Методическая разработка «Раз словечко, два словечко…»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Рожина Ульяна Викторовна

 Развитие связной речи посредством пересказа и составления рассказов по серии сюжетных картин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Рябинка»

Методическая

разработка

«Раз словечко, два словечко…»

(развитие связной речи посредством пересказа и составления рассказов по серии сюжетных картин)

Руководитель:

учитель-логопед Рожина У.В.

Тихвин

2022 г.

Актуальность

Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечают, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность,, как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной монологической речью.

У детей с ОНР словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. В активном словаре детей практически нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании и словоизменении. Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов. Типичным является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Связная речь характеризуется преобладанием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Наблюдаются сложности в организации, выстраивании в логической последовательности и языковом оформлении собственных высказываний, смысловые пропуски, аграмматизм. При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картин дети часто не могут сформулировать основную мысль и логически изложить последовательность событий.

Рассказ-описание практически недоступен детям, он ограничивается перечислением отдельных предметов и деталей. Самостоятельный рассказ по многофигурной сюжетной картине дошкольники с ОНР составить не могут.

Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Цель – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа и составления рассказов по серии сюжетных картин.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык составления рассказов по серии сюжетных картин, в том числе с описанием событий предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
  2. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
  3. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  4. Закреплять умение детей составлять план рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке;
  5. Развивать интерес к художественной литературе.
  6. Развивать чувство языка, обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения.
  7. Развивать творческие способности у детей посредством творческих пересказов.
  8. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
  9. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, учитель-логопед.

Предполагаемые результаты:

  1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
  2. Дети знают и проявляют интерес к произведениям художественной литературы;
  3. Дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
  4. Дети умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
  5. Умеют определять жанровые особенности (сказки, рассказа, стихотворения);
  6. Понимание родителями воспитанников проблемы недостаточного чтения для детей.

Предполагаемый продукт: 

- оформление книги детских отзывов о прочитанных произведениях.

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Информационные ресурсы: информационный материал для родителей –

2.Учебно-методические ресурсы:

 -  Гомзяк О.С. Говорим   правильно.   Конспекты   занятий   по   развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)

- Гомзяк О.С. «Говорим правильно» Картинный материалПРЕСС, 2006. - 9 картин, 24 с. метод, рек. — (Б-ка журнала «Дошкольная педагогика»)

3.Фонд группового помещения:

- выставка детских книг  по теме занятия;

-аудиотека;

4. Материально-технические ресурсы:

- мультимедийное оборудование, ноутбук.

Этапы реализации

1-й этап – подготовительный

  1. Провести вводную диагностику по развитию связной речи (методика О.И. Крупенчук).
  2. Подобрать и изучить методическую литературу.
  3. Составить план по реализации проекта.
  4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания.
  5. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.
  6. Создание картотеки игр на развитие связной речи.

Дети подготовительной к школе группы прошли входную диагностику речевого развития в ходе которой была обследована и связная речь воспитанников. Детям было предложено составить рассказ по серии сюжетных картин.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Оценка результатов:

 Связная речь

0

Без затруднений.

1

Рассказ бедный.  Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность.

2

Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета.

3

Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями.

4

Связной речи нет.

Сводная таблица результатов входной диагностики группы.

Баллы

Связная речь

Начало года

Конец года

0 баллов

1

7

1 балл

5

3

2 балла

4

-

3 балла

-

-

4 балла

-

-

Анализ полученных данных.

Качественный анализ  позволил обнаружить, что при выполнении данного задания у многих детей возникли затруднения. Большинству детей требовалась помощь педагога, наводящие вопросы. Наблюдалась смысловая неточность при пересказе. Дети чаще всего использовали простые синтаксические конструкции, нарушали последовательность при передаче сюжета. Только один ребенок полностью справился с заданием.

Таким образом, у большинства детей исследуемой группы, нарушена связная речь. Необходима систематическая работа по развитию связной речи в течении года во всех видах детской деятельности.

Данное исследование было также проведено с группой детей, не имеющих явных отклонений в речевом развитии. Ребята справились с заданием быстрее и допускали минимальное количество ошибок.

2-й этап – основной

Вид детской деятельности

Содержание

Познавательная деятельность

Викторина «В мире детских книг»

Коммуникативная деятельность

ООД по речевому развитию (см. приложение 1)

- составление описательного рассказа с опорой на схему;

-пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

-составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;

-придумывание предшествующих  и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

-составление рассказа на заданную тему.

