Приемы постановки шипящих звуков.
консультация по логопедии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правильная речь имеет важное значение для полноценного психофизического развития человека, особенно важна роль постановки и автоматизации звуков в детском возрасте. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Такой ребенок может понятно выразить свои желания и мысли, правильно задать вопросы, договориться со сверстниками в командной игре. И наоборот, нечеткая речь, дефекты звукопроизношения ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Поэтому необходимо проводить работу над постановкой и автоматизацией звуков в речи.
Таким детям требуется помощь взрослого. В одних случаях необходима специальная логопедическая работа. В других — консультации логопеда. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Для достижения успеха необходимо создать благоприятные условия для работы по формированию правильного звукопроизношения, автоматизации звуков в речи.
Чтобы дети правильно произносили шипящие звуки, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине. Если логопаты не могут определить положение органов артикуляционного аппарата, надо еще раз вместе с ними длительно произнести этот звук и обратить в это время внимание на положение губ или на положение языка.
Предлагаю рассмотреть следующие приемы постановки шипящих звуков.
В начале занятия необходимо проделать комплекс артикуляционных упражнений: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки», «Чистим зубы».
1. Прием постановки звука «Ш» «Чашечка чая». С начала нужно научиться делать широким языком "чашечку". Затем предложите упражнение: осторожно донести "чашечку" с чаем. Для этого широкий язык переводим за верхние зубы, здесь нужно быть внимательным, чтобы широкие краешки язычка прижались к коренным зубам сверху, не пропуская по краям воздух. Кончик же языка, наоборот, образует небольшую щель между небом. Попросите малыша с некоторым усилием выдохнуть тёплый воздух. Запомните, что при отработке этой буквы горлышко "молчит". Если ребенок все сделал правильно, вы получите звук Ш.
2. Прием постановки звука «Ш» «По подражанию». Предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т. п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
3. Прием постановки звука «Ш» «От опорного звука». Логопату предлагается слегка приоткрыть рот, в медленном темпе 4- 6 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами; постепенно учим ребенка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.
4. Прием постановки звука «Ш» «От слога «кш». Предлагаем ребенку приоткрыть рот. Логопед вводит в рот ребенку шпатель горизонтально и просит положить широкий язык на шпатель. Предлагается произнести слог «кш». Шпатель можно заменить чистым указательным пальчиком ребенка. Если звук /Ш/ получается четко, осторожно убираем шпатель (пальчик, продолжая произносить «кш», затем «ш».
Дефекты произношения звуков «Щ», «Ж», «Ч» устраняются, как правило, сами собой, если устранены дефекты произношения звука Ш. Если этого не случилось, то можно попробовать следующие приемы :
Прием постановки звука «Ж». При образовании звонкого Ж та же артикуляция,что и при образовании звука Ш, она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос.
Приемы постановки звука «Ч». Звук Ч можно поставить от мягкого Т, произносимого в прямом слоге (ти) или обратном (ат).Необходимо произносить несколько раз раз любой из этих слогов с некоторым усилением водоха на согласном звуке. В момент роизнесения логопед с помощью шпателя или зонда отодвигает назад кончик языка.
Также Ч можно ставить от безупречно произносимого Ц. Для этого в момент произнесения звука Ц нужно отодвинуть зондом, шпателем или пальцем опущенный вниз кончик языка немного назад, в результате чего должно получиться Ч.
Прием постановки звука «Щ». Логопата просят длительно произнести Ш, растянуть губы в улыбке,продвигая язык вперед. Также можно попросить ребенка длительно произнести звук Ч.
Шипящие звуки ставятся после свистящих. Сначала - твердые, затем - мягкие. При постановки шипящих последовательность отрабатываемых звуков более свободная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация артикуляционных упражнений для шипящих звуков в игровой форме
Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
ЗДЕСЬ ОПИСАНЫ ЦЕЛИ, ОПИСАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ У КАЖДОМУ УПРАЖНЕНИЮ...
Учим ребенка говорит шипящие звуки
Консультация...
В гостях у шипящих звуков
Для родителей часто остается загадкой, почему один ребенок в 5 лет произносит все звуки, а их ребенок не выговаривает половину звуков родного языка или «застрял» на каком-то одном зв...
Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков
Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...
нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.
в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...
Шипящие звуки и звук Ть. Конспекты занятий по индивидуальной работе в условиях детского сада.
Вашему вниманию представлена серия конспектов для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В основу положен речевой материал Ольги Игоревны Крупенчук. Материал включает этапы авто...