"Тематическая интеграция в системе работы учителя-логопеда в ДОУ"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Беляева Наталья Анатольевна

"Тематическая интеграция в системе работы учителя-логопеда в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида»

  1. «Тематическая интеграция в системе работы учителя-логопеда в ДОУ»
  2.  
  3.                        
  4.                                                      
  5.                                
  6.                                       Беляева Н.А.
  7.                                                Учитель – логопед
  8.  
  9. г. Саранск, 2022 г.

Тематическая интеграция в системе работы учителя-логопеда в ДОУ

Интеграция – объединение , слияние   в известных  пределах  обобщенных знаний той или иной области .

 Тематическое интегрирование —  

это система  работы, в которой вокруг  одной темы  объединяется материал  нескольких  образовательных областей.

 

Задачи интеграции

-Координация деятельности всех специалистов ДОУ по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка.

 -Совершенствование системы психолого- педагогического сопровождения ребенка в условиях ДОУ.

-Возможность систематизации имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.

Модель тематической интеграции

Модель тематической интеграции - это модель при которой за основу деятельности взята единая (лексическая) тема. Каждый педагогический работник (учитель-логопед, воспитатель, муз. руководитель, инструктор по физ. культуре, педагог дополнительного образования) совместно определяют наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы. Целью интеграции является создание единой целенаправленной системы работы, направленной на изучение единой темы.

 

Логопед - Воспитатель

Взаимная интеграция  проходит через всю деятельность педагогов:

Составление планирование коррекционной работы с детьми.

Участие в консилиумах по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности.

 Оформление рекомендаций для родителей.

Закрепление материала лексической темы в НООД и в свободной деятельности, опираясь на рекомендации учителя-логопеда.  

Например,Развитие грамматических категорий на отрабатываемом учебном материале (например, пересчет предметов от 1до 5 и др.) по ФЭМП.

Развитие связной речи на материале НООД  по ознакомлению с художественной литературой.

Логопед –Музыкальный руководитель

 

Вариант интеграции с музыкальным руководителем

        Занятия проводит  музыкальный руководитель, используя методические рекомендации логопеда  и  приемы логопедической  ритмики.

Обучение в ориентации в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.

Развитие оптико-пространственных представлений , праксиса, тактильного гнозиса  в музыкальных играх и ритмических упражнениях.

Развитие оптико-пространственных представлений , праксиса, тактильного гнозиса  в музыкальных играх и ритмических упражнениях.

Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование связной речи.

Логопед   -  Физкультурный    работник

Используя методические рекомендации логопеда физ работник

   Учит слушать и понимать многоступенчатую инструкцию.
Развивает понимание и использование предложно-падежных конструкций (перепрыгнуть через, спрятаться за, бросить из-за)

Развивает семантическую сторону речи: расширение синонимических и антонимических рядов на материале прилагательных, глаголов, наречий (бежать-семенить ……;  высоко-низко, далеко-близко, широкий –узкий ) Систематически упражняет в тренировке движений пальцев рук, в развитие мелкой и общей моторики.

Логопед  -  специалист доп. образования по изодеятельности

Вариант интеграции через перспективное планирование в соответствии с лексическими темами по плану учителя- логопеда.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей:

 - усвоение

и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений

способствует обогащению словаря;

-высказывания в процессе наблюдений за

предметами, при обследовании предметов,  а также при рассматривании

иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на

расширение словарного запаса и формирование связной речи.

 

Вывод:

  Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система, имеющая свои цели и задачи.

Литература

1.Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. - С.73.

2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с.

3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

4. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26.

5. Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/под ред. Г.А.Волковой. – СПб.:КАРРО, 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда ДОУ

Система расчитана на ДОУ, не имеющего в соей структуре специализированных групп....

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость  разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте  речевых наруше...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Презентация "Тематическая интеграция в системе работы учителя-логопеда в ДОУ"

Презентация "Тематическая интеграция в системе работы учителя- логопеда в ДОУ"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Поскольку Лынская Марианна Ильинична  выступает адептом теории сенсорной интеграции, необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос», который представл...

Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-логопеда

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность каждого ребёнка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможносте...