Консультация для родителей "Всё о логопедической группе"
консультация (подготовительная группа)

Ригина Татьяна Николаевна

             Что такое логопедическая  группа  детского сада?

Своевременное и полноценное овладение речью является первым  важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Своевременное – значит начатое с первых дней после рождения ребенка; полноценное - значит   достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его  возможностей на каждой возрастной ступени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vsyo_o_logopedicheskoy_gruppe.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Что такое логопедическая группа  детского сада?

Своевременное и полноценное овладение речью является первым  важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития.

Своевременное – значит начатое с первых дней после рождения ребенка; полноценное - значит   достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его  возможностей на каждой возрастной ступени.

С первых дней после рождения, ребёнок, постепенно, шаг за шагом, учится правильно и четко произносить звуки, соединять их в слоги, потом в слова, учится строить предложения, грамотно формулировать и излагать свои мысли.

К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с нарушением. Причиной речевого нарушения могут способствовать множество факторов, такие как: внутриутробная патология; наследственная предрасположенность, генетические аномалии; неблагоприятные роды и их последствия; заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни; ребенок общается с людьми с нарушением речи; ребенок перенес стресс или испуг.

Дефекты речи у дошкольников встречаются довольно часто, и безусловно эти дети нуждаются в квалифицированной помощи учителя-логопеда. Большинство родителей с настороженностью воспринимают известие о том, что их ребенок  зачислен в логопедическую группу, пугаются, и от незнания и непонимания начинают задавать вопросы: «Мой ребёнок отстает в развитии?»; «А вдруг, он станет говорить ещё хуже?»; «Наш папа в 6 лет заговорил и этот заговорит» и т.д.

Занятия в логопедической группе способствуют постепенному развитию всех компонентов речи:

  • правильное произношение звуков и применение их в различных ситуациях;
  • выполнение звукобуквенного анализ и синтез слогов и слов, необходимый для успешного обучения чтения и письму;
  • расширение и обогащение словарного запаса детей;
  • развитие связной речи и обучение грамоте;
  • расширение словарного запаса наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, правильно соотносить слова с образом предмета, использовать обобщающие понятия.

Несмотря на то, что нарушения в речи детей встречаются достаточно часто, родители болезненно воспринимают этот факт, что их ребенка предлагают перевести в логопедическую группу, в которую зачисляют по направлению психолого-педагогического консилиума (ППк).

Как подготовить родителей к зачислению логопедическую группу.

Чего же бояться родители?

Перед логопедами стоит задача – сформировать правильное отношение к зачислению ребёнка в логопедическую группу. Необходимо повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития и здоровья их детей. Для этого требуются индивидуальные беседы с каждой мамой или папой, чтобы убедить их в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.

Общение учителя-логопеда с родителями должно исходить из принципов культуры педагогического общения и этики. В разговоре с родителями логопед должен быть доброжелателен, коммуникабелен, искренен; должен соблюдать педагогическую толерантность; уметь слушать и понимать собеседника; должен быть настроен на понимание и диалог с другим человеком; должен признавать и уважать права родителей на их собственное мнение; создавать атмосферу взаимного доверия между педагогом и родителями.

Логопед должен объяснить родителям что:

  • Речевые дефекты сами собой не исчезают. Если их своевременно не устранить, то нарушения закрепляются, становятся стойкими, а дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
  • В логопедическую группу детского сада, зачисляются дети со схожими речевыми нарушениями, с сохранным интеллектом и слухом, на один год обучения.
  • Родителям бояться ППк не следует. Прежде всего, обследование проводится исключительно в интересах ребенка. В состав ППк входят: председатель комиссии, учитель-логопед, старший воспитатель и воспитатель. Родители будут осведомлены об особенностях речевого развития ребенка, а итоговое решение о поступлении в логопедическую группу всегда остается за ними.
  • Расскажите родителям о различных речевых нарушениях (ОНР, ФФНР, дизартрии и т. д.), чтобы родителям были понятны эти логопедические термины.
  • Логопедические группы ДОУ – такая форма коррекционного обучения, которая способствует постепенному развитию всех компонентов речи. Вопреки распространенному мнению, логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе ведётся по развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления, расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи, обучение грамоте. Логопедические занятия дают хорошую подготовку детям к школьному обучению.

Следует показать преимущество логопедических групп:

Логопедическая группа - это специализированная группа детского сада в которую зачисляют детей со схожими речевыми дефектами с сохранным слухом и интеллектом на один год обучения

  • На группе работают учитель-логопед, 2 воспитателя, помощник воспитателя.
  • С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием.
  • Логопедические занятия проводятся ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения.  Все остальные занятия проводятся так же как в массовых группах детского сада. В вечернее время после сна ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда.  
  • На каждого ребенка заводится тетрадь взаимосвязи «Логопед - родитель», где  логопедом даются родителям рекомендации по работе с детьми дома.
  • Обучение правильной речи осуществляется в процессе регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у вашего ребенка динамический стереотип грамотной и правильной речи.
  • По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы.
  • В остальном же логопедическая группа ни в чем не отличается от обычной – тот же распорядок дня, те же прогулки, те же утренники, то же самое питание.
  • Логопедическая группа дает хорошую подготовку детям к школьному обучению.  

Очень часто встречается боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедический детский сад. Часто слышала такую фразу: «В логопедическую группу? У меня ребёнок «нормальный», а в этой группе он совсем разучится говорить» или «Мы так долго привыкали к детскому саду, переход в другой садик будет психологической травмой для моего ребёнка. Подскажите какие-нибудь упражнения, я буду с ним сама заниматься».  

Логопед – это педагог, который устраняет различные нарушения речи. Логопед кроме педагогических знаний обладает и основами медицинских знаний, так как речь – это психический процесс. Логопед должен разбираться в причинах возникновения речевых нарушений для того, чтобы правильно подобрать методику по коррекции того или иного нарушения речи. Логопед уже с первых дней жизни может диагностировать прогнозировать речевое развитие ребенка. Например, такое речевое нарушение как дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата) можно диагностировать у ребенка с первых месяцев жизни и вести профилактическую работу. Ранняя диагностика речевых дефектов и работа над их устранением позволит сократить время на исправление и повысить шансы на успех.  

Когда стоит обращаться к логопеду?

  • Если в возрасте 2 - 3 месяцев у ребенка не наблюдается гуление, есть повод серьезно задуматься, вероятнее всего, без помощи профессионального логопеда вам не обойтись.  
  • Если к годовалому возрасту малыш не пытается произносить слова, это также свидетельство каких-то нарушений.  
  • Серьезным поводом обращения к логопеду является отсутствие слов и фраз в речи вашего малыша, если ребенку более 2-х лет.  
  • Консультация с логопедом в трехлетнем возрасте рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет.  
  • К пяти годам обычно происходит полное формирование речи, все звуки должны произноситься четко и правильно, ребенок должен уметь строить фразы и предложения, пересказывать небольшие сказки, рассказы, придумывать свои какие-то истории.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей логопедических групп.

Тема:   Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте. Использование  специальных символов в играх по формированию звукового анализа и синтеза....

Консультации для воспитателей логопедической группы

В данной работе представлен материал по обучению воспитателей  артикуляционной гимнастике, а также по другим разделам: обучению грамоте, грамматическому строю, связной речи, произношению....

консультация для воспитателей логопедических групп

«Сюжетно-ролевая игра,как средство формирования связной речии социального развития дошкольников»...

Консультация для воспитателей логопедических групп. Индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда.

В консультации предложена четкая инструкция воспитателю   по выполнению на логочасе заданий логопеда. Рекомендована также для начинающих учителей-логопедов....

Консультация для воспитателей логопедической группы "Речевая среда в группе".

В статье  раскрывается понятие  "речевой режим  в  группе",  представлены  требования  к  речи  воспитателя....

Игры по автоматизациизвукопроизношения с элементами драматизации. Консультация для воспитателей логопедических групп.

Учитывая, что игра - ведущая деятельность для дошкольника, при автоматизации поставленного звука важно максимально использовать игровые приемы и наглядность.  Театрализованным играм принадлежит о...

Консультация для родителей логопедической группы на тему: "Воспитываем в детях интерес к чтению."

Вопрос воспитания интереса детей к литературе сегодня как никогда стал актуальным. Он выходит за рамки семейного, став общероссийской программой развития и воспитания детей. И решать его, на наш взгля...