Игровые практики в развитии фонематического слуха у дошкольников разных возрастных групп.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.
В материале представлены виды работы по  развитю фонематического слуха у дошкольников разных возрастных групп.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые практики в развитии фонематического слуха у дошкольников разных возрастных групп. Подготовлено учителем-логопедом ГБДОУ детский сад №24 Грибовской Е.А . 2022

Слайд 2

Что такое фонематический слух и для чего он нужен? Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком . Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Слайд 3

Сензитивным периодом для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет . Однако, он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие , завершается к 5-7 годам . Совсем маленький ребёнок ещё не понимает значения слов, а реагирует только на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытается повторить их, он начинает слышать и различать звуки родного языка. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.

Слайд 4

Возрастные нормы развития фонематического слуха. 1 год – малыш различает часто произносимые слова 2 год – ребёнок в состоянии определить на слух неверно произнесённый звук в речи взрослого, но собственное произношение ещё не контролирует 3 год – возможность ребёнка самостоятельно определять неверно произнесённый звук в собственной речи 4 год – владеет навыком различения сходных фонем (звуков) на слух и в собственном произношении 5-6 год – формируется звуковой анализ – умение определять количество и последовательность звуков в слове

Слайд 5

Этапы развития фонематической стороны речи детей дошкольного возраста Возраст Фонематическое развитие 3 года Начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твёрдые согласные и, наконец, свистящие, шипящие и сонорные звуки. 4 года Дифференцирует все звуки, т.е. у него сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. 5 лет Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. 6 лет Способен повторить краткий рассказ, владеет фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. 7 лет Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма, развивается навык слухового контроля за собственным произношением.

Слайд 6

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте. 1 э тап. Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д. 2 э тап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных. 3 э тап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно (« фагон , вакон »). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши. 4 этап. Умение различать слоги. Игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка). 5 этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Слайд 8

Возраст 3 года. Формирование слухового восприятия (внимания и памяти) Задачи. Развивать слуховое внимание и слуховую память, способность дифференцировать неречевые звуки.

Слайд 9

Виды работы. Привлечение внимания к звучащему предмету. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения. Знакомство с характером звучащих предметов. Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко). Изменение места звучащего предмета. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона, вопросительной и повествовательной интонации). Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания). Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания. Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию. Выделение слов из речевого потока.

Слайд 10

Игры на узнавание неречевых звуков Упражнение «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит» Цель: научить узнавать «звуки природы». Оборудование: аудиозаписи природных звуков (шум дождя и леса, журчание воды, шороха листьев, пение птиц, весенняя капель, голоса разных животных). Ход: Детям предлагается послушать отрывок мелодии, и узнать кто издает данный звук. Примечание: Порекомендуйте родителям прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков, пусть они обсудят услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Для воспитателей эти же звуки слушать на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Упражнение «Что за шум?» Цель: учить узнавать «бытовые шумы». Оборудование: предметы, издающие звук (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц). Ход: взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит, переливает воду и т.д.), дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом - звукоподражанием. Примечание: Порекомендуйте родителям вместе с ребенком послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

Слайд 11

Упражнение «Шумящие коробочки», « Звуковые цилиндры» Цель: развитие неречевого звукоразличения . Оборудование: наполненные горохом, крупой, песком, кнопками, скрепками, пуговицами, мелкими камешками коробочки или киндеры. Ход: Детям предлагается найти две одинаково звучащие коробочки, наполненные различными материалами. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. Упражнение «Поищи!» Цель: определить по звуку место игрушки. Оборудование: игрушка, бубен. Ход: Дети закрывают глаза или поворачиваются спиной. Вы прячете игрушку и предлагается найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (хлопки в ладоши, звон колокольчика): если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка - бубен бьет громко, если удаляется - тихо.

Слайд 12

Игры на различение звуков речи по тембру, силе и высоте. «Далеко-близко» Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Взрослый предлагает ребёнку игрушечного котёнка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котёнок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» – «близко». Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) – далеко(тихо) или близко (громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у произносит высоким голосом ); кто плачет – мальчик (а-а-а – низким голосом) или девочка (а-а-а – высоким голосом ). «Громко – тихо» Взрослый договаривается с ребёнком о том, что если он будет говорить громко – малыш будет выполнять определённые действия, а если тихо – то другие действия. «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

Слайд 13

Возраст 4 года. Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация. Задачи. Учить различать одинаковые слова, звуки и звукокомплексы , ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса. Познакомить детей со схемой ритма.

Слайд 14

Виды работ. Развивать умение ударять по бубну в такт. Знакомство с понятием «громко», «тихо». Различение высокого и низкого голосов. Развитие чувства ритма с его схематическим изображением. Соотнесение ритма с его схематическим изображением. Воспроизведение заданного ритма с опорой на зрительное восприятие. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением). Дифференциация количества звуков (1, 2, много). Повторение звукового или слогового ряда. Формирование понятия об ударном слоге, слове. Выделение ударных звуков (слов) из ряда звуковых (словесных) комплексов. Анализ рядов изолированных звуков на материале хорошо произносимых звуков (гласные и согласные) Соотнесение звукоподражаний с основными цветами (воспроизведение цвета на уровне сличения )

Слайд 15

Игры на различение слов, близких по своему звуковому составу. «Не ошибись» Цель : учить отличать слова произнесённые правильно, от слов произнесённых неправильно. Оборудование : предметные картинки. Взрослый показывает картинку и громко, чётко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Начинать нужно со слов простых по звуковому составу. Постепенно переходя к более сложным. « Незнайка запутался» Цель: учить находить слова, сходные по звучанию. Оборудование: предметные картинки. Ход: Ребенку предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, зайка – сайка, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок.

Слайд 16

Упражнение «Продолжи стихи» Цель: подбор слова с опорой на их смысл и звучание. Оборудование: стихи. Ход: Ребенку читаются стихи, а он их должен закончить. Бы-бы-бы , идет дым из … (трубы). - Где обедал, воробей? - В зоопарке у … (зверей). Примеры: Аист Алику принес апельсин и (абрикос). В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа). Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду (удочку)». Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки)». Ослик любит очень золотую (осень)». Упражнение «Подбери похожие слова» Цель: учить подбирать слова близкие по звучанию. Оборудование: не требуется. Ход: Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Слайд 17

Возраст 5 лет. Работа над ритмической структурой слова. Задачи . Формировать слоговую структуру, научить пользоваться слоговой схемой слова, осуществлять визуальный контроль за движениями нижней челюсти на слогообразующие гласные. Научить удерживать слоговую структуру слова.

Слайд 18

Виды работы. Послоговое проговаривание имён детей, их близких, слов, состоящих из: двух одинаковых слогов, двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук ( отхлопывание , отстукивание). Послоговое проговаривание трёхсложных слов без стечения согласных, сочетая ритм слога с ритмическими движениями рук. Деление на слоги слов со стечением согласных на стыке морфем. Послоговое проговаривание слов различной слоговой структуры, в том числе и со стечением согласных, контролируя движение нижней челюсти рукой. Знакомство со слоговой схемой слова Соотнесение количества слогов в слове с геометрическими фигурами (счётными палочками, цифрами). Определение количества слогов в слове. Определение места слога в слове. «Наращивание» одинаковых слогов к концу слов и удерживание слоговой структуры.

Слайд 19

Игры направленные на развитие ритмической стороны слова Упражнение «Эхо» Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах. Оборудование: не требуется. Ход: Вариант 1: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па, па-ка-та ка-на-па , га-ба-да фа-ха-ка, ма -на- ва ба-да-га ка- ва -ха и т.д . В упражнениях используются слоги различной структуры - открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных. Упражнение «Длинные и короткие слова» Цель : развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, формирование умения различать длинные и короткие слова. Оборудование : длинная и короткая полосочка , картинки предметов с разной слоговой структурой: лук, мак, дом, кит, кот, собака, дерево, радуга, черепаха, гусеница. Ход : П едагог предлагает детям поучиться определять длинные и короткие слова. Для этого нужно каждое слово прохлопать в ладоши. В коротком слове всего один слог, а в длинном от двух слогов и больше. Если слово короткое, то картинку надо положить под короткую полосочку , а если длинное, то картинку положить под длинную полосочку . Лук (1), со-ба-ка (3), дом (1), че-ре-па-ха (4) и т.д.

Слайд 20

Возраст 6 лет. Работа над звуко -слоговым составом слова. Задачи. Научить производить анализ слогов и слов, находить различия в словах, сходных по звуковому составу.

Слайд 21

Виды работ: Анализ слогов. Выделение гласного звука в обратном слоге. Определение первого, второго, третьего слога. Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых. ( Переходя к последующей дифференциации по глухости-звонкости). Определение главного звука в прямом слоге. Определение порядка звуков в слоге. Работа с рядами слогов для выявления дифференциации и их количества Анализ слов. Определение наличия заданного звука в слове. Подбор слов с заданным звуком. (По картинкам, на слух ). Определение позиции заданного звука. (в начале слова, в середине, в конце). Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твёрдый согласный. Выделение первого звука в слове. Различение всех звуков в коротких словах. (Угадывание слова, произнесённого по звукам). Определение количества звуков в слове. Называние звуков «соседей». Дифференциация слов, сходных по звуковому составу. Различение слов-паронимов. Различение слов, отличающихся ударением. (С опорой на зрительное восприятие).

Слайд 22

Игры для анализа слогов Упражнение «Какой отличается?» Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги. Оборудование: не требуется. Ход: Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва , са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем . Упражнение «Хлопки» Цель: учить выделять слог с определенным звуком. Оборудование: не требуется . Ход: Детям предлагается отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба- пу - бо -по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п. Упражнение «Угадай звук» Цель: учить выделять звук на фоне слога. Оборудование: фишки зеленого и синего цвета . Ход: Задание 1: Какой одинаковый звук слышите в слогах са , со, су, сы ? (Дети называют звук [c]). Задание 2: Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра , ри , ру , ро , рю , ре и др.).

Слайд 23

Игры для анализа слов Упражнение «Магазин» Цель: учить выделять звук на фоне слова. Оборудование: предметные картинки. Ход: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’]. Упражнение «Сколько слов со звуком Ш?» Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста. Оборудование: стихи. Ход: Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов. Речевой материал к игре: В тишине лесной глуши, Шёпот к шороху спешит, Шёпот к шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического слуха, обогащения лексико-грамматического строя детей с нарушениями речи.

Статья посвещена использованию дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического слуха, обогащения лексико-грамматического строя детей с нарушениями речи....

Педагогический проект "Развитие фонематического слуха старших дошкольников путём использования игровых приёмов и ИКТ"

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...

Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР

Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...

«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...

Игровые технологии в развитии фонематического слуха у дошкольников

Игровые технологии применяемые в работе с дошкольниками....

Конспект подгруппового занятия с детми подготовительной группы"Использование игровых приемов для развития фонематического слуха и автоматизации звука Р с детьми с ФФНР"

В конспекте представлены различные виды заданий для развития у детей фонематического слуха и звукового анализа. В процессе выполнения заданий дети автоматизируют произнесение звука Р в словах и фразах...