Особенности речевого развития, рекомендации логопеда
методическая разработка по логопедии

Волкова Елена Михайловна

Особенности речевого развития, рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx12.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ЛОГОПЕДА

В каком порядке появляются звуки речи?

от 0 до 2 лет       гласные А О Э, согласные губно-губные П, Б, М

от 2 до 3 лет       гласные И, Ы, У, согласные губно-зубные Ф, В,                                                                   переднеязычные Т, Д, Н, заднеязычные К, Г, Х, среднеязычный звук Й

от 3 до 5 лет       согласные свистящие С, З, Ц,  шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

от 5 до 6 лет       сонорные Л, Р

Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории.

3 года: воспроизведение слов, состоящих: 
- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), 
- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.) 
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.) 

4-5 лет: воспроизведение слов: 
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…); 
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...) 
Ребенок должен уметь: 
- назвать предметные картинки; 
- повторить слова за взрослым; 
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..). 

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например: 

Водопроводчик чинил водопровод. 
Милиционер регулирует уличное движение. 
В аквариуме плавают разноцветные рыбки. 
Строители работают на строительстве высотного дома. 
Волосы подстригают в парикмахерской. 

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам. 

Отклонения в воспроизведении слогового состава носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом: 

1. Нарушение количества слогов: 

- сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток” 

- опускание слогообразующей гласной — “пинино” = “пианино” 

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната” 

2. Нарушение последовательности слогов в слове: 

- перестановка слогов – “деворе” = “дерево” 

- перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот” 

3. Искажение структуры отдельного слога: 

- сокращение стечений согласных – “тул” = “стул” 

- вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон” 

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы” 

и т.д.

Рекомендации учителя-логопеда родителям

 детей с речевым недоразвитием.

Уважаемые родители!

Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё – таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школе.

Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут его преодолеть.
Согласовывайте с учителем-логопедом и педагогами группы всю работу по воспитанию правильной речи.

Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.

Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.

Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания, важен позитивный настрой.

Выполняйте артикуляционную гимнастику: лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 - 5 минут, 2 – 3 упражнения за раз. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз, статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.

Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Доказано, что, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.

Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.

Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК).

Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Развитие речевого дыхания

Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.

У детей дошкольного возраста могут быть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:

- Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.

- Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».

- Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.

- Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.

При определении степени уровня речевого развития, логопед обращает большое внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох.

Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:

- Небольшой вдох через нос.

- Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.

- Выдох производится до конца.

- После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).

Общие правила проведения дыхательных упражнений

упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);

комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;

занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (но упражнениянужно проводить каждый день);

важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т.д.).

вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

«Нюхаем цветы». Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот.

«Задуваем свечи». Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом. После этого можно попрактиковаться сразу с несколькими свечками.

«Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.

«Карандаши-спортсмены». На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладем 2 карандаша и начинаем дуть на них вместе с ребенком (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребенка к этому процессу.

«Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т.е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.

«Лети, перышко!». Ребенок подбрасывает перышко вверх и дует снизу, не давай ему опускаться вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Статья по логопедии.Тема "ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ. "

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Рекомендации учителя- логопеда для родителей.

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть п...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....