Главные вкладки
Рекомендация учителя-логопеда для родителей по теме : "Семья"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Рекомендация учителя-логопеда для родителей по теме : "Семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендация учителя-логопеда для родителей по теме : "Семья" | 15.05 КБ |
sovety_dlya_roditeley.doc | 400 КБ |
kak_zauchivat_stih_s_detmi.doc | 1.86 МБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 474.06 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley_s_sovetami_po_provedeniyu_igr.docx | 14.67 КБ |
buklet_kommunikativnye_igry.docx | 21.47 КБ |
buklet_problemy_v_razvitii_rechi.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Семья»
1. Приклеить в тетради фотографию вашей семьи или картинку с изображением семьи. Спросить про каждого члена семьи:
- Кто это?- Это nana...
- Как назовём всех этих людей, одним словом? — Семья
- Сколько человек в вашей семье?
2.Поиграть в игру «Кем был?» Спросить:
- Кем раньше была мама?
- Малышкой, девочкой, школьницей, девушкой
- Кем раньше был папа?
Малышом, мальчиком, школьником, юношей
3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого в семье бывает много»
- Один сын, а бывает много (кого?) - Бывает много сыновей. Много дочерей, детей, бабушек, дедушек.
4.Учить ребёнка подбирать антонимы. Поиграть в игру «Наоборот»
- Высокий, а наоборот, как будет? - Низкий.
толстый — тонкий сильный — слабый выше - ниже
старый - молодой добрый — злой младше - старше
больной — здоровый большой ~ маленький больше—меньше
старший — младший
5.Учить ребёнка устанавливать родственные связи. Поиграть в игру «Кто кому кем приходится?»
- Мальчик для мамы (кто?) — Сын.
мальчик для папы - сын мальчик для родного дяди - племянник
мальчик для дедушки - внук мальчик для родной тёти - племянник
мальчик для бабушки — внук мальчик для сестры — брат
6. Учить ребёнка образовывать глаголы женского рода в прошедшем времени. Поиграть в игру «Что делал- что делала?»
- Папа читал, а мама...? ~ Мама читала. То же самое со словами: купил, убирал, работал, варил.
7.Вьгучить стихотворение
Как у нас семья большая,
Да весёлая какая!
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два поют, четыре пляшут,
А один платочком машет
Предварительный просмотр:
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Младший возраст
Уважаемые папы и мамы!
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
- очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
- часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
- имеет сильное течение слюны;
- не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
- не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
* говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
* употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Средний возраст
Уважаемые папы и мамы!
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:
- ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
- критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что асе само собой образуется;
* обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют наречь, и у ортодонта.
Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
* большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
* посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
* через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
* в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
Старший возраст
Уважаемые папы и мамы!
6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
□ Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
□ У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
- правильно произносить все звуки языка;
- выделять первый и последний звук в слове;
- разделять слово на слоги;
- определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
- придумывать слова на заданный звук;
- сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
* повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА; - определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
□ Важно выяснить:
- насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
- насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
- что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
- сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
□ Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
□ Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
□ Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
□ Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
□ В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ
Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он из льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет")
Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что поштриховать придется и вам.
Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
Для детей от 1 года до 3-х лет лучше всего подходят шнуровки фабричного производства, как объемные, так и плоские. Они безопасны и прочны. Для 4х летнего ребенка задание следует усложнить, приблизив к реальности. Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.
Пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу 4-х летнему ребенку, под Вашим наблюдением, конечно.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Нарисуйте на листочке в клеточку несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложней.
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами.
Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.
Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток. Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго хранится в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами.
Как организовать логопедические занятия дома
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
- Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
- «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
- Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
- Разрезные картинки из двух и более частей.
- Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
- Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
- Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Советы логопеда
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
- игры на развитие мелкой моторики,
- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут
Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.
«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Младенческий возраст
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7—10 месяцев
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10—12 месяцев
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.
Ранний возраст
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.
Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
Дошкольный возраст
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар — соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
Речевые трудности у детей
1. Ребенок не говорит совсем.
ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ! Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!
2. Задержка на стадии называния.
Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.
- Говорит, как маленький.
- Невнятная речь.
- Не хочет говорить.
- В речи появились запинки.
Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.
Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
- достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.
Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4—5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.
Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.
Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи.
Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями {киса, Боба и т. п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.
На основе проведенных опытов и обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Из этого сами делайте выводы: с ребенком надо лепить , рисовать, делать массаж пальчиков и различные упражнения.
КАК ГОВОРИТ ВАШ РЕБЁНОК
Каждый родитель задаётся вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?». Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- понимание речи;
- оценка речи по звучанию (звукопроизношение);
- фонематический слух;
- связная речь;
- лексико-грамматический строй речи;
- состояние голоса;
- темп речи.
Понимание речи включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определённой последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.
Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребёнок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определённого количества слов.
Оценка речи по звучанию предполагает определить внятность речи ребёнка.
Фонематический слух. Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.
Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).
Состояние голоса. Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Младшим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение на вопросительное и восклицательное предложение.
Темп речи. Говорит ли ребёнок либо слишком медленно, либо слишком быстро.
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ
Астра. В начале XVIII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить новые сорта Королевы маргариток различной окраски. И спустя двадцать два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астер!», что значит по-гречески «звезда». С тех пор этот цветок стали называть астрой.
Назовите другие цветы, которые цветут осенью. Расскажите о цветнике в вашем дворе или возле школы.
Какого цвета астры вы видели? Какие у них лепестки? Расскажите, почему астра получила такое название. Как называют цветы астры? Почему?
Флоксы. До поздней осени цветут в садах белыми или розовыми шапками флоксы. Кроме больших, обильно цветущих кустов многолетних флоксов, на клумбах цветут однолетние флоксы, обычно ярко-красной окраски.
За эту окраску и дано растению название «флокс», что в переводе с греческого языка означает «пламя». В народе эти цветы называют «пламенник».
Но хотя флоксам и дано греческое название, они привезены из Америки всего двести лет назад.
Что значит слово флокс и почему это растение так назвали?
Голубой. Лиловый. Коричневый. Голубой цвет получил свое название от цвета оперения шейки голубя. Французское название сирени—«лиля», отсюда название лиловый. Коричневый цвет назвали по цвету корицы, а слово корица образовалось от слова кора. Слово оранжевый означает цвет апельсина (апельсин по-французски— «оранж», от итальянского слова «оро» — золото).
Оранжевый и оранжерея (теплое застекленное помещение для выращивания растений) происходят от одного и того же слова. В русском языке оранжерею называют еще теплицей.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Письмо с самого начала является сознательным актом. Обучение ему связано с требованием правильного и четкого изображения письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания, наблюдательности и таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.
Как правильно сидеть при письме
Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохранению зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи расправлены и находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку. Локти пишущего ребенка немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около десяти сантиметров от туловища.
Как расположить тетрадь
От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме. Для того чтобы избрать правильное расстояние до тетради, ребенку необходимо положить ладони на стол (парту), опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придерживает ее сверху.
Как правильно держать ручку
Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок берет ручку. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания пальцев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца — около двух сантиметров.
При правильном положении ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходимо держать свободно, чтобы у указательного пальца были подняты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит об излишнем напряжении при удержании ручки. Следствием этого является преждевременное утомление и снижение темпа письма.
Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма.
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ
Ноябрь. Ноябрь получил название от латинского слова «новеем», что значит «девять».
НОЯБРЬ
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима!
Д.Кедрин.
Ноябрь – сумерки года.
Ноябрь без топора мосты наводит.
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин.
НОВОГОДНИЕ ДЕНЬКИ
С Новым годом!
Поздравляем С Новым годом! С зимней снежною погодой, С ясными деньками, С лыжами, коньками! | С белою метелью, С новогодней елью Поздравляем ребятишек… Всех девчонок И мальчишек! |
Где Снегурочка живёт?
