Рабочая программа для детей с ОВЗ 3-7 лет
рабочая программа по логопедии

Гуртова Елена Николаевна

Рабочая программа для детей с ОВЗ 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx967.45 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Целевые ориентиры. Планируемые результаты.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Планирование коррекционной работы.

2.2. План взаимодействия семьи и детского сада в течение учебного года.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Условия реализации программы. Методическое обеспечение образовательного процесса.

3.2. Список используемой литературы.

Приложение 1

Циклограмма профессиональной деятельности учителя-логопеда

Приложение 2

Годовой план работы учителя-логопеда.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы и трудности в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Количество детей в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет и чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более качественна коррекция и компенсация дефекта, а также, предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Данная Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда составлена на один учебный год и предназначена для детей 3 – 7 лет с различными речевыми патологиями, имеющих Заключение ЦПМПК г.Москвы. Рабочая Программа разработана в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Законом 273 ФЗ РФ «Об образовании», согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13; СанПиН 2.4.2.3286-15, утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26. Содержание рабочей программы соответствует Федеральным государственным стандартам, установленным в соответствии с требованием ст. 12, ст. 2 «Закона об образовании».

В основе создания данной программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В содержании программы учтены общие и специфические особенности психоречевого развития детей дошкольного возраста с проблемами речевого развития.

Рабочая программа разработана на основе программ:

1. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).

3. С учетом положений основной образовательной инновационной программы «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. – издание пятое(инновационное) Москва 2019.

Программа ориентирована на осуществление логопедического сопровождения детей дошкольного возраста с 3 до 7. В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования речевой деятельности детей с ТНР. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.

Участники программы: воспитанники младшего и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, учитель-логопед, воспитатели групп и родители.

Состав – это воспитанники младшего и старшего дошкольного возраста имеющие нарушения речи и заключения ЦПМПК г.Москвы на начало сентября 2022 года:

АООП ТНР – 6;

АООП амблиопия и косоглазие – 1;

АООП НОДА – 1;

АООП ЗПР – 1.

Из нах :

ОНР I уровня – 4 ребенка;

ОНР II уровня – 3 ребенка;

ОНР III уровня – 2 ребенка.

Рабочая программа предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости, в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Реализация программы рассчитана на один год.

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий и эффективное распределение учебного материала для преодоления у воспитанников речевых нарушений и формирование речевой коммуникации как одного из основных компонентов психологического здоровья ребенка, обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.

Задачи:

  1. Обеспечить условия для реализации прав детей на компенсацию и устранение речевых нарушений.
  2. Создать оптимальные условия для повышения качества коррекционного процесса.
  3. Совершенствовать механизм взаимодействия с родителями в вопросах реализации коррекционного процесса.
  4. Развивать все компоненты языковой системы через различные форм обучения и возможности неограниченного многообразия построения занятий, возможности инновационных развивающих и здоровьесберегающих технологий.
  5. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, навыки построения различных типов рассказов.
  6. Развивать мелкую моторику пальцев рук как один из основных факторов совершенствования артикуляционных моторных навыков.
  7. Осуществлять подготовку к освоению письменных форм речи (чтения и письма).
  8. Формировать у детей предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка), умение взаимодействовать друг с другом, произвольно управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами.

Принципы построения Программы в соответствии с ФГОС ДО:

  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Характеристика детей дошкольного возраста с ТНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность может варьироваться от полного отсутствия речи до развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т.Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически несформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями и действиями действий наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишённые флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребёнка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счёт обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребёнка уже есть простые нераспространённые предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствие согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращённой речи значительно развивается, хотя пассивный словарь ограничен, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков, но и основных цветов.

Типичные грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребёнка включает се части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребёнок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребёнок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причём замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене и смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребёнок может повторять трёх- и четырёхсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвёртый уровень речевого развития (Филичева Т.Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребёнка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’- j] и т.д.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция, оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки в употреблении при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребёнок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность представляют сложные предложения с разными придаточными.

Незавершённость формирования звукослоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

1.2. Целевые ориентиры. Планируемые результаты.

Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования). для выпускников подготовительной к школе группы.

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;

ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;

ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;

ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;

у ребенка развиты общая и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух  гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и  правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;  самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

Воспитанники 3-4 лет с ОНР

  • Понимают и выделяют из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т.д.);
  • Называют некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т.д.) и одежды (карман, рукав и т.д.);
  • Обозначают наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т.д.);
  • Выражают желание с помощью простых просьб, обращений;
  • Отвечают на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
  • При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Воспитанники 4-5 лет с ОНР

  • Соотносят предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  • Узнают по словесному описанию знакомые предметы;
  • Сравнивают знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  • Понимают простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
  • Фонетически правильно оформляют согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, г), гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);
  • Воспроизводят отражённо и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • Правильно употребляют в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • Обращаются, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые предложения;
  • В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность.

Воспитанники 5-6 лет с ОНР

  • Понимают обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • Фонетически правильно оформляют звуковую сторону речи;
  • Правильно передают слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • Пользуются в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеют навыками объединения их в рассказ;
  • Владеют элементарными навыками пересказа;
  • Владеют навыками диалогической речи;
  • Владеют навыками словообразования: продуцируют названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;
  • Грамматически правильно оформляют самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговариваются чётко, простые и почти все сложные предлоги употребляются адекватно;
  • Используют в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений);
  • Владеют элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов.

Воспитанники 6-7 лет с ОНР

  • Свободно составляют рассказы и пересказы;
  • Владеют навыками творческого рассказывания;
  • Адекватно употребляют в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их однородными членами предложения;
  • Понимают и используют в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • Понимают и применяют в речи все лексико-грамматические категории слов;
  • Владеют навыками словообразования разных частей речи, переносят эти навыки на другой лексический материал;
  • Оформляют речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
  • Владеют правильным звуко-слоговым оформлением речи;
  • Развиты и другие предпосылки, определяющие их готовность к школьному обучению:
  • Фонематическое восприятие,
  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
  • Графо-моторные навыки,
  • Элементарные навыки письма и чтения (печатание букв, слогов, слов, коротких предложений).

Планируемые результаты освоения программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры подлежат непосредственной оценке в виде логопедической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с нарушением речи (общим недоразвитием речи и фонетическим нарушением речи) являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

Диагностика проводится учителем-логопедом в течение сентября. Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития, а также позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей осуществляется так же воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором физического воспитания в начале учебного года.

Результаты обследования обсуждаются на заседаниях ППк учреждения. В случае отсутствия положительной динамики речевого развития воспитанника в индивидуальные планы вносятся коррективы. Родители знакомятся с результатами обследования через индивидуальные консультации.

Методы: индивидуальные беседы, специальные диагностические задания, изучение методической и педагогической документации, анализ анамнестических данных, беседы с педагогами и специалистами ДОУ, с родителями.

Периодичность: обследование уровня усвоения программных требований проводится три раза в год (в сентябре, январе и апреле).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Планирование коррекционной работы.

Логопедическая работа при коррекции ОНР ведется в следующих направлениях:

  • развитие понимания обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • формирование умение правильно произносить слова сложной слоговой структуры;
  • формирование навыков диалогической речи;
  • развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
  • воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
  • развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
  • развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования;
  • подготовка к овладение элементарными навыками письма и чтения.

Содержание логопедической работы в младшей группе предусматривает работу по следующим направлениям:

Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

• развитие понимания речи;

• развитие активной подражательной речевой деятельности;

• развитие внимания, памяти, мышления детей.

Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

Продолжительность одного занятия – не более 15 минут.

Планирование занятий представлено в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (стр.7-43).

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (стр.44-69).

