Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР «Космические горизонты»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме: «Космические горизонты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kosmicheskie_gorizonty.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме: «Космические горизонты»
Цели: Коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение элементарных знаний о космосе. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.
Коррекционно-развивающие. Развитие общей и мелкой моторики (игра "Собери ракету"), зрительного и слухового внимания, развитие чёткой дикции.
Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.
Оборудование: игрушка "Незнайка"; предметные картинки (ракета, космонавт, планета Земля, скафандр, звезды); разрезные картинки ракеты; слайдовое сопровождение по теме "Космос" в Microsoft Power Point; плакат "Космос"; плакат "Звёздное небо"; аудиозапись "Выход космического корабля в атмосферу"; аудиозапись "Звёздная страна" М. Таривердиева; песочные часы.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Дети входят в кабинет под музыку М. Таривердиева “Звёздная страна”.
Логопед загадывает загадку:
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
- О чём эта загадка? (о космосе)
– Знаете ли вы, что такое космос? (ответы детей)
2. Введение в тему (развитие речевого внимания и слуха)
Логопед знакомит с гостем:
– Посмотрите, кто у нас в гостях. Это Незнайка. Он прилетел из космоса. Незнайка приглашает нас совершить космический полёт. Прежде чем отправиться в путешествие, послушайте его рассказ.
3. Беседа (пополнение словарного запаса, развитие слухового внимания, диалогической речи)
Логопед показывает плакат "Космос":
– Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце - это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случиться не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках.
Но Земля – это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи.
Логопед показывает слайды "Звёздное небо" и читает стихотворение:
Вот звёздное небо! Что видно на нём?
Звёзды там светят далёким огнём!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!
Логопед спрашивает:
– На какой планете мы живём? (На планете Земля)
– На что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое, жаркое)
– Где находится Солнце? (В космосе, в небе)
– Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей)
– Солнце большое или маленькое? (ответы детей)
– Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)
4. Упражнение "Солнечный зайчик" (гимнастика для глаз)
Логопед: – Незнайка предлагает поиграть Вам с солнечным зайчиком.
Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька маленький, как крошка
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.
Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движения пальца, который медленно прикасается сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении.
Дети: – Вот закрыли мы глаза, (закрывают глаза ладонями)
А солнышко играет: щечки теплыми лучами нежно согревает.
5. Игра «Подбери признак»
Логопед предлагает детям картинки на выбор. Дети садятся за столы.
Логопед: - Ребята посмотрите на картинки, которые вы выбрали, расскажите какие это предметы.
1. Солнце – яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое;
2. Луна – большая, холодная, яркая;
3. Ракета – большая, быстрая, огромная, крепкая;
4. Космонавт – сильный, умный, храбрый, смелый;
5. Астроном – умный, внимательный;
6. Небо – огромное, темное, звёздное, ночное;
7. Звезда – яркая, далёкая;
8. Планета – далёкая, незнакомая, голодная;
9. Спутник – быстрый, большой;
10. Земля – огромная, родная, большая, круглая;
11. Телескоп – большой, мощный, стеклянный;
12. Скафандр – крепкий, прочный;
6. Игра "Собери ракету" (развитие мелкой моторики, использовать песочные часы)
Логопед предлагает детям собрать ракету из разрезанных деталей, с ограничением времени, если нужно оказывает помощь:
- Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим – места нет!
Логопед (закрепление):
– Сейчас мы с вами отправимся в космос.
– Кем мы будем в полёте? (Космонавтами)
– Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр)
7. Физкультурная минутка, игра "Космонавты" (координация речи с движениями)
– Давайте поиграем, на ракете полетаем (слова сопровождаются движениями)
Космонавтом стать хочу,
На ракете полечу, (Руки вверх над головой соединить)
Облечу вокруг земли, (Бежать по кругу – поворот в обратную сторону)
Приземлюсь от всех в дали. (Разбежаться по классу, присесть)
Логопед: – Ребята, вы хотите услышать, как взлетает настоящая космическая ракета? (включается аудио запись "Выход космического корабля в атмосферу")
8. Упражнение «Подели на слоги»
Молодцы ребята! А теперь, чтобы стать настоящими космонавтами, нужно поделить слова на слоги (кос-мос, ра-ке-та, кос-мо-навт, пла-не-та, спут-ник, звез-да).
9. Проводится игра "Наоборот" (активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения)
Логопед: – Сейчас я буду читать стихотворение, а вы добавляйте пропущенные слова, показывайте их жестами.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь …(низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь …(близко)
Я укажу рукой вперёд,
А ты укажешь мне …(назад)
Я руку вправо протяну,
А ты протянешь …(влево)
Я головой кругом верчу,
Я всё на свете знать …(хочу)
10. Итог занятия.
Логопед подводит итог занятия:
– Вот и закончилось наше путешествие. Космонавты - это люди, которые испытывают космическую технику и работает на ней в Космосе. Первым космонавтом Земли был… Юрий Алексеевич Гагарин. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в Космосе. Космонавты - мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях - в Космосе. И, может, кому-то из вас предстоит стать настоящим космонавтом. Спасибо, ребята! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Я и моя семья»
Цели занятия: 1. Закрепление представлений о семье....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Я и моя семья»
Цели занятия: 1. Закрепление представлений о семье....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме "Приключение Лунтика".
Данная НОД направлена на знакомство детей со звуком [Л], развитие фонематического восприятия, формирования правильного звукопроизношения и развитие связной речи....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: «ЗВУК И БУКВА Ч»
конспект занятия...
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы «На поиск сокровищ Джека Воробья».
Занятие по закреплению произношения и дифференциации звуков С-Ш, З-Ж....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет)по теме "профессии на стройке".
В конспекте содержится материал по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "профессии на стройке." детей 6-7 лет....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: «Космическое путешествие»
Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Космос" . Занятие проводится в конце подготовительной группы. Требуется предварительная работа с детьми по изучению данной темы.. На занятии исп...