Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР с помощью игр и упражнений
статья по логопедии (старшая группа)
Этапы работы по формированию слоговой структуры слова. Описание игр и упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogovaya_struktura_slova.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР с помощью игр и упражнений
Для полноценного формирования слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, темпо-ритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. Поэтому работа учителя-логопеда по коррекции слоговой структуры слова всегда должна начинаться с невербальных упражнений, направленных на развитие этих неречевых процессов.
З.Е. Агранович в своём пособии «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» предлагает систему логопедических мероприятий по устранению нарушений слоговой структуры слов. Автор складывает всю коррекционную работу из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и выделяет два основных этапа:
- Подготовительный этап позволяет подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится сначала на невербальном, а затем на вербальном материале;
- Коррекционный этап предполагает непосредственную коррекцию дефектов ССС через серию специальных игр и упражнений; работа ведется на вербальном материале.
Особое значение на каждом уровне автор отводит “включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
- развитие временно-пространственной ориентировки;
- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
На этом этапе можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками.
На этом этапе работы можно использовать такие игры и упражнения:
- «Повтори за мной» - логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в сторону;
- «Что сначала, что потом» - (взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу и т.д.);
- «Посмотри и повтори» (взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности);
- «Ловкие пальчики»- чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются;
- Артикуляционные упражнения - чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Забочик» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка», 4) «Горка» - «Чашечка» и др.;
- «Ритмические дорожки» - (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов в определенной последовательности);
- «Дождик» - воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: (большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется только после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
- уровень гласных звуков;
- уровень слогов;
- уровень слов;
- уровень коротких предложений;
- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Упражнения на уровне звуков:
- «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на карточке. Произнеси звук И столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»;
- «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
Упражнения на уровне слогов:
– «Слоговая гусеница» - произносить цепочку слогов с одновременным выкладыванием дорожки из камешков «Марблс» (нанизыванием бусинок);
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем;
–Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом;
–Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов. Упражнения на уровне слова: - «Прохлопай мячом слово» - отбить мячом ритм заданного слова; - «Сосчитай» - произносить заданные слова и выкладывать камешки. Сравнить слова, найти более длинное слово; - «Передай мяч» - дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова; - «Назови правильно» - логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно; -«Найди самое длинное слово» - ребёнок выбирает картинку из предложенных, на которой изображено самое длинное слово; - «Найди лишнее слово» - логопед называет серию слов с разной ритмической структурой. Дети должны выбрать и назвать слово, ритмически отличающееся от других слов; - «Закончи слово» - логопед начинает слово, а ребёнок добавляет одинаковый слог и называет слово, которое получилось. Таким же образом строится последующая работа на уровне предложений, стихов, текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.
В работе раскрывается коррекционная работа над слоговой структурой слова....
Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.
Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития....
«Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с речевой патологией»
Итак, нарушение слоговой структуры слова представляет значительную сложность для логопедической работы. Самым распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры...
Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...
«Вариативные подходы к программе «Коррекция звукослоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (3) как средство профилактики нарушений письменной речи на почве несформированности языкового анализа и синтеза»
В методическое пособие «Вариативные подходы к реализации целей логопедических занятий по программе «Логообучалочка» включены:- программа «Коррекция звукослоговой структуры слов...
Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
При подготовке ребенка с ТНР к школе необходимо поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...
«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушено формирование всех сторон речи. (слайд 2) Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возрас...