Формирование фонематического слуха через игру
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_foneticheskogo_razvitiya.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонематического слуха через игру
Консультация для воспитателей
Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.
Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.
Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами — своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией.
У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.
В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие -ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.
Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы, и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.
Как правило, у детей с задержкой речевого развития фонематический слух грубо нарушен или сформирован недостаточно. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п-б, к-г, с-ц, с-ш, ш-ж и другие.
Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений, подобрать слова с заданным звуком с помощью вопросов-подсказок или выставленных картинок.
Представленная игра на развитие фонематических процессов имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
Игра «Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай»
Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия;
закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции; активизация и расширение словаря детей;
развитие мыслительных операций.
Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.
1. Слушай, думай, отвечай,
со звука А начинай.
1 | Крупная перелетная птица с длинным клювом. | аист |
2 | Пассажирский транспорт. | автобус |
3 | Мужское имя | Антон |
4 | Доктор, который лечил зверей. | Айболит |
5 | Фрукты | Ананас, апельсин, абрикос |
6 | Садовые цветы | астры |
7 | Женское имя | Анна, Алла |
8 | Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь. На куски его порежь, мякоть красную поешь. | арбуз |
2. Слушай, думай, отвечай,
со звука У начинай.
1 | Домашняя и перелетная птица | утка |
2 | То назад, то вперёд | утюг |
3 | Часть суток | утро |
4 | Женское имя | Ульяна |
5 | Место, где гуляют взрослые и дети. | улица |
6 | Теремок, гляди, ползет, | улитка |
3. Слушай, думай, отвечай,
со звука О начинай.
1 | Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок, | облака |
2 | Время года | осень |
3 | Упрямое домашнее животное | осел |
4 | Модница крылатая, | оса |
4. Слушай, думай, отвечай,
со звуков М-Мь начинай.
1 | Мною умываются, слёзы появляются. | мыло |
2 | Дикий зверь. | медведь |
3 | Овощ, у которого едят корень. | морковь |
4 | Инструмент, которым забивают гвозди | молоток |
5 | Сильный холод зимой. | мороз |
6 | Напиток из ягод. | морс |
7 | Кукла одна в другой. | матрёшка |
8 | Маленькое животное с длинным хвостом | мышка |
9 | Стол, стул, шкаф – это … | мебель |
10 | Помещение, где продают и покупают товар. | магазин |
11 | Транспорт. | машина |
12 | Мера времени. | минута |
13 | Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. | молоко |
14 | Знак вычитания. | минус |
15 | Переход через реку. | мост |
16 | Насекомые – санитары леса. | муравьи |
17 | Мужское имя. | Михаил, Максим |
18 | Снежная буря. | Метель |
19 | Его едят и зимой, и летом. Любят и взрослые, и дети. | мороженое |
20 | Женское имя | Маша, Марина. |
21 | Его уронила в речку девочка Таня | мяч |
5. Слушай, думай, отвечай,
со звуков П-Пь начинай.
1 | Он нужен каждому ученику. | Пенал, портфель |
2 | Он приходит в каждый дом, И приносит новости. | почтальон |
3 | Говорящая птица | попугай |
4 | Без нее не проживет ни один человек. | пища |
5 | Тарелка, сковорода, чашка – это | посуда |
6 | Овощ на грядке. | помидор |
7 | Птица с красивым хвостом. | павлин |
8 | Женская одежда. | платье |
9 | Мужское имя. | Павел, Потап |
10 | Детеныш свиньи. | поросенок |
11 | Первый день недели | понедельник |
12 | Оценку, которую любят ученики | пять |
13 | Последний рабочий день недели | пятница |
6. Слушай, думай, отвечай,
со звуков Т-Ть начинай.
1 | Домашняя обувь. | Тапочки |
2 | Он поможет поговорить с другим городом. | Телефон |
3 | В ней пишет ученик. | Тетрадь |
4 | Ящик, из которого доносится изображение и голос. | Телевизор |
5 | Дерево, с которого облетает пух. | Тополь |
6 | Женское имя. | Таня, Тоня |
7 | Автобус, автомобиль, самолет-это. | Транспорт |
8 | За треской и за селедкой, Может плавать очень ловко, И ныряет целый день, Этот северный … | тюлень |
9 | Цифра | три |
10 | Мужское имя | Толя, Тима |
11 | Маленькая коровка или детеныш коровы | теленок |
12 | По небу плывут, дождик несут | тучи |
7. Слушай, думай, отвечай,
со звуков С-Сь начинай.
1 | Засохший хлеб | сухарь |
2 | Домашнее животное | свинья |
3 | Игра со снегом | снежки |
4 | Шестой день недели | суббота |
5 | Часть слова | слог |
6 | Вежливое слово | спасибо |
7 | Обувь для дождливой погоды | сапоги |
8 | Мастер по дереву | столяр |
9 | Дерево с длинными иголками | сосна |
10 | Зимующие птицы | сорока, синица, снегирь |
11 | Милицейский сигнал | свисток |
12 | Частичка снега | снежинка |
13 | Ночная птица | сова |
14 | Комната, в которой спят | спальня |
15 | Часть лестницы, на которую ставят ноги | ступенька |
16 | Кусок ткани, которым покрывают стол | скатерть |
17 | Человек, который живет рядом | сосед |
18 | Музыкальный инструмент | скрипка |
19 | Отпечаток ноги на снегу, песке | след |
20 | Число больше шести, но меньше восьми | семь |
21 | Отец, мать, дочь, сын –это | семья |
22 | Ты весь мир обогреваешь, | солнце |
8. Слушай, думай, отвечай,
со звуков К-Кь начинай.
1 | Домашние животные | Корова, коза, кошка |
2 | Маленькая кошечка- это | котенок |
3 | Черный Ивашка, | карандаш |
4 | Овощ | картофель |
5 | Садовая ягода | клубника |
6 | Школьные принадлежности | краски, карандаш |
7 | Напиток из сухофруктов | компот |
8 | Северная полезная ягода | клюква |
9 | Детеныш козы | козленок |
10 | В реках Африки живет | крокодил |
9. Слушай, думай, отвечай,
со звуков Г-Гь начинай.
1 | Часть тела. | глаза, губы, голова |
2 | Фрукты | груша, гранат |
3 | Опята, маслята, грузди – это | грибы |
4 | Птичий домик. | гнездо |
5 | Место для посадки овощей. | грядка |
6 | Дикая и домашняя птица. | голубь, гусь |
7 | Сигнал, подаваемый тепловозом | гудок |
8 | Перелётная птица. | грач |
9 | Место для проживания в другом городе | гостиница |
10 | Мелкий овощ. | горох |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха через игру.
Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукораз...
Формирование фонематического слуха через игру
Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основ...
Перспективное планирование работы по формированию фонематического слуха через знакомство с неречевыми звуками детей с нарушением зрения
Перспективный план и конспекты занятий...
Формирование фонематического слуха через игру.
Формирование фонематического слуха через игру.Сейчас, когда были приняты новые Федеральные государственные требования, направленные на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностн...
Формирование фонематического слуха через игру.
Проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. Сейчас, когда были приняты новые Федеральные государственные требов...
Формирование фонематического слуха через игру
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодо...
Консультация для педагогов «Формирование фонематического слуха через игру»
Создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха; определить методы и приемы по развитию фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения....