«Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР»
консультация по логопедии (старшая группа)
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование грамматического строя речи»
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а, следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще
преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи,
формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему
грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как
«рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется
стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое
обозначение к смысловому.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически
правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап
формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения
способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь
ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем
уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко
подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания,
употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут
наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.
Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:
Игра «Один-много»
Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление существительных во множественном числе именительном падеже.
Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в
единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.
Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла –
куклы, кубик- кубики и т.д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен
перекинуть мяч и назвать слово ласково.
Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом -
домик, кукла - куколка и т.д.
Игра «Чего не стало?»
Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения
- употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
Ход игры:
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,
а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названных ребенком.
Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.
(Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)
Игра «Сосчитай до 5»
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с
существительными. Упражнять детей в счете.
Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один
мяч, два мяча…, пять мячей…
Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три
карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д. Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….
Игра «Жадина и щедрый».
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными
местоимениями.
Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».
Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему)
стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова
твоя (или ваша)».
Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф?
— Шарф мой и т.д.
Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.
Игра «Из чего какой»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а
ребенок в ответ прилагательное, характеризующее этот предмет.
Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из
фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины –
резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.
Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования
притяжательных прилагательных.
Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела
этого животного, чья она. Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.).
Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья), уши
зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).
Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и
глагольный словарь.
Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете,
подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному
слову.
Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый,
холодный…)
Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…)
Лед (какой?) - холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.
Лед (что делает?) - трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.
Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствовать навык согласования существительных с
прилагательными.
Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.
Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи».
Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги,
красное платье, красный нос, красное окно, красная рука и прочие.
Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.
Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:
∙ Верьте в силы ребенка!
∙ Обучайте в игре!
∙ Умейте выслушать ребенка.
∙ Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво
поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует
успешной и быстрой автоматизации звуков.
∙ Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания
взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного
развития лексической, грамматической сторон детской речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья предназначена для педагогов детских чадов....
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В дошкольном учреждении о...
Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...
Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.
Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи....
Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...