Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии
Упражнения для подготовки мышц артикуляционного аппарата к произношению согласных и гласных звуков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Упражнения для мышц артикуляционного аппарата на произношение гласных и согласных звуков.
Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние
зубы, а сам язык приподнять вверх.
«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Боковые края языка прижать к верхним коренным
зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и
убирать в глубь рта.
«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком
языка нижние зубы с внутренней стороны, делая
движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть
и губы неподвижны. Движущийся из стороны в
сторону кончик языка должен находиться у
десен.
«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.
Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в
получившуюся «дудочку».
Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий
расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять
края языка, не касаясь верхних зубов.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
язык.
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
бугорков (альвеол).
«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и
сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя
челюсть и губы не двигаются.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать.
Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь
его, сделать узким.
«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий
расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять
края языка, не касаясь верхних зубов.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
язык.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
бугорков (альвеол).
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Часики» - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться
языком попеременно то к правому уху, то к левому.
Для постановки звука Р требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
язык на нижнюю губу.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
язык.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
бугорков (альвеол).
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Барабанщик» - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с
силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и
произносить звуки: «д – д – д …»
Для произношения гласных звуков:
И - при произнесении звука рот слегка раскрыт, зубы обнажены. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
Э - рот раскрыт больше, чем при произнесении звука и, зубы обнажены. Кончик языка находится у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
А - нижняя челюсть опущена, рот раскрыт в вертикальном направлении на два пальца, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
О - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух свободно проходит через рот.
У - губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем при произнесении звука о. Спинка языка высоко поднята к нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
Ы - рот раскрыт, как при произнесении звука и; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка оттянут назад. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.
Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция находится в прямой зависимости от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость имеет наименьший объем, а глоточная - наибольший. При произнесении звука а рот максимально, а глоточная полость -минимально.
И - зубы обнажены, как при произнесении гласного и. Кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.
При произнесении каждого йотированного гласного спинка языка сначала активно поднимается к твердому нёбу, а затем принимает положение, характерное для артикуляции основного гласного. Губы также занимают положение, как при произнесении основного гласного: я - как на звуке а; е - как на звуке э; ё - как на звуке о; ю - как на звуке у.
При наличии какого-либо искажения в произношении гласных, ищите причину в работе артикуляционных органов.
Отрабатывать произношение гласных звуков рекомендуется двумя способами: вслух и беззвучно. При беззвучном способе мы как бы мысленно произносим каждый слог, внимательно следим за положением языка и движениями губ, чем способствуем формированию внутренней артикуляции. Движения органов речи должны быть ненапряженными, легкими, мягкими, эластичными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...