Лексические темы для 3-4 лет: Семья. Игрушки. Части тела и лица. Туалетные принадлежности. Одежда. Обувь. Мебель. Новый год. Продукты питания. Посуда. Домашние птицы. Домашние животные. Транспорт. Лето, цветы. Лето, насекомые. Игры с песком и водой

Содержание логопедической работы в средней группе (4-5 лет) предусматривает работу по следующим направлениям:

  1. Активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляции.
  2. Развитие словаря – накопление пассивного словарного запаса.
  3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  4. Развитие понимания речи.
  5. Работа над слоговой структурой слова.
  6. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.
  7. Развитие самостоятельной фразовой речи.

Продолжительность одного занятия – не более 20 минут

Планирование занятий представлено в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (стр.110-158).

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (стр.159-178).

Лексические темы для 4-5 лет: Осень, название деревьев. Огород, овощи. Сад, фрукты. Лес, грибы и лесные ягоды. Игрушки. Одежда. Обувь. Мебель. Кухня, посуда. Зима, зимующие птицы. Комнатные растение. Новогодний праздник. Домашние птицы. Домашние животные и их детёныши. Дикие животные и их детёныши. Профессии, продавец. Профессии, почтальон. Транспорт. Профессии на транспорте. Весна. Мамин праздник, профессии мам. Первые весенние цветы. Цветущие комнатные цветы. Дикие животные весной. Домашние животные весной. Птицы прилетели. Насекомые. Рыбки в аквариуме. Наш город, моя улица. Правила дорожного движения. Лето, цветы на лугу.

Содержание логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у воспитанников старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Содержание логопедической работы в старшей группе предусматривает работу по следующим направлениям:

1. Развитие понимания обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы.

2. Формирование звуковой стороны речи Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

3. Формирование умения правильно произносить слова сложной слоговой структуры.

4. Формирование умения пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.

5.  Формирование навыков диалогической речи.

6.  Формирование навыков элементарного пересказа.

7. Совершенствование навыков словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.д.

8.  Формирование грамматически правильной самостоятельной речи в соответствии с нормами языка (правильное употребление падежных и родовидовых окончаний слов, простые и сложные предлоги).

9. Развитие умения использовать в спонтанном общении слова разных частей речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения и т.д.

10. Подготовка к овладение элементарными навыками письма и чтения (чтение и печатание некоторых букв, слогов, слов.

Продолжительность одного занятия – не более 25 минут.

Сетки логопедических занятий приведены в книге Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа». В приложении к рабочей программе приводится планирование индивидуальной работы воспитателя.

Планирование занятий представлено в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (стр.267-299).

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (стр.300-315).

Лексические темы для 5-6 лет: Осень, деревья осенью. Огород, овощи. Сад, фрукты. Лес, грибы и лесные ягоды. Одежда. Обувь. Игрушки. Посуда. Зима, зимующие птицы. Домашние животные зимой. Дики животные зимой. Новый год. Мебель. Грузовой и пассажирский транспорт. Профессии на транспорте. Детский сад, профессии. Ателье. Наша армия. Профессии строителей. Весна, мамин праздник. Комнатные растения. Пресноводные и аквариумные рыбы. Наш город. Весенние работы на селе. Космос. Откуда хлеб пришёл? Почта. Правила дорожного движения. Лето, насекомые. Лето, цветы на лугу.

Содержание логопедической работы в подготовительной группе (6-7 лет) предусматривает работу по следующим направлениям:

1.  Обучение свободному составлению рассказов, пересказов.

2.  Формирование навыков творческого рассказывания.

3. Формирование навыков употребления в самостоятельной речи простых и сложных предлогов

4. Обучение навыкам адекватного употребления в самостоятельной речи простых и сложных предложений с придаточными причины и следствия, однородными членами предложения.

5.  Обучение использованию в речи всех лексико-грамматических категорий слов.

6. Формирование навыков словообразования разных частей речи, переносу этих навыков на другой лексический материал.

7.  Обучение оформлению речевого высказывания в соответствии с фонетическими нормами русского языка

8. Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза

9. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения (графомоторные навыки, печатание букв, слогов, слов и коротких предложений).

Продолжительность одного занятия – не более 30 минут.

Сетки логопедических занятий приведены в книге Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа». В приложении к рабочей программе приводится планирование индивидуальной работы учителя-логопеда.

