Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы речевого развития занимают одно из центральных мест в современных исследованиях, посвященных гармоничному комплексному развитию личности ребёнка дошкольного возраста. Развитая связная речь выступает показателем интеллектуального, социального и коммуникативного развития личности ребенка, служит средством общения и обеспечивает вхождение дошкольника в мир культуры.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие ребёнка дошкольного возраста рассматривается как одна из образовательных областей, призванная обеспечить «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [4].
Данные целевые ориентиры определяют содержание деятельности воспитателя и логопеда дошкольного образовательного учреждения в данной области. В современной теории и практике логопедии коррекционно-развивающая работа с дошкольниками основана на традиционных методиках предполагающих поэтапное и последовательное усложнение речевых упражнений и речевых ситуаций (Л.В. Лопатина, Н.М. Борозинец, А.Г. Демидова и др.). Однако, современный мир меняется быстро и педагог должен меняться вместе с миром, вносить новизну в любой педагогический процесс. Поэтому в практике логопедической работы востребованы методы и технологии развития речи детей дошкольного возраста, соответствующие современному уровню развития науки. Использование инновационных технологий позволяет повысить качество педагогического сопровождения дошкольников, существенным образом повысить эффективность корреционно-развивающей работы, снизить риски дезадаптации детей [2].
Возможности внедрения инновационных технологий в практику работы дошкольной образовательной организации определенный отпечаток на методику и технологию работы современного логопеда. Инновационные технологии открывают новые возможности в организации логопедической помощи детям, имеющим различные нарушения речи, помогают в формировании интеллектуально грамотной, самостоятельной, продуктивно мыслящей, творческой, развитой личности.
В практике работы логопедического пункта МКДОУ БГО Детского сада № 1 комбинированного вида активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы работы, разрабатываются индивидуальные меры поддержки по интересам и запросам детей. При организации логопункта следует учитывать, что любая инновационная технология, используемая в логопедической практике, призвана в первую очередь, увеличить эффективность работы по речевому развитию детей. К инновационным технологиям в логопедии относятся: пуговичная терапия, биоэнергопластика, мнемотехника, арт-терапевтические технологии, логоритмика, синквейн, театрализованная деятельность, ТРИЗ-технология, Су-Джок терапия, информационные технологии, ИКТ – технологии [1].
Современным дошкольникам интересен мир гаджетов, поэтому в логопедической работе востребованы технологии с ИКТ (Умное интерактивное зеркало ArtikMe, интерактивная доска SmartBoard, интерактивные игры, интерактивные плакаты).
В практике работы логопедического пункта МКДОУ БГО Детского сада № 1 комбинированного вида используется интерактивное зеркало ArtikMe – это новый профессиональный продукт развития речи у детей, используемый с целью коррекции и устранения дефектов речи.
Интерактивное зеркало ArtikMe используется для развития и коррекции речи по различным направлениям. Область применения данной интерактивной технологии широка: проведение артикуляционной гимнастики, постановка звука и его автоматизация в речи, запуск речи, обогащение словаря ребёнка и др. Оно может применяться в работе по коррекции ОНР и ФФНР. Интерактивное зеркало ArtikMe существенным образом облегчает работу логопеда со сложными речевыми дефектами.
«Умное зеркало» дает возможность ребёнку видеть одновременно своё отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. В блоке артикуляционная гимнастика есть смена персонажей Мальчик Артик, девочка Мира. Они помогают правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Анимация героя очень точно передает артикуляцию данного упражнения.
Самые трудные и скучные этапы работы с логопедом превращаются в увлекательную игру – на одном пространстве ребёнок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажей, осваивая начальные формы личностной рефлексии. Умное зеркало даёт обратную связь, она работает в полуавтоматическом режиме – при верном выполнении задания одним нажатием на клавишу ребенок получает поощрение. Это мотивирует ребёнка на дальнейшее всё более качественное выполнение заданий. Использование умного зеркала в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.
Умное зеркало развивает самостоятельность и самоконтроль детей. Ребёнок видит процесс выполнения задания, видит слово, его написание, а также необходимый дидактический материал. Ребёнок сам может выбрать вид деятельности. Например, он может выбрать игры: «четвёртый лишний», «обобщение» или «запомни». Каждая игра достигает поставленные цели.
Зеркало очень эффективно помогает в работе с родителями. С помощью видеокамеры я записываю домашнее задание. Домашнее задание отправляется родителям в электронном варианте без распечатки на бумаге или записи в тетрадь. Видеозапись – это и есть инструкция к выполнению домашнего задания. Детям очень интересна новизна выполнения домашних заданий. Родители могут наблюдать, как происходит процесс развития и коррекции речи ребенка. Теперь можно отправлять логопедические занятия детям, которые не посещают детский сад по каким-либо причинам.
Главная особенность – это конструктор занятий. В нём можно собирать свои занятия, используя множество красочных картинок и форматов, которые предусмотрены в библиотеке. С помощью конструктора удобно составлять задания для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности. Или на конкретный звук. Электронные дидактические материалы дают возможность в течение занятия менять задания гибко и быстро. Задания можно самостоятельно наполнять содержанием, необходимым для занятий с конкретным ребёнком, с помощью загруженного или собственного материала.
В процессе работы с умным зеркалом были обобщены следующие выводы о задачах логопедической работы, которые решаются при его использовании:
- «коррекция артикуляционной моторики;
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция силы голоса;
- коррекция произношения гласных и согласных звуков;
- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
- отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;
- работа над звукобуквенным составом слова;
- работа над слоговой структурой слова;
- формирование обобщенного лексического значения слова;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- работа над морфологическим значением слова;
- формирование и развитие навыка чтения;
- расширение словарного запаса;
- работа над построением плана речевого высказывания;
- развитие связной монологической речи» [3, с.16].
Обобщение опыта работы с интерактивным зеркалом в практике коррекции различных речевых дефектов позволяет заключить, что с помощью интерактивного зеркала логопед может разнообразить рутинную работу по коррекции речевых нарушений игровыми моментами, многократно дублировать необходимый тип упражнений с вариациями, заложенными в программе, так, что дети не привыкают к ним, разнообразить речевой материал и представить его наглядно.
При помощи упражнений с интерактивным зеркалом в игровой форме развивается речевое дыхание, усваиваются артикуляционные позы, артикуляционный уклад, облегчается процесс постановки, введения в речь и автоматизации звуков. Специально подобранные упражнения позволяют работать над просодической стороной речи. Таким образом, использование «Умного зеркала» позволяет сделать логопедическое занятие интересным и увлекательным для ребёнка, поскольку в процесс восприятия включается не слух и зрительное восприятие, но и эмоции, воображение, фантазия, что помогает детям глубже погрузиться в речевой материал.
Использование в логопедической практике возможностей «Умного зеркала» повышает интерес и познавательную активность детей, способствует снижению утомляемости у детей, в том числе с сочетанными дефектами развития, что в целом обеспечивает повышение эффективности логопедической и образовательной работы в целом.
Экран «умного зеркала» притягивает внимание дошкольника, что существенным образом отличается от традиционной методики фронтальной работы с детьми в силу того, что у ребёнка в данный возрастной период преобладает непроизвольное внимание. В силу данных причин применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Использование «умного зеркала» как инновационной логопедической технологии, инструмента помощи логопеду, помогают детям, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии; помогают преодолеть неуверенность в себе; совершенствует грамматический строй и звуковую культуру речи. Своим достижением в работе я считаю - достижения моих воспитанников, их успехи, а ещё благодарность родителей, сотрудников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
ДОКЛАД НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
Статья на тему: Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОО, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...
«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» краткосрочный проект по анимации...
«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»
презентация на тему «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»...
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...