«Развитие речи у детей раннего возраста»
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

Цепакина Анна Николаевна

«Развитие речи у детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73» Невского района Санкт-Петербурга

Программа по самообразованию на 2020/2021 учебный год

во второй младшей группе.

Тема: «Развитие речи у детей раннего возраста»

Воспитатель:

Цепакина Анна Николаевна

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка.

  В ряду задач, стоящих перед дошкольными   учреждениями, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.       Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Только обладая хорошо развитой связной речью дошкольник может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, а также воспроизводить содержание текстов и произведений художественной литературы

Актуальность выбранной темы.

Цель: Повышение своего профессионального уровня и компетентности в работе с детьми младшего дошкольного возраста при работе над развитием речи детей.

Задачи:

 •        формирование у детей грамматически правильной речи, обогащение словарного запаса и закрепление произношения трудных звуков русского языка.

•        формированию у детей выразительной речи.

•        развитие произвольного внимания, памяти и воображения.

•        развитие эмоционально-нравственных качеств ребенка, таких как, смелость, радушие, взаимовыручка, умение сопереживать и сочувствовать героям произведения.

•        формирование волевых процессов: усидчивость и умение дослушать повествование до конца.

•        формирование любознательности и читательской активности, склонности к самостоятельной читательской деятельности.

•        формирование полноценного эстетического восприятия произведения.

Формы работы:

  • -совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • -индивидуальная работа с детьми;
  • -свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для успешной реализации поставленных задач были определены следующие этапы работы: 

  1. Подготовительный
  • Углубление методических знаний.
  • Изучение необходимой литературы, знакомство с современными подходами и достижениями в области выбранной темы.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для создания развивающей предметно-пространственной среды.
  • Проведение диагностики, с целью выявления особенностей воспитанников, их недостающих знаний по заданной теме.
  • Создание календарно-тематического планирования

  1. Основной этап. Практический
  • Реализация поставленных задач в рамках НОД и в соответствие с календарно-тематическим планированием.
  • Сотрудничество с родителями, вовлечение их в воспитательный и образовательный процесс ДОУ.
  • Своевременное внесение дополнений и корректировки в соответствие с изменением учебного процесса группы. А также разработка методов работы при возникновении затруднений у отдельных воспитанников и разработка дополнительных заданий для детей более успешных в обучении.
  1. Заключительный этап.
  • Проведение диагностики с целью обоснования полученных результатов.
  • Обобщение и внедрение опыта.
  • Определение перспектив в работе с детьми и родителями.

Основные направления работы с детьми на занятиях

  • Литературное чтение.
  • Словарная работа с незнакомыми, новыми словами.
  • Работа с иллюстрацией, соотнесение иллюстраций с текстом.
  • Обучение пересказу с опорой на ключевые слова.
  • Обучение пересказу с опорой на наглядный материал.
  • Заучивание фрагментов текста наизусть.

Выход темы:

•        Создание календарно-тематического планирования по заданной теме в соответствие с требованием ФГОС и образовательной программы.

•         Создание картотеки дидактических игр по литературным произведениям и их авторам.

•        Преобразование книжного уголка в группе.

•        Консультации для родителей

•        Консультации для педагогов

•        Ознакомление воспитанников со вспомогательными электронными ресурсами при знакомстве с литературными произведениями.

•        Проведение досугов по заданной теме.

•        Проведение открытого занятия для родителей и коллег.

План работы на 2020-2021 учебный год

Работа с детьми

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

Звук {А} Скороговорки, потешки, слова на звук {А}.

Пример:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

ТЕМА “Семья”

Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игровой ситуации.  

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Папа, мама, брат и я –

Вместе дружная семья.

Раз, два, три, четыре,

Все живем в одной квартире.

Стимулирование процесса речевого и умственного развития ребенка.

Звук {У} Скороговорки, потешки, слова на звук {У}.

Пример:

Рано-рано поутру

Пастушок: “Ту-ру, Ту-ру!”

