Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях
статья по логопедии

Кокорина Елена Вячеславовна

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает масштабный характер. На логопедических занятиях необходимо использование здоровьесберегающих технологий. Это является наиболее приоритетным в наше время, так как применение здоровьесберегающих технологий является наиболее эффективным средством коррекции, помогающим достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего  оздоровления детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 4 «Радуга»

ДОКЛАД

на тему:

«Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

Подготовила:

учитель – логопед

МБДОУ детский сад № 4 «Радуга»

Кокорина Елена Вячеславовна

г. Мичуринск

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает масштабный характер. На логопедических занятиях, наряду со специальными коррекционно-развивающими упражнениями, которые способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата, развитию фонематического слуха, а также формированию грамотной речи и четкого звукопроизношения, необходимо использование здоровьесберегающих технологий. Это является наиболее приоритетным в наше время, так как применение здоровьесберегающих технологий является наиболее эффективным средством коррекции, помогающим достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего  оздоровления детей дошкольного возраста.

Поэтому в логопедической практике я использую доступные по возрасту детей здоровьесберегающие технологии.

Хотелось бы остановиться на некоторых из них:

  1. Артикуляционная гимнастика. 

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе упражнений я соблюдаю принцип последовательности, т. е выполняем упражнения от простых к сложным.

  1. Дыхательная гимнастика.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Для развития речи необходима выработка правильного речевого дыхания, поэтому на каждом занятии присутствуют дыхательные упражнения, которые в свою очередь оказывают благотворное влияние на мозг ребенка, являются средством профилактики легочных заболеваний.

  1. Пальчиковая гимнастика.  

Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.

  1. Логопедический массаж. 

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.   В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Виды массажа используемого в моей практике:

  • массаж кистей рук,
  • самомассаж лица, мочек ушей.
  1. Для  сохранения и укрепления психического  здоровья, на своих занятиях я использую следующие оздоровительные приемы:
  • для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
  • При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. 

  1. Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения. 

Специальные упражнения для мышц глаз являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного характера зрения. Выполнение этих упражнений имеет общеукрепляющее влияние на организм ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

  1. Упражнения для развития тактильной чувствительности, мелкой и крупной моторики, кинесиологические упражнения –

являются составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. В процессе выполнения этих упражнений развивается мышечная активность, корректируются недостатки звукопроизношения, активизируется словарный запас.

Все упражнения подбираются в соответствии с изучаемой лексической темой, и проводятся в игровой форме.

Внедрение в логопедическую практику нашего детского сада здоровьесберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к занятиям, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья наших детей.

«Здоровьесберегающие технологии на

логопедических занятиях в ДОУ»

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

  Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -  оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение  оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Организуя работу по  коррекции речи, я ставлю перед собой и оздоровительные задачи:

·        Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Хочу познакомить с несколькими здоровьесберегающими технологиями, которые реализуются в нашем дошкольном образовательном учреждении на логопедических занятиях.

Дыхательная гимнастика.   Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. hello_html_3ce7df26.jpg

hello_html_1d819db0.jpg

Артикуляционная гимнастика - является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение  помогает:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;  
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Пальчиковая гимнастика.  Давно известно, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.hello_html_25945abb.jpg

Логопедический массаж. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.  Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех

случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.hello_html_m71703c72.jpg

Виды массажа используемого в моей практике:

  • массаж кистей рук,
  • самомассаж лица, мочек ушей.

         Для  сохранения и укрепления психического  здоровья, на своих занятиях я использую следующие оздоровительные приемы:

для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.hello_html_1772b7ca.png

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. 

Не обходится и без пропаганды и продвижения здорового образа жизни в сознании воспитателей и родителей. В своей работе с педагогами я использую семинары практикумы, мастер классы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Кроме этого провожу открытые логопедические занятия для родителей. Ведь здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен обязательно находить поддержку дома.

Внедрение в логопедическую практику нашего детского сада здоровьесберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к занятиям, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья наших детей.hello_html_m38d89b5b.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ

В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....

Презентация."Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

развитие сенсорных и моторных функций;·  формирование кинестетической основы артикуляторных движений;·  развитие мимической мускулатуры;·  развитие интеллектуальных функ...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Проведение логопедических занятий связано с использованием   здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Комплексная оздоровительно-коррекционная работа с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на ...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!     Здоровьесберегающие технолог...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В рекомендациях рассматриваются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия с детьми старшего дошкольного возраста....