми
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Звук {А} Скороговорки, потешки, слова на звук {А}. Пример: Ладушки, ладушки! Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. | Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика. |
ТЕМА “Семья” | Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игровой ситуации. | |
Пальчиковая гимнастика «Семья» Папа, мама, брат и я – Вместе дружная семья. Раз, два, три, четыре, Все живем в одной квартире. | Стимулирование процесса речевого и умственного развития ребенка. | |
Звук {У} Скороговорки, потешки, слова на звук {У}. Пример: Рано-рано поутру Пастушок: “Ту-ру, Ту-ру!” А коровы в лад ему Затянули: “Му-му-му!” | Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика. | |
ТЕМА “ Игрушки ” | Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игровой ситуации | |
Пальчиковая гимнастика «Гном» Дождик, дождик за окном, Под дождем остался гном. Поскорей кончайся, дождик, Мы гулять идти не можем. | Стимулирование процесса речевого и умственного развития ребенка. | |
Чтение художественной литературы: русская народная сказка “Волк и козлята” | Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. Учить понимать смысл произведения и воспроизводить с помощью воспитателя содержание. Выразительно читать наизусть небольшие отрывки из произведения (песенки, потешки, присказки). | |
Октябрь
| Звук {О} Скороговорки, потешки, слова на звук {О}. Пример: Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Бежит курица с ведром Заливать кошкин дом! | Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика. |
Тема: “Части тела и лица” | Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игровой ситуации | |
Пальчиковая гимнастика «Это я» Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ-топ. Ой, устали, вытрем лоб. | Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка | |
Звук {Ы} Скороговорки, потешки, слова на звук {Ы}. Пример: Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила. Мыло Мила уронила. | Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика. | |
Тема: “Туалетные принадлежности” | Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игровой ситуации | |
Пальчиковая гимнастика «Умывалочка» Мы намыливаем ркчки, Раз, два, три. Раз, два, три. А над ручками, как тучки, Пузыри, пузыри. | Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка | |
Звук {Э} Скороговорки, потешки, слова на звук {Э}. Пример: Эльфы и Эхо в прятки играли. Пряталось Эхо, а Эльфы искали. | Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика. | |
Тема: «Одежда» | Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов на практике | |
Пальчиковая гимнастика «Платье» Это платье для Наташки – Красные горошки. А на платье два кармашка, Спрячем в них ладошки. | Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка | |
Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Цыпленок и утенок». | Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. Учить понимать смысл произведения и воспроизводить с помощью воспитателя содержание. Обучение пересказу с опорой на наглядный материал. | |
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке». | Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. Учить понимать смысл произведения и воспроизводить с помощью воспитателя содержание. Обучение пересказу с опорой на наглядный материал. | |
Ноябрь | Звук {И} Скороговорки, потешки, слова на звук {И}. Пример: Мишка плачет и кричит – У меня живот болит! | Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика. |
Тема: «Обувь» | Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов на практике | |
Игра «Ботинки» Вот ботинки для Маринки, Не ботинки, а картинки. Чтобы в них гулять ходить, Бегать, прыгать и шалить. | Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка. Заучивание стихотворения наизусть. | |
Звук {М}, {МЬ}Скороговорки, потешки, слова на эти звуки. Пример: Мяч летает полосатый, В мяч играют медвежата. | Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции. Артикуляционная гимнастика. | |
Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Снегурочка и лиса». | Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. Учить понимать смысл произведения и воспроизводить с помощью воспитателя содержание. Обучение пересказу с опорой на наглядный материал и ключевые слова. | |
Тема: «Мебель» | Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игре и на практике | |
Игровое упражнение «Кроватка» Вот Кирюшина кроватка, - развести руки в стороны Чтобы спал Кирюшка сладко, - присесть, положить сложенные ладони под левую щечку Чтоб во сне подрастал, - медленно подняться Чтоб большим скорее стал. - встать на носочки, потянуться руками верх | Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка. Заучивание стихотворения наизусть.. | |
Декабрь
| ||
Конструирование «Башенка» | Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. | |
Д/и «Рисуем на крупе» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. | |
Подвижная игра «Лохматый пес» | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | |
Январь | Игра «Веселые упражнения с карандашом» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Игра «Лепим снежки» | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
Февраль
| Д/и «Массажный мячик» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | |
Самомассаж «Добываем огонь» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | |
Конструирование из палочек «Лесенка» | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Д/и «Уложим куклу спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. | |
Март | Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» | Развивать умения детей рисовать пальчиками. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. | |
Конструирование «Машина» | Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. | |
Самомассаж «Стряпаем» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | |
Застегивание и расстегивание пуговиц | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. | |
Апрель | Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» | Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Дорожка» | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. | |
Игра «Спрячь в ладошке» | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
Упражнение «Обведи шаблон» | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | |
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | |
Май | Игра «Собери бусы» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | |
Игра «Дарики - комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. | |
Игра «Где же, где же наши ручки?» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | |
Складывание в бутылочку | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Работа с родителями:
Сентябрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Март
Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Апрель
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Самореализация:
*Изучение литературы по данной теме.
*Подбор материала по теме.
*Оформить картотеку пальчиковых игр.
*Изучение методической литературы:
1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...
Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...
Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...
«Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста» (консультация для родителей младших дошкольников по развитию речи).
Автором представлен материал по развитию речи у младших дошкольников....
ПРОГРАММЫ по развитию речи для детей раннего возраста, детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР "МАЛЕНЬКИЕ ГОВОРУНЫ"
Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством дидактической игры....
«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...