Планирование занятий представлено в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (стр.438-469).

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет» (стр.470-484).

Лексические темы для 6-7 лет: Осень, деревья осенью. Овощи. Фрукты. Насекомые. Перелётные птицы. Поздняя осень, грибы и ягоды. Домашние животные и их детёныши. Дикие животные и их детёныши. Осенние одежда, обувь, головные уборы. Зима, зимующие птицы, дикие животные зимой. Мебель. Посуда. Новый год. Транспорт. Профессии. Труд на селе зимой. Орудия труда. Инструменты. Животные жарких стран. Комнатные растения. Животный мир морей и океанов, пресноводные и аквариумные рыбы. Ранняя весна, мамин праздник. Наша Родина – Россия. Москва – столица России. Наш родной город. Мы читаем С.Я. Маршака. Мы читаем К.И. Чуковского. Мы читаем С.В. Михалкова. Мы читаем А.Л. Барто. Поздняя весна, перелётные птицы весной. Мы читаем А.С. Пушкина. Скоро в школу, школьные принадлежности.

2.2. План взаимодействия семьи и детского сада в течение учебного года.

Работа с педагогами осуществляется в соответствии с годовым планом работы учителя - логопеда. Цель работы: оказывать консультативно рекомендательную помощь педагогам по вопросам речевой подготовки детей к школе.

Основные способы организации коррекционно-логопедической работы воспитателя:

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня несколько раз.
  2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной.
  3. Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки (ежедневно после сна).
  4.  Индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
  5. Коррекционно-логопедическая работа вне занятий (закрепление речевых навыков в повседневной жизни и разных видах деятельности детей.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом - психологом направлено на совместное психолого-логопедическое сопровождение детей с речевой патологией.

Учитель-логопед и педагог-психолог разрабатывают индивидуальные и подгрупповые планы в соответствии с особенностями и потребностями развития воспитанников, адаптируют содержание, методы и приемы работы в соответствии с речевыми и индивидуально-типическими особенностями детей.

Взаимодействие с родителями проводится в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда. Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка педагоги максимально привлекают родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития ребенка.

Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь 3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля. Основная цель взаимодействия с родителями – это информирование родителей с эффективными приемами речевой поддержки ребенка в семье, формирование заинтересованности и вселение уверенности в результативности совместной работы. Приоритетной формой взаимодействия является консультирование и беседы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Условия реализации программы. Методическое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа предполагает решение коррекционных задач в форме занятий: подгрупповых, индивидуальных. Соотношение между видами занятий и их продолжительностью в течение рабочего дня и рабочей недели определяется возрастными и речевыми особенностями детей и закрепляется в расписании логопедических занятий.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Занятия

Содержание

Индивидуальные

  1. Нормализация тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.
  2. Нормализация артикуляционной моторики: выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке звуков, выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
  3. Нормализация речевого дыхания. Работа по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом. Работа над темпом, ритмом и интонацией.
  4. Уточнение произношения и постановка звуков общепринятыми в логопедии методами. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушений.
  5. Автоматизация уточненных или поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности. (Картинки, схемы, символы и т.д.).
  6. Дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами (в случаях дефектов звукопроизношения в виде замен или смешения звуков).
  7. Коррекция звукослоговой структуры слов (при необходимости).
  8. Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений.
  9. Коррекция грамматического строя речи с учетом индивидуальных нарушений.

Подгрупповые

  1. Закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков.
  2. Закрепление навыков произношения поставленных звуков.
  3. Дифференциация поставленных звуков в произношении и на слух.
  4. Развитие фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте (в подготовительной группе).
  5. Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
  6. Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных звуков.
  7. Развитие связной речи: выполнение упражнений и заданий на составление и распространение предложений; составление рассказов по картине; составление рассказов по серии картин; пересказ.

