2022 год. Проект «Нейрогимнастика в развитии речи ребенка дошкольника»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Проект
«Нейрогимнастика в развитии речи ребенка дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ghjtrn.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга»
Проект
«Нейрогимнастика в развитии речи ребенка дошкольника»
Составитель:
Учитель – логопед
Штырева У. С.
Кулунда
2022
Введение
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология.
Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с нарушениями речи.
Тип проекта: Педагогический, творческий, долгосрочный.
Участники реализации проекта: учитель – логопед, дети, родители.
Нормативно-правовая база проекта:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28);
- Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии»;
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»;
- Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии».
Содержание проекта:
Цель проекта: использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики, создание условий для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
Задачи проекта:
- Совершенствование методов и приёмов работы по преодолению основного речевого нарушения, а также развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.
- Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребёнка.
- Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста;
- Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Сроки и этапы реализации:
I этап - Организационный
II этап - Концептуальный
III этап - Аналитический
Модель реализации проекта:
- Самообразование.
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Методический инструментарий.
Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.
Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.
Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию и нейрогимнастику необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Логопедический кабинет.
- Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека игр по звуковой культуре речи, консультативный материал для педагогов и родителей).
- Мультимедийное оборудование (ИКТ).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап реализации проекта, цели этапа | Содержание и методы деятельности | Продукты инновационной деятельности, прогнозируемые результаты |
1-й этап «Организационный» Цели этапа:
| Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности | - Определение ресурсов. - Формирование творческой группы участников проектной деятельности. |
Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. | - Ознакомление с методической литературой по данному вопросу. -Написание плана самообразования по данной теме. | |
Диагностика детей-логопатов | - Обследование проводится индивидуальной форме на основе альбома Иншаковой О.Б. - Заполнение речевых карт. | |
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности | - Родительское собрание (дистанционно). - Подборка консультаций, буклетов. - Индивидуальные консультации. | |
Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности | - Выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности. | |
2-й этап «Концептуальный» Цели этапа:
| Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности | - Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.). - Создание банка видео и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д. |
Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи | - Внедрение в образовательный процесс проекта нейрогимнастики для развития речи». - Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта. - Отчет о проектной деятельности с указанием направлений работы и результатами на итоговом педагогическом совете. | |
Работа с родителями воспитанников | - Фотоотчеты о работе по развитию речи. - Консультации, буклеты, беседы. | |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития | - Проведение бесед, разработка консультативного материала и пособий по использованию нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития в работе с детьми. - Пополнение информации на страницах официального сайта МБДОУ. -Активное включение родителей в образовательный процесс группы. | |
Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности | - Мониторинг проектной деятельности. - Внесение корректив в документацию проектной деятельности. | |
3-й этап «Аналитический» Цели этапа:
опыта работы по реализации проекта нейрогимнастика для развития речи». | Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно-логопедической работы | - Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности. |
Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в МБДОУ | - Подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов по итогам проектной деятельности для тиражирования. - Публикация статей по использованию культурных практик по теме проекта в профессиональных изданиях. | |
Определение перспектив дальнейшей работы на основе: - итогов проектной деятельности; - результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с НР; - скоординированности действий всех участников проекта. | - Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта. - Внесение корректив в проект проектной деятельности. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА
НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)
Содержание работы с детьми | Оборудование | Работа с родителями и педагогами |
- Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох». - Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа. - Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька». -Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». -Дидактическая игра «Нейрокарточки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34). Изготовление пособия «Нейрокарточки» | Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» |
- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе». - Дидактическая игра «Говорящие ручки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54). Изготовление пособия «Говорящие ручки». | Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени». - Дидактическая игра «Жесты». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69). Изготовление пособия «Жесты». | |
- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа. - Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Змейки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан. 7,8, с.69-88). Изготовление пособия «Змейки». | Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений) |
- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Нейротаблички» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан. 9,10, с.89-106). Изготовление пособия «Нейротаблички» (говорим- дышим-показываем) | «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе |
- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Флажки», «Локоток-1» -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан. 11,12, с.106- 122). Изготовление пособия «Мнемокарточки с нейроритмами» | Семинар для педагогов и родителей старших и подготовительных групп «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе |
-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки». - Растяжки: «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака». -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога». -Дидактическая игра «Нейроальбом- «Зарядка для мозга». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан. 13,14,15, с.122-146). Изготовление пособия «Нейроальбом- «Зарядка для мозга» | Мастер – класс для педагогов «Нейроигры в речевом развитии ребенка дошкольника». |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с НР.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка-дошкольника
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию ...
Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ
Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов, в том числе и...
Консультация "Досуговая деятельность и развитие речи ребенка дошкольника"
Культурно - досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личн...
Анкетирование на тему «Развитие речи ребенка-дошкольника». Старшая оздоровительная группа
Анкетирование на тему «Развитие речи ребенка-дошкольника». Старшая оздоровительная группа...
Роль семьи в развитии речи ребенка – дошкольника.
К.И. Чуковский говорил: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного – родного языка». Известно, что семья играет важную роль в ...