Продуктивная деятельность

Оформление сборника детских отзывов по литературным произведениям в виде книги.

Восприятие художественной литературы

Чтение рассказов и сказок по списку  учебно – методического комплекта О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет»

Игровая деятельность

1.Театрализованная игра «Изобрази персонаж рассказа» (сказки).

2. Пальчиковые игры (по теме занятия).

3.Дидактические игры

«Угадай героя» - угадывание героя по описанию.

 «Кто больше слов скажет» – называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

«Придумай рассказ» – учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

«Скажи точнее» – развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

«Цепочка слов» – подбор слов-существительных и прилагательных, характеризующих в своём объединении какой-либо объект сходными качественными признаками.

«Живые слова» – составлять предложения по структурной схеме.

Работа с родителями:

 В рамках реализации проекта бытии организованы:

- выставка рисунков «Моя любимая книга»;

- семейное чтение художественных произведений по рекомендации учителя-логопеда;

-консультация для родителей «Пути формирования у ребенка интереса к художественной литературе»;

- разработана памятки « Приобщение дошкольников к чтению».

3-й этап – заключительный

Презентация результатов:

  1. Итоговая диагностика развития связной речи

2. Занятие-викторина «Любимые книжки»

3.Презентация сборника детских пересказов  литературных произведений «Раз словечко, два словечко».

Сводная таблица результатов итоговой диагностики группы

ФИ ребенка

Связная речь

1-10

Начало года

Конец года

0 баллов

1

7

1 балл

5

2

2 балла

4

-

3 балла

-

-

4 балла

-

-

Анализ полученных данных.

Качественный анализ показал, что у половины детей не возникло трудности при составлении рассказа. Помощь педагога потребовалась только двоим детям. Речь детей стала более связной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети использовали предложения сложной синтаксической конструкции, не нарушали последовательность при передаче сюжета.

Таким образом, у большинства детей исследуемой группы развитие связной речи в пределах возрастной нормы.

Результат:

В ходе  годичной работы педагоги группы и родители отметили, что речь детей стала более связной, эмоционально выразительной, грамотной. Воспитанники стали чаще проявлять интерес к произведениям художественной литературы (просят родителей почитать дома). Дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач, умеют определять жанровые особенности (сказки, рассказа, стихотворения). В ходе проекта педагоги отмечали проявляющийся интерес к произведениям, любознательность, активность детей. Родители также были  активными участниками работы по развитию связной речи детей. Организовали семейные чтения с последующим составлением наглядной модели к прочитанному произведению. Помогали в поиске книг для выставки,  выполняли творческие задания с детьми и участвовали в создании сборника пересказов.


Приложение 1

Тематическое планирование

3 неделя сентября

Рассказывание по теме «Осень»

4 неделя сентября

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

1 неделя октября

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин

2 неделя октября

Пересказ рассказа

 В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин

3 неделя октября

 Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли

4 неделя октября

Б. Гримм «Бременские музыканты»

1 неделя ноября

Составление рассказа «Неудачная охота»

по серии сюжетных картин

2 неделя ноября

Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

3 неделя ноября

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

4 неделя ноября

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

(с элементами драматизации)

1 неделя декабря

Составление рассказа «Зимние забавы»

по сюжетной картине

2 неделя декабря

Составление рассказа «Кормушка»

по серии сюжетных картин

3 неделя декабря

Составление рассказа «Дом, в котором я живу»

(из личного опыта)

4 неделя декабря

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

3 неделя января

Составление описательного рассказа по теме  «Одежда» с опорой на схему

4 неделя января

Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине

1 неделя февраля

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

2 неделя февраля

Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского

«Стыдно перед соловушкой»

(с придумыванием предшествующих событий)

3 неделя февраля

Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин

4 неделя февраля

Пересказ сказки «Две косы»

1 неделя марта

Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму»

2 неделя марта

Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок

3 неделя марта

Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель» (по опорным картинкам)

4 неделя марта

Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий

1 неделя апреля

Пересказ рассказа Б.С. Житкова

«Как слон спас хозяина от тигра»

2 неделя апреля

Составление рассказа по серии сюжетных картин

(с одним закрытым фрагментом)

3 неделя апреля

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

4 неделя апреля

Пересказ рассказа

С.А. Баруздина

 «Страна, где мы живем»

2 неделя мая

Составление рассказа «Человек» по серии картин

3 неделя мая

Составление рассказа

«Как я проведу лето»

(на заданную тему)

4 неделя мая

Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...