Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии

Упражнения для подготовки мышц артикуляционного аппарата к произношению согласных и гласных звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для мышц артикуляционного аппарата на произношение гласных и согласных звуков.

Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)»  -   открыть рот и положить широкий расслабленный

                                               язык на нижнюю губу.

«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние

                                                зубы, а сам язык приподнять вверх.

«Катушка»                          - кончик языка упереть в нижние передние зубы.

                                               Боковые края языка прижать к верхним коренным

                                               зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и

                                               убирать в глубь рта.

«Чистим  нижние зубки»  -  рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком

                                                языка нижние зубы с внутренней стороны, делая  

                                                движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть  

                                                и губы неподвижны. Движущийся из стороны в  

                                                сторону кончик языка должен находиться у  

                                                десен.        

«Дудочка»                         -   открыть рот и немного высунуть широкий язык.

                                                Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в

                                                получившуюся «дудочку».

Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

                                            язык на нижнюю губу.

«Чашечка»                      - широко открыть рот и положить широкий

                                           расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

                                           края языка, не касаясь верхних зубов.

«Вкусное варенье»        - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

                                           варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

                                           язык.

«Маляр»                         - открыть рот. Широким кончиком языка, как

                                          кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

                                          отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Парус»                          - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

                                           бугорков (альвеол).  

«Лошадка»                     -  открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и

                                           сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя  

                                           челюсть и губы не двигаются.

«Грибок»                        - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

                                           от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  

                                           Язык не должен отрываться от неба.

«Качели»                        - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

                                          то к носу, то к подбородку. Рот при этом не  

                                           закрывать.

Для постановки  звука Л требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

                                            язык на нижнюю губу.

«Иголочка»                    -  рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь

                                           его, сделать узким.

«Чашечка»                      - широко открыть рот и положить широкий

                                           расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

                                           края языка, не касаясь верхних зубов.

«Грибок»                        - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

                                           от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  

                                           Язык не должен отрываться от неба.

«Качели»                        - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

                                          то к носу, то к подбородку. Рот при этом не  

                                           закрывать.

«Вкусное варенье»        - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

                                           варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

                                           язык.

«Парус»                          - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

                                           бугорков (альвеол).  

«Маляр»                         - открыть рот. Широким кончиком языка, как

                                          кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

                                          отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Часики»                       - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться

                                          языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для постановки  звука Р требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

                                            язык на нижнюю губу.

 «Грибок»                        - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

                                           от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  

                                           Язык не должен отрываться от неба.

«Качели»                        - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

                                          то к носу, то к подбородку. Рот при этом не  

                                           закрывать.

«Вкусное варенье»        - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

                                           варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

                                           язык.

«Парус»                          - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

                                           бугорков (альвеол).  

«Маляр»                         - открыть рот. Широким кончиком языка, как

                                          кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

                                          отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

 «Барабанщик»              - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с  

                                          силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и

                                          произносить звуки: «д – д – д …»

Для произношения гласных звуков:    

И - при произнесении звука рот слегка раскрыт, зубы обнажены. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Э - рот раскрыт больше, чем при произнесении звука и, зубы обнажены. Кончик языка находится у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

А - нижняя челюсть опущена, рот раскрыт в вертикальном направлении на два пальца, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

О - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух свободно проходит через рот.

У - губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем при произнесении звука о. Спинка языка высоко поднята к нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Ы - рот раскрыт, как при произнесении звука и; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка оттянут назад. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция находится в прямой зависимости от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость имеет наименьший объем, а глоточная - наибольший. При произнесении звука а рот максимально, а глоточная полость -минимально.

И - зубы обнажены, как при произнесении гласного и. Кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

При произнесении каждого йотированного гласного спинка языка сначала активно поднимается к твердому нёбу, а затем принимает положение, характерное для артикуляции основного гласного. Губы также занимают положение, как при произнесении основного гласного: я - как на звуке а; е - как на звуке э; ё - как на звуке о; ю - как на звуке у.

При наличии какого-либо искажения в произношении гласных, ищите причину в работе артикуляционных органов.

Отрабатывать произношение гласных звуков рекомендуется двумя способами: вслух и беззвучно. При беззвучном способе мы как бы мысленно произносим каждый слог, внимательно следим за положением языка и движениями губ, чем способствуем формированию внутренней артикуляции. Движения органов речи должны быть ненапряженными, легкими, мягкими, эластичными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...