В основном занятия с детьми с ОНР носят комбинированный характер, что позволяет в течение одного занятия решать задачи, направленные на:

  • развитие лексико-грамматических средств языка, звукопроизношения,
  • подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения,
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи в соответствии с возрастными нормативами.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени в течение каждого рабочего дня и недели в целом. Цель индивидуальных занятий: коррекция индивидуальных речевых недостатков развития воспитанников.

В течение учебного года происходит постепенный переход от индивидуальных занятий к работе в микрогруппах, который позволяет уменьшить временные затраты и перейти к формированию навыков совместной речевой деятельности.

При планировании занятий используется тематический принцип организации речевого материала, что предполагает выбор не речевой темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Подбор и расположение тем определяется такими принципами как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и располагается свободно.

Развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи и неречевых психических функций.

Также предусмотрено использование программ, технологий и методических пособий ряда авторов:

  • Логопедические коррекционно-развивающие программы и технологии:
  1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Бухарина К.Е. Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет с ОНР. М.: Издательство Владос, 218.
  3. Бухарина К.Е. Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет с ОНР. М.: Издательство Владос, 218.
  4. Бухарина К.Е. Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет с ОНР. М.: Издательство Владос, 218.
  5. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях (С, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль, Р). – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
  6. Нищева Н.В. Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями старшей группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019.
  7. Нищева Н.В. Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019.
  8. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  9. Нищева Н.В. Прописи для старших дошкольников: Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2006.
  10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007.
  • Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, голосовые упражнения кинезиологические упражнения, комплексы для развития артикуляционной и пальчиковой моторики (О.И. Крупенчук), су-джок терапия (ручной массаж с использованием игольчатых поверхностей), крео-терапия (терапия льдом), элементы биоэнергопластики и психогимнастики, направления арт-терапии (игры с песком и водой, изобразительными средствами, цветотерапия, ароматерапия).
  •  Информационно-компьютерные технологии: «Лого-старт» набор интерактивных игр портала «Мерсибо». Слайдовые презентации по лексическим темам, а также по развитию артикуляционной и пальчиковой моторике. Подборка аудио- и видеоматериалов.

Оснащение логопедического кабинета

1. Зеркало – 1 шт.

2.  Стулья детские – 3 шт.

3. Доска магнитная – 1 шт.

4.Шкафы и полки для методической работы.

5.Коробки и папки для пособий.

В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:

Пособия:

Обследование

1. Обследование звукопроизношения.

2. Обследование понимания речи.

3. Обследование связной речи.

4. Обследование грамматического строя.

5. Состояние словаря.

6. Обследование Фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

7. Обследование слоговой структуры слова.

8. Счетный материал.

9. Разрезные картинки из 2 – 4 – 6 частей.

10.Картинки и тексты.

Формирование звукопроизношения:

1. Артикуляционные упражнения (карточки)

2. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.

3. Пособия для работы над речевым дыханием.

4. предметные картинки на все изучаемые звуки.

5. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.

6. Тексты на автоматизацию поставленных звуков.

Картотеки и настольные игры:

- картотека артикуляционной гимнастики;

- картотека дыхательной гимнастики;

- Разрезные картинки;

- Игры с прищепками;

- Игры со шнуровками;

- Игра: "Чей хвост";

- Игра: " Кто, где живет, и чем питается";

- картотеки на развитие памяти, внимания, мышления

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа:

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков

2. Таблицы: "Звуки и буквы"; "Характеристика звуков".

3. Звуковички на изучаемые звуки.

4. Предметные картинки на дифференциацию звуков

Работа над словарем

1. Предметные картинки: Ягоды, головные уборы, мебель, птицы, растения, обувь, продукты, грибы, одежда, посуда, игрушки, насекомые, профессии, деревья, животные и их детеныши, инструменты, времена года, предметные картинки на подбор антонимов, предметные картинки на подбор синонимов, многозначные слова, множественное число, один – много, словообразование.

Грамматический строй речи

1. Схемы предлогов.

2. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами.

3. Пособия на согласование.

Развитие связной речи

1. Серия сюжетных картинок.

2. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов.

