8.12.2022 Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
методическая разработка по логопедии
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. С помощью игровых технологий можно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_igrovye_tehnologii_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
Современные дети живут в мощном потоке информации. Сейчас вместо живого общения, живой бабушкиной сказки пришли аудиосказка, видеофильмами телевизоры, компьютеры, планшеты. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. С помощью игровых технологий можно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса .
На логопедических занятиях я использую
Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные игры.
Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.
Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы : «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», «Футбол» и т. п.
Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы : игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов : «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Мой, моя», «Живое - неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.
Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа использую такие игровые упражнения как : «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Найди звук», «Поймай заданный звук», «Звукоедик», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово»и др.
Для совершенствования лексико-грамматического строя речи использую такие игры как : «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи : «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Нелепицы»,«Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.
При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать игровые задания такие как : «Найди букву среди других», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?» «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Консультация для педагогов...
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
В презентации представлены игровые технологии развития речи дошкольников...
"Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении....
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением/...
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольниковРазделы: Работа с дошкольникамиКлючевые слова: игровые технологии, развитие речи, развитие речевой деятельностиАктуальность (условия формиров...