Игры по сенсорному развитию
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)
Сенсорика – что это такое?
Каждый любящий родитель безумно счастлив, когда его драгоценное чадо добивается пусть небольшого, но все-таки успеха. Важно абсолютно все: первый неуклюжий шаг, долгожданное первое слово, неумело разукрашенный рисунок. Любое достижение – это результат огромных усилий малыша. Однако известно ли вам, что способности малюток во многом зависят от того, насколько развита его сенсорика. Что это такое, знает, наверное, каждый, но вот действительно понимают ее значение лишь немногие. Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира. Основой формирования этого восприятия является синтез различных ощущений индивида. Речь идет о познании действительности при помощи слуха, зрения, обоняния, тактильного контакта и т.п.
1 блок дидактических игр для тренировки зрительной восприимчивости:
- «Крышечки и коробочки»: можно взять пустые пластиковые баночки с крышечками из-под гуаши, они обычно разноцветные. Внутрь поместите карточки под цвет коробочки. Для старших деток можно поместить бусины иди другие маленькие предметы монохромной расцветки.
Задачи: тренируем умение соотносить цвета, находить одинаковые, анализировать и систематизировать. Попутно тренируем моторику, обучаясь открывать крышечки. Упражняем умение различать форму, величину. Если потрясти баночкой с карточкой внутри, то тренируем и слух.
Поверьте, если усложнить задачу, то этой игрой заинтересуется средняя и старшая группа. Для них можно добавить оттенки цветов, поместить внутрь карточку с картинкой не монохромной, а выполненной преимущественно одного цвета. Крышечки подбираем с резьбой, чтобы сложнее было открывать.
- «Огород» – игра по развитию сенсорных эталонов. Берем квадратные картонки небольшого размера, рисуем на них контур фрукта или овоща и вырезаем серединку. Отдельно у нас лежат такого же размера картонки, но полностью закрашенные, подобранные под цвета заготовленных фруктов-овощей. Задача: найти для каждого фрукта его цвет и положить заготовку поверх соответствующей цветной картонки.
Дидактические игры для развития слухового восприятия: 2-й блок
- Для организации этого вида игр подойдет бросовый материал. Например: «Разноцветные шумелки». Берем пластиковые бутылки, приклеиваем к ним этикетки разного цвета, но однотонные. Внутрь помешаем что угодно, лишь бы это вошло в горлышко, и было подобрано по цвету этикетки: окрашенные бобовые, крупа, бусины, песок. Малыш трясет этими шумелками, то сильнее, то слабее, улавливая разницу в издаваемых звуках.
Попутно потренируем зрительное восприятие цвета, моторику. Дети в 2-3 года обожают эту игру. Во второй младшей группе, да и в первой младшей группе на ура проходит эта забава. Видимо, малыши еще скучают по погремушкам…
А чтобы сделать забаву интересней в 1 младшей группе, можно шумелки оформить в виде игрушек: берем пластиковое яйцо от киндера, кладем внутрь разные предметы (крупы, шарик, что угодно), обшиваем тканью или обвязываем крючком, создавая цыплят, например. Каждый цыпленок будет шуметь по-разному.
Подготовительная группа может усложнить задачу: высыпать содержимое бутылок в отдельные коробочки и потом опять подобрать по цвету необходимое для каждой конкретной бутылки наполнение. Кроме того, если трясти бутылками осознанно, то развивается чувство ритма, а это уже музыкальный слух!
- «Кто шумит?» – отлично проходит в средней группе. За спиной у ребенка с помощью любых предметов издаем характерные звуки: шуршим страницами книги, стучим чем-то о стол и т.д. Ребенок должен угадать, что издает звуки. Отлична тренировка для слуха!
Блок 3-й: развиваем обоняние…
Здесь уж далеко ходить не нужно, игры плавно перемещаются в кухню. Средняя группа вполне справится с такой задачей:
- «Угадай, что съест птенец?» – ребенок играет роль голодного птенчика, а кто-то другой воображает себя мамой-птицей, которая прилетела накормить своих детенышей. Но мама хитрая: птенчик должен сначала угадать по запаху, что мама ему принесла. Подносим ребенку кусочек чего-то съедобного и даем вдохнуть аромат. Очень интересно это старшим деткам, но 2 младшая группа тоже может попытаться угадать.
- Старшим дошкольникам понравится состязаться в игре «Чем пахнет?» Суть такова: делаем заранее маленькие мешочки из марли, непосредственно перед игрой помещаем в мешочки кусочки продуктов с характерным ароматом: цитрусовые, зерна кофе, лук, чеснок, яблочко и т.д. Опять же, угадывает малыш, что внутри.
- «Сюрприз»: ставим глубокую емкость с песком, крупой и т.п., в котором спрятаны предметы. Ребенок находит, радуется и попутно развивает чувствительность пальчиков.
- «Привет!»: заранее делаем заготовки из материалов разной фактуры, наклеивая их на картон и вырезая ладошки. Ребенок прикладывает свою ладошку к заготовке, ощущает фактуру, учится новым понятиям: гладкий, шероховатый, мягкий, пушистый.
- «Тонет – не тонет»: берем емкость с водой и в другой емкости – разные предметы, которые можно мочить в воде. Ребенок исследует, какие предметы тонут, какие – нет, пытается заранее угадать возможность держаться на воде.
Для развития тактильных ощущений можно использовать все, что видишь вокруг дома, во время прогулки. Да ребенок сам тренируется, ощупывая все, что попадется под руку. Но обязательно нужно заострять внимание малыша на названии явлений, ощущений. Обращать внимание на цвет, форму, размер.
Что говорить, вы уже догадались, насколько полезны дидактические игры по развитию тактильных ощущений для маленьких аутистов – аутят, да и для всех детей ЗПР (задержка психического развития).
Блок № 5 учимся совершать целенаправленные действия
Даже описание нескольких игр заняло много места на странице блога. Я предлагаю просто купить специальную литературу и составить свою картотеку дидактических игр.
Итак, пособия из «УчМага»:
Вместо заключения…
Не устану повторять, что наиболее доступная и эффективная форма обучения и развития для деток, начиная с самого раннего возраста, – игра. Но не стоит превращать забавы во что-то формальное, обязательное, серьезное, научное. Важно, чтобы ребята ощущали устойчивую радость и удовольствие от происходящего. Тогда и учиться в школе, они будут, как говорится, играючи, то есть, легко.
Мир сложен и достаточно драматичен сам по себе, поэтому не нужно усложнять его дополнительно. Используйте любую возможность, чтобы покайфовать, забавляясь интересными играми вместе со своими детьми.
- «Продаем крупу»: насыпаем в миски разного виду крупы или песок, учимся насыпать крупу в другие емкости, как бы для покупателя.
- «Угости куклу конфеткой»: берем пластиковые круглые контейнеры круглой формы с крышками, оформляем их в виде головы куклы. Приклеиваем или рисуем лицо, волосы. На месте рта прорезаем небольшое отверстие. Отдельно готовим коробочку с разноцветными пуговицами, которые будут у нас конфетами. Нужно протолкнуть пуговицу-конфету в ротик кукле.
- Отлично работают с обучающими целями тренажеры со шнуровками, липучками пуговицами, замочками и т.д. Хоты бы нужно сделать тренажер с пуговицами: на ткань пришиваем пуговицы, натягиваем ткань на фанерку или что-то похожее. Отдельно делаем заготовки с петельками для пуговиц, например, это лепестки цветов, которые нужно закрепить на пуговице и сделать цветок.
- «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер» – соответственно, средний дошкольный возраст;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornye_igry.docx | 189.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорика – что это такое?
Каждый любящий родитель безумно счастлив, когда его драгоценное чадо добивается пусть небольшого, но все-таки успеха. Важно абсолютно все: первый неуклюжий шаг, долгожданное первое слово, неумело разукрашенный рисунок. Любое достижение – это результат огромных усилий малыша. Однако известно ли вам, что способности малюток во многом зависят от того, насколько развита его сенсорика. Что это такое, знает, наверное, каждый, но вот действительно понимают ее значение лишь немногие. Термин «сенсорика» происходит от латинского слова «sensus», которое переводится как чувство или ощущение. Простыми словами можно сказать, что это некий датчик восприятия человеком окружающего его мира. Основой формирования этого восприятия является синтез различных ощущений индивида. Речь идет о познании действительности при помощи слуха, зрения, обоняния, тактильного контакта и т.п.
1 блок дидактических игр для тренировки зрительной восприимчивости:
- «Крышечки и коробочки»: можно взять пустые пластиковые баночки с крышечками из-под гуаши, они обычно разноцветные. Внутрь поместите карточки под цвет коробочки. Для старших деток можно поместить бусины иди другие маленькие предметы монохромной расцветки.
Задачи: тренируем умение соотносить цвета, находить одинаковые, анализировать и систематизировать. Попутно тренируем моторику, обучаясь открывать крышечки. Упражняем умение различать форму, величину. Если потрясти баночкой с карточкой внутри, то тренируем и слух.
Поверьте, если усложнить задачу, то этой игрой заинтересуется средняя и старшая группа. Для них можно добавить оттенки цветов, поместить внутрь карточку с картинкой не монохромной, а выполненной преимущественно одного цвета. Крышечки подбираем с резьбой, чтобы сложнее было открывать.
- «Огород» – игра по развитию сенсорных эталонов. Берем квадратные картонки небольшого размера, рисуем на них контур фрукта или овоща и вырезаем серединку. Отдельно у нас лежат такого же размера картонки, но полностью закрашенные, подобранные под цвета заготовленных фруктов-овощей. Задача: найти для каждого фрукта его цвет и положить заготовку поверх соответствующей цветной картонки.
Дидактические игры для развития слухового восприятия: 2-й блок
- Для организации этого вида игр подойдет бросовый материал. Например: «Разноцветные шумелки». Берем пластиковые бутылки, приклеиваем к ним этикетки разного цвета, но однотонные. Внутрь помешаем что угодно, лишь бы это вошло в горлышко, и было подобрано по цвету этикетки: окрашенные бобовые, крупа, бусины, песок. Малыш трясет этими шумелками, то сильнее, то слабее, улавливая разницу в издаваемых звуках.
Попутно потренируем зрительное восприятие цвета, моторику. Дети в 2-3 года обожают эту игру. Во второй младшей группе, да и в первой младшей группе на ура проходит эта забава. Видимо, малыши еще скучают по погремушкам…
А чтобы сделать забаву интересней в 1 младшей группе, можно шумелки оформить в виде игрушек: берем пластиковое яйцо от киндера, кладем внутрь разные предметы (крупы, шарик, что угодно), обшиваем тканью или обвязываем крючком, создавая цыплят, например. Каждый цыпленок будет шуметь по-разному.
Подготовительная группа может усложнить задачу: высыпать содержимое бутылок в отдельные коробочки и потом опять подобрать по цвету необходимое для каждой конкретной бутылки наполнение. Кроме того, если трясти бутылками осознанно, то развивается чувство ритма, а это уже музыкальный слух!
- «Кто шумит?» – отлично проходит в средней группе. За спиной у ребенка с помощью любых предметов издаем характерные звуки: шуршим страницами книги, стучим чем-то о стол и т.д. Ребенок должен угадать, что издает звуки. Отлична тренировка для слуха!
Блок 3-й: развиваем обоняние…
Здесь уж далеко ходить не нужно, игры плавно перемещаются в кухню. Средняя группа вполне справится с такой задачей:
- «Угадай, что съест птенец?» – ребенок играет роль голодного птенчика, а кто-то другой воображает себя мамой-птицей, которая прилетела накормить своих детенышей. Но мама хитрая: птенчик должен сначала угадать по запаху, что мама ему принесла. Подносим ребенку кусочек чего-то съедобного и даем вдохнуть аромат. Очень интересно это старшим деткам, но 2 младшая группа тоже может попытаться угадать.
- Старшим дошкольникам понравится состязаться в игре «Чем пахнет?» Суть такова: делаем заранее маленькие мешочки из марли, непосредственно перед игрой помещаем в мешочки кусочки продуктов с характерным ароматом: цитрусовые, зерна кофе, лук, чеснок, яблочко и т.д. Опять же, угадывает малыш, что внутри.
- «Сюрприз»: ставим глубокую емкость с песком, крупой и т.п., в котором спрятаны предметы. Ребенок находит, радуется и попутно развивает чувствительность пальчиков.
- «Привет!»: заранее делаем заготовки из материалов разной фактуры, наклеивая их на картон и вырезая ладошки. Ребенок прикладывает свою ладошку к заготовке, ощущает фактуру, учится новым понятиям: гладкий, шероховатый, мягкий, пушистый.
- «Тонет – не тонет»: берем емкость с водой и в другой емкости – разные предметы, которые можно мочить в воде. Ребенок исследует, какие предметы тонут, какие – нет, пытается заранее угадать возможность держаться на воде.
- Для развития тактильных ощущений можно использовать все, что видишь вокруг дома, во время прогулки. Да ребенок сам тренируется, ощупывая все, что попадется под руку. Но обязательно нужно заострять внимание малыша на названии явлений, ощущений. Обращать внимание на цвет, форму, размер.
Что говорить, вы уже догадались, насколько полезны дидактические игры по развитию тактильных ощущений для маленьких аутистов – аутят, да и для всех детей ЗПР (задержка психического развития).
Блок № 5 учимся совершать целенаправленные действия
Даже описание нескольких игр заняло много места на странице блога. Я предлагаю просто купить специальную литературу и составить свою картотеку дидактических игр.
Итак, пособия из «УчМага»:
Вместо заключения…
Не устану повторять, что наиболее доступная и эффективная форма обучения и развития для деток, начиная с самого раннего возраста, – игра. Но не стоит превращать забавы во что-то формальное, обязательное, серьезное, научное. Важно, чтобы ребята ощущали устойчивую радость и удовольствие от происходящего. Тогда и учиться в школе, они будут, как говорится, играючи, то есть, легко.
Мир сложен и достаточно драматичен сам по себе, поэтому не нужно усложнять его дополнительно. Используйте любую возможность, чтобы покайфовать, забавляясь интересными играми вместе со своими детьми.
- «Продаем крупу»: насыпаем в миски разного виду крупы или песок, учимся насыпать крупу в другие емкости, как бы для покупателя.
- «Угости куклу конфеткой»: берем пластиковые круглые контейнеры круглой формы с крышками, оформляем их в виде головы куклы. Приклеиваем или рисуем лицо, волосы. На месте рта прорезаем небольшое отверстие. Отдельно готовим коробочку с разноцветными пуговицами, которые будут у нас конфетами. Нужно протолкнуть пуговицу-конфету в ротик кукле.
- Отлично работают с обучающими целями тренажеры со шнуровками, липучками пуговицами, замочками и т.д. Хоты бы нужно сделать тренажер с пуговицами: на ткань пришиваем пуговицы, натягиваем ткань на фанерку или что-то похожее. Отдельно делаем заготовки с петельками для пуговиц, например, это лепестки цветов, которые нужно закрепить на пуговице и сделать цветок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»
В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно, будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....
Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Рассмотрим некоторые игры и игрушки для сенсорного развития....