Дизатрия
презентация по логопедии

Васильева Наталья Александровна

Дизартрия тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizateriya_wecompress.com_.pptx532.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дизартрия Логопед: Васильева Наталья Александровна 2022-2023год МБДОУ д/с №2 « ЛАДУШКИ»

Слайд 2

Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе. Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту». Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Впервые клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад (А. Оппенгейм, Х. Гутцман и др.). Легкая степень дизартрии как речевое нарушение, отличающееся по своему патогенезу, была выделена из группы звукопроизносительных расстройств А. Куссмаулем в 1888 году. Называя косноязычием все недостатки речи, А. Куссмауль наряду с функциональным, выделил органическое косноязычие, которое являлось, по его мнению, одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. А. Куссмауль впервые вскрыл те факторы, которые влекут за собой дизартрические нарушения речи, проявляющиеся в форме неясности произношения различной степени выраженности.

Слайд 3

Дизартрия – это нарушение координации речевого процесса, которое является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы. При этом нарушена способность членения речи и артикуляции в целом . Симптом сложного мозгового поражения бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера. Этиология ДЦП и дизартрии как симптома ДЦП недостаточно изучена. Раньше считалось, что основная причина – это родовая травма. Но как показали исследования последних лет (Е.Н. Винарская ), более 80% случаев этой патологии – врожденные нарушения головного мозга, то есть внутриутробные нарушения. На основании этих исследований можно сказать, что патология, возникающая в родах, является вторичной причиной, которая в свою очередь может усугубить действие первичной. Конкретные причины, приводящие к поражению мозга, могут действовать в различные периоды: пренатальный (основной), натальный и постнатальный.

Слайд 4

1 ) Пренатальный период, то есть дородовой. Наиболее частыми причинами, вызывающими внутриутробное поражение головного мозга, являются: заболевания матери во время беременности (вирусные, инфекционные); у матери сердечно-сосудистая и почечная недостаточность; психические и физические травмы во время беременности; повышенная доза радиоактивности во время беременности; влияние никотина, алкоголя и наркотиков; несовпадение матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности. Влияние этих причин особенно опасно в первый триместр беременности. 2 ) Натальный период (вторичные факторы, усугубляющие): черепно-мозговые травмы во время родов; кровоизлияние в мозг в результате резкой смены давления (при стремительных родах, при кесаревом сечении); неудачное применение средств родовспоможения (первичная причина). 3 ) Постнатальный период: перенесенные самим ребенком заболевания (менингит, менинго -энцефалит и другие); черепно-мозговые травмы.

Слайд 5

В дизатрии : четыре степени тяжести речевых нарушений: первая – самая легкая степень – нарушение звукопроизношения выявляется только специалистом в процессе обследования ребенка; вторая – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих; четвертая, самая тяжелая – отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка ( анартрия ). Дизартрия представляет собой все формы нарушения звукопроизношения, от смазанной речи до гнусавого невнятного оттенка произношения. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем . Ф ормы речевой патологии, при которой нарушение звукопроизношения обуславливается параличами и парезами мышц речевого аппарата. Другие авторы трактуют дизартрию шире и относят к ней все поражения артикуляции, фонации, речевого дыхания, которые возникают в результате поражения различных уровней центральной нервной системы. Основными клиническими признаками дизартрии являются: нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре; ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата; нарушения голосообразования и дыхания. – Симптомы стертой дизартрии дифференцированы по принципу видимых (моторных) нарушений неврологического характера, на которые мы обращаем свое визуальное внимание; и речевые которые мы воспринимаем слуховым анализатором уже в результате общения, являющиеся по сути проявлением или следствием нарушений первой группы. Они уточняют характер нарушений и являются фундаментом в постановке окончательного диагноза. Эти две группы тесно взаимосвязаны.

Слайд 6

С ЧЕГО НАЧАТЬ ЛЕЧЕНИЕ: Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования: ЭЭГ; электромиография; МРТ; электронейрография ; трансканальная магнитная стимуляция. После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог. Различают четыре степени заболевания: 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом; 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты; 3 степень – речь понимают только близкие; 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует. В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Слайд 7

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛЕЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику. Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо - или гипертонус . Логопедический массаж делят на несколько видов: ручной; механический; аппаратный.

Слайд 8

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге. Дети- дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения: оскаливание зубов; вытягивание губ; открыть – закрыть рот; ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение. АРТИКУЛЯЦИОН НАЯ ГИМНАСТИКА

Слайд 9

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Речевое дыхание - сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией. У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма. Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно. Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро: Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе. Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля. Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов. Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Слайд 10

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление. Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев: мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями; расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись; согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке; на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами; использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками; использование эспандеров; бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками. Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Слайд 11

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков; постановка изолированного звука; закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом; произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша , сфа-тфа . Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения. Восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения. Обычно у детей выявляют такие неточности произношения: пропуск отдельных звуков, чаще «р»; замена одних звуков другими – « вак » вместо «рак»; межзубное произношение, так называемая шепелявость; изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово. Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет. Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух. Задача специалиста сводится к следующему:

Слайд 12

ДРУГИЕ МЕТОДЫ Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения становятся заметны положительные результаты. Увеличивается подвижность языка, губ. Разнообразия артикуляционные движения. Восстанавливается акт глотания. Уходит асинхронность дыхания. Налаживается произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Уходит напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь становится звучать гармоничнее, плавнее , непринуждённо. Появляется возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения ребёнок достигает впечатляющих результатов. Из физиопроцедур актуальны: электрофорез; дарсонвализация; синусоидальные модулированные токи; локальная гипотермия. Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии , когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос. Помимо перечисленных методов подключают: лечебные ванны; гирудотерапия; иглоукалывание. Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия , иппотерапия – лечение с помощью лошадей. Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет.