Развитие памяти детей с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

Васильева Татьяна Юрьевна

В данной статье раскрываются аспекты развития памяти детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_s_onr.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавленок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Статья на тему: «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».

                                                                                       

Подготовила: воспитатель

Васильева Т.Ю

г. Новочебоксарск, 2022

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты развития и формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Ключевые слова: дошкольник, нарушение речи, особенности памяти.

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения опыта, знаний, умений и навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Вопросами изучения особенностей воспроизведения текстов детьми с нарушениями речи занимались Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Л. И. Белякова, О. Н. Усанова и др.[4].

Без памяти мы были бы существами мгновения – писала С. Я. Рубинштейн. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени[6].

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период формируются все познавательные процессы. Особое место занимает развитие и формирование памяти. Память – это хранилище информации. От объема и других характеристик памяти зависит развитие творческих и интеллектуальных способностей детей [5].

В дошкольном возрасте особого отношения требуют дети с нарушениями речи. По сравнению с детьми, которые развиваются нормально, они отстают по основным показателям формирования процесса памяти. Поэтому важнейшей задачей является определить особенности памятиу детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и развивать этот психический процесс с учетом этих особенностей. «Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности», - пишет Л. С. Волкова. Поэтому детей с нарушениями речи относят к особой группе.Детей с нарушениями речи изучали следующие авторы:

Р. А. Белова – Давид, И. Т. Власенко, О. Р. Даниленкова, О. Н. Усанова, Т. Б. Филичева, Л. И. Белякова, Г. В. Чиркина и др. [1].

С раннего детства процесс развития памяти, по мнению О. Р. Даниленковой, идет по нескольким направлениям. Во – первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во – вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, со временем превращается в произвольную[4].

Факторами, обуславливающих возникновение трудностей, являются отягощенность раннего периода развития, задержка формирования познавательных процессов (особенно памяти), моторных функций, незрелость эмоционально – личностной сферы, неблагополучное состояние здоровья [7].

Недоразвитость фонематического слуха, сниженная способность к запоминанию, недостаточная сформированность основных мыслительных процессов является причиной того, что дети с нарушениями речи не могут в срок усвоить знания - считаетО. Р. Даниленкова. Запечатление и сохранение в памяти воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определенное время и нужной последовательности – необходимое условие овладения системой знаний, умений, навыков [3].

Очень важно, чтобы ребенок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности утверждаетО. Р. Даниленкова. Задача запомнить не тождественна задаче прочитать или послушать текст. Необходимым условием высокой продуктивности деятельности запоминания является ее целенаправленность. Из – за недостаточно устойчивого внимания дети с нарушениями речи часто отвлекаются от заучивания материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания [3].

Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения различать, какой материал воспроизвести и что осталось не воспроизведенным. «Недостатки произвольной памяти у детей с нарушениями речи проявляются в снижении ее объема и недостаточной ее точности. Так дословное воспроизведение несложного текста составляет значительные трудности для детей с задержкой развития»[8].

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти: ребенок запоминает лучше всего яркое, необычное, интересное. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от деятельности восприятия группировки предметов.Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. В старшем дошкольном возрасте у детей с нарушениями речи появляются первые попытки использования некоторых приемов. Дети могут самостоятельно осуществлять переработку материала, хоть и в простых формах. В опытах З. М. Истоминой по ходу упражнений дети используют в мнемических целях отдельные приемы в виде мыслительных операций. Изучая процесс освоения группировки как приема логического запоминания, П. И. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается раздвоение умственной и мнемической деятельности. Оно проявляется в том, что. выполняя операцию мыслительной группировки, дети забывают о том, что надо запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать.Детистаршего дошкольного возраста, успешно овладевая классификацией, сознательно используют ее в качестве способа запоминания [2].

В настоящее время детей с нарушениями речи становится все больше. Перед ДОУ стоит задача систематической работы по развитию памятиу детей с нарушениями речи в условиях специального обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Л. С. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/  Под ред. Л.С Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2.Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание: избранные психологические труды/ П. И. Зинченко.– Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК, 1996.

3.Калиниченко С.А. Игровые приемы развития памяти у детей с ОНР // Логопед. – 2006. - №1. – с.52 – 53.

4.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Академия, 2002.

5.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2 изд., стереотип.-  М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6.Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. – Издательство: Питер, 2002.

7.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5 изд., стереотип.-  М.: Издательский центр «Академия», 2001.

8.Филичева Т. Б. Изучение детей с ОНР. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина// Дефектология. 1985. - №6. – с.37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути развития памяти детей

Доклады на темы : "Пути развития памяти детей" и "Ритмика как средство музыкального развития и воспитания дошкольников" ...

Статья "Развитие памяти детей дошкольного возраста"

По материалам книги Т.В. Большевой "Учимся по сказке". Развитие памяти, внимания, воображения и мышления в дошкольном возрасте с использованием мнемотехники....

Развитие памяти детей дошкольного возраста

Развитие памяти детей дошкольного возрастаПериод с 3 до 7 лет психологи называют временем интенсивного психического развития. В это время наблюдаются прогрессивные изменения в различных сферах –...

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...

Конспект мастер-класса "Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как общее недоразвитие речи, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточно развитое логическое мышление. А вед...

Выступление "Особенности развития памяти детей с особенностями психического развития"

Выступление "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития"...