Где Снегурочка живёт? Там, где холод, снег и лёд. Там, где кружится пурга, Где глубокие снега. | Ей построила зима Ледяные терема. Там Снегурочка живёт, Новогодний праздник ждёт! |
Дед Мороз спешит на праздник
Поднялся спозоранку Сегодня Дед Мороз, Запряг оленей в санки, Большой мешок принёс. | Кругом берёзы, ели Застыли в серебре, А сани полетели На праздник к детворе. |
Новогодние игрушки
Целый год в коробке спали Новогодние игрушки. Очень в темноте скучали Зайки, клоуны, Петрушки. | Но ничуть не потускнели, Также ярок их наряд. Мы повесим их на ели, Пусть сверкают и горят! |
Обогащение словаря
ребенка
в домашних условиях
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их— сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть. Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10—15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки».
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
Словесные игры
Что в мешочке?
В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.
Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.
Что из чего сделано?
Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?
Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?
Дети. Деревянный.
Взрослый. Стакан из стекла?
Дети. Стеклянный.
Взрослый. Ключи из стали?
Дети. Стальные и т.д.
Кто как работает
Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.
Взрослый. Что делает врач?
Дети. Врач лечит больных. Делает, операции. Выезжает на «скорой помощи» и т.д.
Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.
Что я не так сказала?
Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.
Ребенок исправляет ошибки.
Придумай предложения
Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.
В з р о с л ы й. «Солнце греет»
Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».
Скажи наоборот
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.
Мама. Я вижу высокий дом.
Ребенок. Я вижу низкий дом.
М а м а. У меня острый нож.
Ребенок. У меня тупой нож.
Дидактические упражнения
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.
Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать — руку протянешь».
Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь — людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».
Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много снега — много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусается», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «летний день год кормит».
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).
«Белый камень в воде тает». (Сахар.)
«В одной бочке два теста». (Яйцо.)
«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду — испугается». (Соль.)
«Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.)
Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:
«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.)
«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень.)
Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз — книжку, конфетку, игрушку.
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать»), которые дети нередко путают объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» — «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» — «связанный из шерсти».
В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая». «Какой помидор?» — «Красный, круглый».
Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».
Обогащение бытового словаря
В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо— борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе — котлеты с гарниром, а это салатница — ее используют для салатов».
Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает.
Мама. Что мы поставили в сервант?
Ребенок (отвечает обобщающим словом). Посуду.
Так непринужденная беседа обогащает детский активный словарь.
Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».
Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить его внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.
Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.
О чем говорить с ребенком в семье.
Диалог или монолог?
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.
Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.
В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.
Взрослый. Какое сейчас время года?
Ребенок. Весна.
Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?
Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово — и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).
Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5—6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.
Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».
Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.
Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?
Ребенок. С вами разговаривает Оля.
Взрослый. Оля, мама дома?
Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.
Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.
Монолог — речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связность рассказа.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать сказки на заданную тему.
Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».
Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»
Примеры вопросов по темам отражены в ваших тетрадях домашних заданий.
После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.
Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место «путешествия».
Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.
Детям 6—7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.
Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».
Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»
Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»
О ЧЁМ
БУДЕМ ГОВОРИТЬ
В I ЧЕТВЕРТИ
-Времена года
-Осень
-Сбор урожая
-Домашние животные
-Дикие животные
-Перелётные птицы
-Зимующие птицы
-Явления природы осенью
ЧЕМ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
-Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
-Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
-Развитие зрительного восприятия и узнавания.
-Развитие зрительной памяти и внимания.
-Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
-Развитие пространственных представлений и ориентации.
-Развитие представлений о времени.
-Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие различных видов мышления.
-Развитие наглядно-образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
5. Коррекция на фонематическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
б) фонематический анализ слов;
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
6. Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.
#1055;ропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.
#1055;ропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
-формирование пространственных представлений;
-формирование временных представлений;
-дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
#1060;ормирование фонетических процессов. Автоматизация дефектных звуков.
10. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
11. Работа над формированием грамматического строя речи.
12. Развитие связной монологической и диалогической речи.
13. Преодоление дизартрических нарушений. Формирование кинетической и кинестетической основы движений. Развитие речевого дыхания, просодических компонентов речи.
-КИНЕЗИОЛОГИЯ-
КИНЕЗИОЛОГИЯ — эффективнейшая безлекарственная телесно-ориентированная терапия
Слово "кинезилогия" происходит от греческого слова "кинезис", обозначающего движение, и "логос" - наука. В медицине так называется изучение мышц и движений тела.
Федерация Кинезиологии использует следующее определение: Кинезиология, буквально изучение движений тела, — это целостный подход балансирования движения и взаимодействий человеческих энергетических систем. Мягкое использование мышечного тестирования помогает определить те зоны, где блок или дисбаланс нарушает физическое, эмоциональное или энергетическое благополучие человека. Этот же метод помогает определить факторы, влияющие на появление подобного дисбаланса.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Основная цель Кинезиологии — вернуть человеку состояние выбора в тех областях жизни, где, как ему кажется, никакого выбора уже нет и быть не может. Например, мы испытываем состояние «Нет выбора», когда нам кажется, что в данной ситуации нет выхода, что-то предпринимать бесполезно, по-другому /лучше поступить/ разрешить ситуацию нельзя - одним словом, это состояние безвыходности.
— Сложности с обучением у детей и у взрослых: неусидчивость, неумение быстро читать, грамотно писать и правильно считать, трудности с восприятием информации, быстрая утомляемость и т.д.
Как часто мы ругаем детей за неусидчивость и невнимательность в школе, глупые ошибки, которые приводят к незаслуженному снижению оценки, нежелание делать домашние задания и ходить на уроки.
Как часто мы ругаем себя за то, что не в состоянии что-то быстро и хорошо
освоить, выучить, разобраться, засыпаем за книгой и т.д.
А ведь иногда это является следствием пережитых стрессов. Например, в начальной школе вас или вашего ребёнка учительница за что-то сильно отругала перед всем классом. И на этой почве у вас развилась глубокая неуверенность в себе и страх перед повторением этого опыта. С тех пор мы всю жизнь боимся делать ошибки. Ноги сами не идут в школу и вообще на занятия. При любом удобном случае мы стремимся спрятаться
в тень, удрать с уроков и т.д. В результате пережитого стресса наша умственная
активность снижается, внимание рассеивается, информация от учителей,
которые ассоциируются со стрессом, воспринимается с трудом.
Приведём другой пример из жизни. Когда Юра пошёл в первый класс, им овладела жажда знаний. Он с удовольствием учился, старался, читал Букварь даже на ходу, по дороге из дома в школу и обратно. И вот однажды он шёл по улице, читая свой Букварь, споткнулся, упал и очень сильно расшибся. Он долго плакал, потом ему мазали синяки зелёнкой, а в это время его подсознание решило, что читать и учиться — это опасно и ведёт к болевым ощущениям.
-КИНЕЗИОЛОГИЯ-
С тех пор он забросил чтение и вообще учёбу и скатился на слабые тройки. В дальнейшем его судьба сложилась так, что он еле закончил ПТУ, но мало проработал по специальности и, не имея хорошего образования, всю жизнь скакал с места на место, довольствуясь случайной работой. А всё могло быть по-другому, если бы не тот стресс.
Вообще, не только стрессы, связанные с учёбой влияют на нашу способность к восприятию и усвоению новой информации. Любые стрессы откладывают отпечаток на функционирование нашего мозга. И последовательная кропотливая работа в направлении «расчистки» своего внутреннего пространства обязательно даёт позитивные результаты и в плане улучшения здоровья, улучшения памяти, облегчения процесса познания.
Как же можно помочь Юре? Проведя коррекцию и сняв стресс, возникший в той ситуации, мы можем стереть возникшую пагубную связь-цепочку в мозгу: «чтение — боль — стресс» и вернуть его в первоначальное состояние - то есть в то состояние, когда он горел желанием учиться и делал это с удовольствием. Далее организм сам перенастроится на работу в оптимальном режиме и восстановит заблокированную ранее способность к обучению и желание учиться.
— Хронические проблемы со здоровьем в различных областях
Часто причиной заболеваний служат всё те же стрессы и различные
негативные переживания. На почве переживаний организм начинает работать в
пониженном тонусе, различные железы вырабатывают такие гормоны и вещества, которые разрушительно действуют на весь организм. При сильных стрессов происходит сбой в работе практически всех органов.
И сколько бы нас не лечили таблетками и химическими препаратами - без снятия стресса и приведения всей системы в изначальное состояние оптимальной жизнедеятельности все попытки вернуть нам здоровье будут бесполезны.
Этим и занимается Кинезиология. С помощью мышечного тестирования и
других вспомогательных материалов можно определить, какая ситуация явилась причиной расстройства функций вашего организма. Набор коррекций позволит вам стереть из клеточной памяти организма записанную туда информацию о стрессе и всё те же отрицательные эмоции. Когда стресс рассеются, ток энергии в теле восстановится.
УЧИМ ВМЕСТЕ
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
Приближалась
Довольно скучная пора…
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет только листья,
Так я роняю грустные слова.
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей.
#1063;итайте вслух с ребёнком не менее 10-15 мин. в день.
#1055;еред чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
#1045;сли ребёнок устал, проведите физкультминутку.
#1042;о время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
#1041;еседуйте о прочитанном: о том , чему учит книга, что нового ребёнок узнал.
#1055;редложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
#1055;редлагайте ребёнку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами» .
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
« Советы по проведению игр с детьми»
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё все трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дёргайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давайте – ка займёмся шахматами!» Не передёргивайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого – то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвёртое: не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождётесь! Не торопите ребёнка, не проявляйте своё нетерпение. Самое главное – это те минуты и часы, что вы проводите со своим ребёнком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети большие фантазёры и выдумщики. Они смело приносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьёзное и нельзя превращать её в уступку ребёнку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».
Игры с детьми
Игры на раскрытие личностных возможностей ребёнка
«Из какой песни?»
Игра строится по принципу телевизионной игры «Угадай мелодию». Здесь также можно присуждать очки за правильно угаданную песню.
«Пять спичек – десятью пальцами»
Играющие берут по пять спичек, очищенные от серы. Их нужно поднять со стола одну за другой, уперев концы в пальцы обеих рук: первую спичку – двумя большими пальцами, вторую – указательными, третью, четвёртую и пятую – средними, безымянными и мизинцами, не роняя ни одной спички. Кто первый, тот и победил.
Игры на внимание
«Выполни в темноте»
Условие игры: играющий в течении 1 – 3 минут должен посмотреть на содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем грающему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берёт те предметы, которые называют ему. Можно считать очки за правильно выполненное задание.
«Постой в темноте»
Приготовьте для игры 10 – 12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты.
Построивший столбик получает столько очков, сколько в нём было кубиков до того, как он развалился. Кто желает поиграть?
«Нарисуй в темноте»
Играющие с закрытыми глазами должны нарисовать в определённой последовательности домик с двумя окнами, дверью, изгородью, двумя деревьями по обеим сторонам домика и т.д. Задания могут быть разнообразными.
«Не звени тарелками»
Представим себе, что в соседней комнате кто – то спит. Его будить нельзя. А нужно положить одну на другую 3 – 4 тарелки. Шум производить нельзя. Выигрывает тот, кто произведёт меньше шуму.
«Испорченный телефон»
Это игра нашего детства. Играющие делятся на две команды. Ведущий вручает первому игроку каждому команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первые игроки прочитывают скороговорку и шепотом передают рядом стоящему, тот – своему соседу и так до конца. Команда, которая передала скороговорку быстрее и правильнее, выигрывает.
Предварительный просмотр:
Игры-знакомства «Назови себя» «Ласковое имя» «Шляпа знакомств» Цель: познакомить детей друг с другом. Игра «Снежный ком» Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий держит в руках мяч и называет своё имя. Затем передаёт мяч следующему игроку, который называет имя ведущего и своё.
Игры и упражнения на развитие эмоций . Театрализованные игры, игры-пантомимы. «Расскажи стихи без слов» «Зеркало» «Волшебный мешок». Ход игры: Детям предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции и этот мешок со всем плохим выбрасывается. | Игры, построенные на тактильных ощущениях « Рука знакомятся, ссорятся, мирятся» «Найди друга » «Мои руки хороши,а у соседа лучше» Цель: развитие тактильно-двигательных ощущений у детей.
«Сиди, сиди Яша» Ход игры: Дети образуют круг. В центре круга ребёнок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова. С последними словами «Яша» идёт к детям, выбирает любого ребёнка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашёл и назвать его имя.
| Игры и упражнения на развитие вербальных и невербальных средств общения «Сорока» «Скажи какой» «Олины помощники» «Где мы были, мы не скажем,а что делали покажем» Цель: формирование речевого этикета. « Волшебная палочка» Правила и ход игры: Волшебная палочка у водящего. Он выбирает себе партнёра в кругу и задаёт ему вопрос. Если ответ будет правильным, палочка перейдёт в руки к отвечающему, если нет- останется у водящего. Все остальные участники игры будут внимательно следить за ответами и помогать волшебной палочке. Если дети согласны с ответом, нужно сообщить об этой палочке аплодисментами. Если нет, сообщают об этом палочке топаньем. |
Игры и упражнения на двигательное раскрепощение ребёнка «У жирафов» «С добрым утром» «Жучок» «Как живёшь?» «Звериная зарядка» «Мартышки» «Светофор» Цель: снятие мышечного напряжения.
Подобные игры и упражнения не требуют подробного объяснения правил. Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель сам показывает детям движения или для этого выбирает кого-либо из ребят.
| Игры на формирование положительных контактов со сверстниками. «Бабушка Маланья» «Стиральная машина» «Хвост дракона» «Сороконожка» Цель: формирование положительных контактов со сверстниками.
«Найди свою группу» Ход игры: Детям предлагается взять по одной картинке. Внимательно рассмотреть картинку и объединиться в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что-то общее.
| Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Новосибирска «Детский сад № 373 «Скворушка»
Коммуникативные игры
Составители: учитель-логопед Шамшура Наталья Михайловна
|
Предварительный просмотр:
Причины трудностей в развитии речи:
| Правила общения с ребёнком, имеющим проблемы в речи:
|
|
если замена звуков принята в окружении ребёнка, например, «цоканье», то подобное нарушение не следует считать проблемой. Подрастая, он самостоятельно выработает новый акцент;
| расстояния, организовав речевые игры, которые должны проводиться в спокойной атмосфере. | КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Практические рекомендации для родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Семья и здоровый образ жизни"
Консультация включает в себя рекомендации для родителей по формированию правильной осанки, сохранению зрения, соблюдению режима дня, правильному питанию и гигиене сна....
Консультация для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка».
«Семья на пороге школьной жизни ребёнка»....
Консультация для родителей по теме «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста....
План работы с родителями по теме "Семья"
Мероприятия способствующие вовлечению родителей воспитанников в образовательную деятельность....
Работа с родителями Консультация для родителей на тему "Семь заблуждений о морозной погоде"
7 родительских заблуждений о морозной погоде...
Консультация для родителей на тему "Семья и книга"Консультация для родителей на тему "Семья и книга"
quot;Семья и книга"Жизнь семьи сложна и многогранна. В процессе воспитания человека, в развитии его духовного богатства, большая роль принадлежит книге, которая дает силу для нравственного созре...
Консультация для родителей на тему: «Семья – мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребёнка»
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В ...