Проект «Хочу все знать» (формирование связной речи у дошкольников с ОНР с использованием технологии проектной деятельности с элементами экспериментирования)
проект по логопедии (старшая группа)
Проект «Хочу все знать», с применением технологии проектной деятельности с элементами экспериментирования создан с целью качественного обогащения словарного запаса за счёт формирования у старших дошкольников с ОНР представлений и свойствах предметного окружения, воспитанию навыков учебно-исследовательской деятельности, профилактике специфических нарушений связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_trushnikova.docx | 32.67 КБ |
yarmarka_trushnikova.ppt | 835 КБ |
Предварительный просмотр:
Трушникова А.Г.,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»
Исилькульский МР
Г. Исилькуль
ПРОЕКТ
«Хочу все знать»
(формирование связной речи у дошкольников с ОНР с использованием технологии проектной деятельности с элементами экспериментирования)
Ведение
«Ребенок по своей природе –
пытливый исследователь, открыватель мира»
В.А. Сухомлинский..
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие грамотной, хорошо сформированной речи ребёнка, что является одним из основных условий готовности к школьному обучению.
Имея большой опыт работы учителем-логопедом, не могу не отметить, что последние годы появилась тенденция роста количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития речи , которые, обычно отстают в своих речевых возможностях от своих сверстников. Ко всему прочему у детей данной группы отмечается речевой негативизм и низкая мотивация к учебно-познавательной деятельности и, как следствие нарушение коммуникативных возможностей.
Среди причин, вызывающих нарушения речи различают биологические и социальные. Биологические причины представляют нарушения внутриутробного развития и родов, а также в первые месяцы жизни ребёнка. Социально-психологические факторы риска связаны с недостаточностью эмоционального и речевого общения со взрослыми. Ведь именно семья является первой ступенью овладения родным языком, познания самого себя, именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире.
Таким образом, логопедическое воздействие, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим по своей направленности.
Актуальность
Наблюдения за свободной речью детей и проведение мониторинга в начале года позволили выявить ограниченный характер словарного запаса и недостатки словаря: неправильное употребление слов, замены, неумение классифицировать предметы по общему признаку (цвету, форме, назначению), не знание обобщающих понятий, синонимов и антонимов, несформированность навыка согласования, словоизменения и словообразования. Основная масса детей группы не могут связно излагать свои мысли и грамотно строить предложения, ограничиваясь односложными ответами из-за ограниченности словарного запаса и социального опыта.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей деятельности на практике способствующих развитию познавательных процессов и повышению умственных и речевых способностей детей, приобщения ребёнка к социальному миру, осознавать самоценность собственной личности и других людей. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, формирование навыков учебно-познавательной деятельности на основе данного метода представляется наиболее эффективной. Поэтому, я решила разработать долгосрочный проект «Хочу все знать», с применением технологии проектной деятельности с элементами экспериментирования с целью качественного обогащения словарного запаса за счёт формирования у старших дошкольников с ОНР представлений и свойствах предметного окружения, воспитанию навыков учебно-исследовательской деятельности, профилактике специфических нарушений связной речи.
Задачи данного проекта:
1.Развивать представления о свойствах и качествах предметного окружения.
2. Развивать навык использования диалогической и монологической речи.
3. Формировать у детей способности к самостоятельному поиску знаний.
4. Формирование навыка публичных выступлений, умения сотрудничать
с детьми и взрослыми
Следует ещё учесть, что в данном случае работа над проектом ведётся с семьёй ребёнка с особыми образовательными потребностями и вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс является важнейшим условием эффективности развития и познания ребёнка самого себя и окружающего его мира.
Для решения перечисленных задач предлагаются следующие этапы работы с детьми и взаимодействия с родителями, на основе индивидуального подхода:
- Выбор темы проекта осуществлялся исходя из познавательных интересов ребёнка, и обсуждался с родителями ребёнка;
- Ознакомление родителей с последовательностью работы над проектом, его структурой, подготовкой экспериментальной части;
- Совместная подготовка информационно – познавательного материала по теме проекта.
- Участие родителей в подготовке презентации проекта;
- Презентация проекта и подготовка видеофильма.
- Размещение видеофильма на сайте ДОУ и на образовательном портале в социальной сети работников образования nsportal.ru.
Работа над проектами помогла расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия и создать условия для творческой самореализации родителей и детей.
Подведение итогов проекта.
Контроль усвоение детьми нового материала проходило в два этапа:
На начальном этапе: в конце своего выступления каждый из детей совместно с родителями подготовил вопросы мини-викторины по просмотренному материалу презентации и эксперимента, таким образом, дети группы свободно могли высказываются по обсуждаемой проблеме, а учитель-логопед осуществлял координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. Т.о. осуществлялся взаимоконтроль.
На втором этапе: ребята просматривали видео выступление с родителями и должны были им прокомментировать выступление. На данном этапе использовался метод самоконтроля.
На третьем этапе: проводилась диагностика контрольной группы детей .
Предмет изучения: Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы.
Метод изучения: беседа по вопросам, дидактические игры, упражнения.
Критерии оценки уровня исследуемых функций прилагаются в спецификации, результаты мониторинга показаны в листе оценки:
на начало проведения проекта 12% детей имели высокий уровень развития лексико-грамматической стороны речи и словарного запаса, и на конец проекта, их количество выросло до 83%.
Источник: Была проведена диагностика определения динамики усвоения детьми лексико-грамматических категорий и степень развития словарного запаса с контрольной группой детей, за источник взята диагностика Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». Фиксация результатов обследования в таблице, бальная система оценки результатов обследования помогло более точно отследить динамику.
Ссылки на видео презентаций проектов детей:
Проект «Что такое дождь» https://nsportal.ru/video/2022/05/proekt-chto-takoe-dozhdprezentatsiya-proekta-udivitelnyy-mir-dinozavrov-0
Проект «Тарантул» https://nsportal.ru/video/2022/05/proekt-pauk-tarantul
Проект «Путешествие в мир лего» https://nsportal.ru/video/2022/04/proekt-puteshestvie-v-mir-lego
Проект. «Волшебный камень магнит» https://nsportal.ru/video/2022/04/proekt-volshebnyy-kamen-magnit
Проект «Сибирский волк» https://nsportal.ru/video/2022/04/proekt-sibirskiy-volk
Проект «Удивительный мир динозавров» https://nsportal.ru/video/2022/03/proekt-udivitelnyy-mir-dinozavrov
Проект «Мир скорпионов» https://nsportal.ru/video/2022/03/proekt-mir-skorpionov
Перспективой дальнейшего развития проекта вижу создание видео журнала «Хочу все знать» для детей с ОНР, который можно использовать по различным лексико-грамматическим темам для более успешного и глубокого усвоения их детьми и вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс. Материал, собранный в процессе проекта могут использовать и другие педагоги ДОУ в своей работе
Следует ещё учесть, что в данном случае работа ведётся с семьёй ребёнка с особыми образовательными потребностями и вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс является важнейшим условием эффективности развития и познания ребёнка самого себя. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, осознание места и роли себя в семье на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем.Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу- это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей в познавательной - исследовательской деятельности в практике способствующих развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМА Тенденция роста количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития речи , которые, обычно отстают в своих речевых возможностях от своих сверстников. Ко всему прочему у детей данной группы отмечается речевой негативизм и низкая мотивация к учебно-познавательной деятельности и, как следствие нарушение коммуникативных возможностей. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей деятельности на практике способствующих развитию познавательных процессов и повышению умственных и речевых способностей детей, приобщения ребёнка с ОНР к социальному миру, осознание самоценности собственной личности и других людей. Поэтому, я решила разработать долгосрочный проект «Хочу все знать», с применением технологии проектной деятельности с элементами экспериментирования для детей с общим недоразвитием речи .
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель проекта : качественное обогащение словарного запаса за счёт формирования у старших дошкольников с ОНР представлений и свойствах предметного окружения, воспитанию навыков учебно-исследовательской деятельности, профилактике специфических нарушений связной речи. Задачи проекта: 1.Развивать представления о свойствах и качествах предметного окружения. 2. Развивать навык использования диалогической и монологической речи. 3. Формировать у детей способности к самостоятельному поиску знаний. 4. Формирование навыка публичных выступлений
МЕХАНИЗМ Для решения перечисленных задач предлагаются следующие этапы работы с детьми и взаимодействия с родителями, на основе индивидуального подхода: - Выбор темы проекта осуществлялся исходя из познавательных интересов ребёнка, и обсуждался с родителями ребёнка; - Ознакомление родителей с последовательностью работы над проектом, его структурой, подготовкой экспериментальной части; - Совместная подготовка информационно – познавательного материала по теме проекта. - Участие родителей в подготовке презентации проекта; - Презентация проекта и подготовка видеофильма. - Размещение видеофильма на сайте ДОУ и на образовательном портале в социальной сети работников образования nsportal . ru . Работа над проектами помогла расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия и создать условия для творческой самореализации родителей и детей .
Анализ эффективности реализации проекта Контроль усвоение детьми нового материала проходило в два этапа: На начальном этапе : в конце своего выступления каждый из детей совместно с родителями подготовил вопросы мини-викторины по просмотренному материалу презентации и эксперимента, таким образом, дети группы свободно могли высказываются по обсуждаемой проблеме, а учитель-логопед осуществлял координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. Т.о. осуществлялся взаимоконтроль. На втором этапе: ребята просматривали видео выступление с родителями в домашних условиях и должны были им прокомментировать выступление. На данном этапе использовался метод самоконтроля. На третьем этапе: проводилась диагностика контрольной группы детей . Предмет изучения: Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы. Метод изучения : беседа по вопросам, дидактические игры, упражнения. Критерии оценки уровня исследуемых функций прилагаются в спецификации, результаты мониторинга показаны в листе оценки: на начало проведения проекта 12% детей имели высокий уровень развития лексико-грамматической стороны речи и словарного запаса, и на конец проекта, их количество выросло до 83%. Источник: Была проведена диагностика определения динамики усвоения детьми лексико-грамматических категорий и степень развития словарного запаса с контрольной группой детей, за источник взята диагностика Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». Фиксация результатов обследования в таблице, бальная система оценки результатов обследования помогло более точно отследить динамику.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ Перспективой дальнейшего развития проекта вижу создание видео журнала «Хочу все знать» для детей с ОНР, который можно использовать по различным лексико-грамматическим темам для более успешного и глубокого усвоения их детьми и вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс. Материал собранный в процессе проекта могут использовать и другие педагоги ДОУ в своей работе. Ссылки на видео презентаций проектов детей: Проект «Что такое дождь» https://nsportal.ru/video/2022/05/proekt-chto-takoe-dozhdprezentatsiya-proekta-udivitelnyy-mir-dinozavrov-0 Проект. «Волшебный камень магнит» https://nsportal.ru/video/2022/04/proekt-volshebnyy-kamen-magnit Проект «Путешествие в мир лего» https://nsportal.ru/video/2022/04/proekt-puteshestvie-v-mir-lego
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"
Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....
Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...
Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей
Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей...
«Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»
laquo;Использование технологий проектной деятельности в формировании у дошкольников творческих способностей»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Одной из инновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей является технология проектной деятельности.Технология...
Выступление на педагогическом совете Воспитатель: Морозова И.Н. «Формирование связной речи у дошкольников в проектной деятельности »
Путь подражания – самый лёгкий...