А коровы в лад ему

Затянули: “Му-му-му!”

Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

ТЕМА “ Игрушки ”

Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игровой ситуации

Пальчиковая гимнастика «Гном»

Дождик, дождик за окном,

Под дождем остался гном.

Поскорей кончайся, дождик,

Мы гулять идти не можем.

Стимулирование процесса речевого и умственного развития ребенка.

Чтение художественной литературы: русская народная сказка  “Волк и козлята”

Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. Учить понимать смысл произведения и воспроизводить с помощью воспитателя содержание. Выразительно читать наизусть небольшие отрывки из произведения (песенки, потешки, присказки).

Октябрь

 

Звук {О} Скороговорки, потешки, слова на звук {О}.

Пример:

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом!

Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

Тема: “Части тела и лица”

Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игровой ситуации

Пальчиковая гимнастика «Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ-топ.

Ой, устали, вытрем лоб. 

Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка

Звук {Ы} Скороговорки, потешки, слова на звук {Ы}.

Пример:

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила.

Мыло Мила уронила.

Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

Тема: “Туалетные принадлежности”

Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игровой ситуации

Пальчиковая гимнастика «Умывалочка»

Мы намыливаем ркчки,

Раз, два, три. Раз, два, три.

А над ручками, как тучки,

Пузыри, пузыри.

Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка

Звук {Э} Скороговорки, потешки, слова на звук {Э}.

Пример:

Эльфы и Эхо в прятки играли.

Пряталось Эхо, а Эльфы искали.

Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

Тема: «Одежда»

Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов на практике

Пальчиковая гимнастика «Платье»

Это платье для Наташки –

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки.

Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка

Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Цыпленок и утенок». 

Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. Учить понимать смысл произведения и воспроизводить с помощью воспитателя содержание. Обучение пересказу с опорой на наглядный материал.

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. Учить понимать смысл произведения и воспроизводить с помощью воспитателя содержание. Обучение пересказу с опорой на наглядный материал.

Ноябрь

Звук {И} Скороговорки, потешки, слова на звук {И}.

Пример:

Мишка плачет и кричит –

У меня живот болит!

Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

Тема: «Обувь»

Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов на практике

Игра «Ботинки»

Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки.

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка.

Заучивание стихотворения наизусть.

Звук {М}, {МЬ}Скороговорки, потешки, слова на эти звуки.

Пример:

Мяч летает полосатый,

В мяч играют медвежата.

Упражнять детей в правильном произношении, при правильной артикуляции.

Артикуляционная гимнастика.

Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Снегурочка и лиса».

Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия. Учить понимать смысл произведения и воспроизводить с помощью воспитателя содержание. Обучение пересказу с опорой на наглядный материал и ключевые слова.

Тема: «Мебель»

Расширение словарного запаса по заданной теме. Применение новых слов в игре и  на практике

Игровое упражнение «Кроватка»

Вот Кирюшина кроватка, - развести руки              в стороны

Чтобы спал Кирюшка сладко, -

присесть, положить сложенные ладони под левую щечку

 Чтоб во сне подрастал, -

медленно подняться

Чтоб большим скорее стал. -

встать на носочки, потянуться руками верх

Упражнять в выполнении различных имитационных движений для стимулирования процесса речевого и умственного развития ребенка.

Заучивание стихотворения наизусть..

Декабрь

 

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Январь

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Февраль

 

Д/и «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь»

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина»

Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем»

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка»

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон»

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики - комарики»

Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку

Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

 

Работа с родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Март

Фотовыставка «Наши с мамой руки»

Апрель

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Самореализация:

*Изучение литературы по данной теме.

*Подбор материала по теме.

*Оформить картотеку пальчиковых игр.

*Изучение методической литературы:

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

ПРОГРАММЫ по развитию речи для детей раннего возраста, детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР "МАЛЕНЬКИЕ ГОВОРУНЫ"

Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством дидактической игры....

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...