2022 год. Проект «Нейрогимнастика в развитии речи ребенка дошкольника»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Штырева Ульяна Сергеевна

Проект

«Нейрогимнастика в развитии речи ребенка дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ghjtrn.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №7 «Радуга»

Проект

«Нейрогимнастика в развитии речи ребенка дошкольника»

                                                                                      Составитель:

Учитель – логопед

Штырева У. С.

Кулунда

2022

Введение

В   системе   дошкольного   образования    наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология.

Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с нарушениями речи.

Тип проекта: Педагогический, творческий, долгосрочный.

Участники реализации проекта: учитель – логопед, дети, родители.

Нормативно-правовая база проекта:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2);
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28);
  • Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии»;
  • Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»;
  • Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии».

Содержание проекта:

Цель проекта: использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики, создание условий для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Задачи проекта:

  • Совершенствование методов и приёмов работы по преодолению основного речевого нарушения, а также развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.
  • Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
  • Развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребёнка.
  • Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми-логопатами старшего дошкольного возраста;
  • Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Сроки и этапы реализации:

I этап - Организационный

II этап - Концептуальный

III этап - Аналитический

Модель реализации проекта:

  • Самообразование.
  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями.        
  • Методический инструментарий.

Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.

Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.

Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод  коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию и нейрогимнастику необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Логопедический кабинет.
  • Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека игр по звуковой культуре речи, консультативный материал для педагогов и родителей).
  • Мультимедийное оборудование (ИКТ).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап реализации

проекта,

цели этапа

Содержание и методы деятельности

Продукты инновационной деятельности,

прогнозируемые результаты

1-й этап «Организационный»

Цели этапа:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.
  • Создание организационной основы реализации проектной деятельности.
  • Координация деятельности участников проектной деятельности.

Анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности

- Определение ресурсов.

- Формирование творческой группы участников проектной деятельности.

Изучение теоретических аспектов по использованию кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

- Ознакомление с методической литературой по данному вопросу.

-Написание плана самообразования по данной теме.

Диагностика детей-логопатов

- Обследование проводится индивидуальной форме на основе альбома Иншаковой О.Б.

-  Заполнение речевых карт.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности

- Родительское собрание (дистанционно).

- Подборка консультаций, буклетов.

- Индивидуальные консультации.

Мониторинг хода первого этапа проектной деятельности

- Выявление затруднений, своевременная коррекция деятельности.

2-й этап «Концептуальный»

Цели этапа:

  • Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.
  • Своевременная коррекция и регуляция работы по речевому развитию дошкольников с НР.

Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности

- Разработка тематического планирования по проектной деятельности, сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.).

- Создание банка видео и мультимедийных презентаций образовательной деятельности и т.д.

Коррекционно-воспитательная деятельность в рамках реализации проекта над всеми компонентами речи

- Внедрение в образовательный процесс проекта нейрогимнастики для развития речи».

- Анализ эффективности промежуточных результатов по реализации проекта.

- Отчет о проектной деятельности с указанием направлений работы и результатами на итоговом педагогическом совете.

Работа с родителями воспитанников

- Фотоотчеты о работе по развитию речи.

- Консультации, буклеты, беседы.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития

- Проведение бесед, разработка консультативного материала и пособий по использованию  нейрогимнастики и кинезиоупражнений для речевого развития в работе с детьми.

- Пополнение информации на страницах официального сайта МБДОУ.

-Активное включение родителей в образовательный процесс группы.

Мониторинг хода второго этапа проектной деятельности

- Мониторинг проектной деятельности.

- Внесение корректив в документацию проектной деятельности.

3-й этап «Аналитический»

Цели этапа:

  • Обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности.
  • Тиражирование

опыта работы по реализации проекта нейрогимнастика для развития речи».

Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейрогимнастики и кинезиоупражнений в системе коррекционно-логопедической работы

- Систематизация и обобщение опыта проектной деятельности.

Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в МБДОУ

- Подготовка методических рекомендаций и сопроводительных документов по итогам проектной деятельности для тиражирования.

- Публикация статей по использованию культурных практик по теме проекта в профессиональных изданиях.

Определение перспектив дальнейшей работы на основе:

- итогов проектной деятельности;

- результативности реализации форм и методов речевого развития дошкольников с НР;

- скоординированности действий всех участников проекта.

- Подготовка предложений по дальнейшему использованию результатов проекта.

- Внесение корректив в проект проектной деятельности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА

НЕЙРОГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

 (на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)

Содержание работы с детьми

Оборудование

Работа с родителями и педагогами

- Дыхательное упражнение: «Вдох-выдох».

- Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа.

- Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька».

-Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

-Дидактическая игра «Нейрокарточки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан.1,2, с.21-34).

Изготовление пособия «Нейрокарточки»

Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Скручивания», «Здравствуй, пол!», «Струночка».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе».

- Дидактическая игра «Говорящие ручки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан.3,4, с.35-54).

Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?»

- Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра».

-Упражнения двигательного репертуара: «Ползание по-пластунски», «Локти-колени».

Дидактическая игра «Жесты».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», зан.5,6, с.54-69).

Изготовление пособия «Жесты».

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа.

- Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Змейки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»,

зан. 7,8, с.69-88).

Изготовление пособия «Змейки».

Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений)

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки:  «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой».

-Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Нейротаблички»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»,

зан. 9,10, с.89-106).

Изготовление пособия «Нейротаблички» (говорим-

дышим-показываем)

 «Нейрогимнастика как технология оптимизации учебной деятельности в образовательном процессе

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки:  «Флажки», «Локоток-1»

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»,

зан. 11,12, с.106-

122).

Изготовление пособия «Мнемокарточки с нейроритмами»

Семинар для педагогов  и родителей старших и подготовительных групп «Как нейрогимнастика помогает подготовить ребенка к школе

-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки».

- Растяжки:  «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака».

-Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога».

-Дидактическая игра «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»,

зан. 13,14,15,  с.122-146).

Изготовление пособия «Нейроальбом-

«Зарядка для мозга»

Мастер – класс для педагогов

«Нейроигры в речевом развитии ребенка дошкольника».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети с нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.  Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения и нейрогимнастика на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с НР.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе логопедических занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях подготовительной группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка-дошкольника

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию ...

Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ

Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов, в том числе и...

Консультация "Досуговая деятельность и развитие речи ребенка дошкольника"

Культурно - досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации  и самореализации личн...

Анкетирование на тему «Развитие речи ребенка-дошкольника». Старшая оздоровительная группа

Анкетирование на тему «Развитие речи ребенка-дошкольника». Старшая оздоровительная группа...

Роль семьи в развитии речи ребенка – дошкольника.

К.И. Чуковский говорил: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного – родного языка». Известно, что семья играет важную роль в ...