Список литературы

  1. Нищева Н.В. Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». СПб.: «Детство Пресс», 2015.
  2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи с 3 до 7 лет. – СПБ.: «Детство Пресс», 2016.
  3. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта/сост. О.Н. Киреева. - СПБ.: «Детство Пресс», 2015.
  4. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет). – СПБ.: «Детство Пресс», 2017.
  5. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет). – СПБ.: «Детство Пресс», 2019.
  6. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет). – СПБ.: «Детство Пресс», 2018.
  7. Нищева Н.В. Рабочие тетради для детей среднего (с 4 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет) входят в методический комплект «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. СПБ.: «Детство Пресс», 2019.
  8. Нищева Н.В. Рабочие тетради для обучения грамоте детей дошкольного возраста входят в методический комплект парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Тетради № 1, 2, 3 соответствуют частям «Моего букваря» Н.В. Нищевой. СПБ.: «Детство Пресс», 2019.
  9. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению/ Худ. О. Н. Капустина. -  СПБ.: «Детство Пресс», 2017.
  10. Речевая карта и картинный материал для обследования дошкольников от 4 до 7 лет. В.Н. Нищева.
  11. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет). СПб.: «Детство Пресс», 2016.
  12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», М. «Просвещение», 2008.
  13. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  14. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  15. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
  16. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
  17. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
  18. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
  19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  21. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
  22. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  23. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  24. Туманова ТВ.  Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
  25. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
  26. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  27. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
  1. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,
  2. 1999.
  3. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

Список используемых цифровых образовательных ресурсов

  1. doshvozrast.ru
  2. http://www.o-detstve.ru/
  3. festival.1september.ru
  4. imc-eduekb.ru
  5. logoburg.com
  6. logoped.ru
  7. logomag.ru
  8. logopediya.com
  9. logopedmaster.ru

Приложение 1

Циклограмма профессиональной деятельности учителя-логопеда

в 2022/2023 учебном году

Основная ставка (20 ч)

Временные интервалы  

Содержание работы

распределение времени (мин.)

СП (Корпус)

Практическая работа

Метод. работа

КРР

Диагнос-тика

Консуль-тирование

Экспер-тиза

Понедельник

08:00-08:30

Организационная работа, совместная деятельность в процессе режимных моментов, наблюдение. Подготовка к занятиям.

10

10

 

 

10

Д6

08:30-11:30

индивидуальная, индивидуально - подгрупповая работа с детьми по графику

180

 

 

 

 

Д6

11:30-12:00

консультирование воспитателей по организации и проведению коррекционной работы с детьми в вечернее время

 

 

30

 

 

Д6

часы рабочего времени

4,00

3,17

0,17

0,50

0,00

0,17

 

Вторник

08:00-08:10

Организационная работа, совместная деятельность в процессе режимных моментов, наблюдение. Подготовка к занятиям.

5

5

 

 

 

Д6

08:10-11:30

Индивидуальная, индивидуально - подгрупповая работа с детьми по графику

200

 

 

 

 

Д6

11:30-12:00

Работа с документацией

 

 

 

 

30

Д6

часы рабочего времени

4,00

3,42

0,08

0,00

0,00

0,50

 

Среда

07:00-07:15

Консультирование воспитателей по организации и проведению коррекционной работы с детьми

 

 

15

 

 

Д6

07:15-07:45

Консультирование родителей по организации и проведению коррекционной работы и речевому развитию детей

 

 

30

 

 

Д6

07:45-11:00

Индивидуальная, индивидуально - подгрупповая работа с детьми по графику

195

 

 

 

 

Д6

часы рабочего времени

4,00

3,25

0,00

0,75

0,00

0,00

 

Четверг

08:00-08:30

Организационная работа, совместная деятельность в процессе режимных моментов, наблюдение. Подготовка к занятиям.

5

10

5

 

10

Д6

08:30-11:45

Индивидуальная, индивидуально - подгрупповая работа с детьми по графику

 

195

 

 

 

Д6

11:45-12:00

Работа с документацией

 

 

 

 

15

Д6

часы рабочего времени

4,00

0,08

3,42

0,08

0,00

0,42

 

Пятница

08:00-08:10

Консультирование родителей по организации и проведению коррекционной работы дома

 

 

10

 

 

Д6

08:10-08:20

Участие в режимных моментах, отслеживание динамики речевого развития ребенка.

5

5

 

 

 

Д6

08:20-11:30

Индивидуальная, индивидуально - подгрупповая работа с детьми по графику

190

 

 

 

 

Д6

11:30-12:00

Работа с документацией.

 

 

 

 

30

Д6

часы рабочего времени

4,00

3,25

0,08

0,17

0,00

0,50

 

ИТОГО:

20

13,17

3,75

1,50

0,00

1,58

Приложение 2

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

учителя-логопеда

ЦЕЛЬ: Организация коррекционно–образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание благоприятных условий для ребенка дошкольного детства, формирования общей культуры личности детей, формирования предпосылок учебной деятельности, исправление недостатков в речевом развитии детей.

ЗАДАЧИ:

  • Совершенствовать процесс коррекционно-развивающего обучения с внедрением эффективных форм работы, компьютерных технологий.
  • Организовывать коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО, создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формировать основы базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготавливать ребёнка к жизни в современном обществе.
  •  Повышать коррекционно-логопедическую компетентность педагогов посредством консультирования по применению специальных методов и приемов для профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
  • Формировать родительскую компетенцию в вопросах по коррекции и профилактике нарушений речи с целью повышения мотивационно-ценностной направленности родителей на коррекцию речевого дефекта ребенка.
  • Организовать предметно-развивающую среду с учетом ФГОС ДО.

№ п/п

Вид деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

№ группы

1.

Диагностика

1.Комплексное логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей, уточнение логопедического заключения, заполнение речевой карты и ИОМов на каждого ребенка.

2.Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи в средних и старших группах через обследование.

Сентябрь

Январь

Май

В течение учебного года

По заключениям ЦПМПК

6, 2, 3 группы

2.

Развивающая и коррекционная работа

  1. Проведение индивидуальной и индивидуально-подгрупповой логопедической непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха, восприятия и связной речи.

 В течение учебного года

По заключениям ЦПМПК

3.

Консультативная работа с педагогами

1.Консультативное взаимодействие со специалистами ДОУ: с инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, воспитателями групп, медицинским работником.

2.Консультации для воспитателей ДОУ:

  • «Характеристика детей ОВЗ»
  • «Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза»
  • «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией»

Консультации для воспитателей (по коррекционной работе).

В течение учебного года

 

Все группы

Все группы

4.

Просветительская работа

  1. Консультирование родителей:

- Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования и в процессе коррекционной работы.

- Консультирование по запросу.

2. Папки-передвижки для родителей:

  •  «Развитие речи детей 2-3 (3-4, 4-5, 5-6, 6-7) лет»
  • «Учим буквы (для старшего возраста)»
  •  «Речевые игры по дороге домой»
  • «Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей (для младшего и среднего возраста)»

В течение года

Октябрь

Декабрь

Март

Апрель

Все группы

Все группы

5.

Методическая работа

1.Комплектование группы, утверждение списка детей с заключениями ЦПМПК.

2.Составление перспективных и календарно-тематических планов работы на год.

3.Ведение речевых карт, индивидуальных перспективных планов работы, индивидуальных тетрадей детей.

4.Планирование логопедической подгрупповой, индивидуальной НОД.

Конец сентября

Сентябрь

В течение года

В течение года

6.

Повышение квалификации

1.Отслеживание и изучение новинок в методической литературе по внедрению ФГОС ДО в работу учителя-логопеда детского сада в журналах «Логопед», «Логопед в ДОУ», «Дошкольное образование» и др.

2.Пополнение учебно – методического и дидактического комплекса.

3.Участие в педагогических советах, семинарах, ППк комплекса.

4.Использование Интернет ресурса для публикации материалов, участие в вебинарах.

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой

Рабочая программа  для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы  "Развитие +" под редакцией  А.И. Булычевой...

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...

Рабочая программа для детей младшего возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Аистёнок»

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психич...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...