Проект "Логопедический челенж"
проект по логопедии
Формирование компетентности родителей в области развития речи и пропедевтики речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logopedicheskiy_chelezh.docx | 643.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №453 комбинированного вида»
630089, г.Новосибирск 89, ул. Б.Богаткова, 197/1, тел. 256-01-74, 256-01-00
e-mail: ds_453_nsk@nios.ruсайт: http://ds453nsk.edusait.ru
Октябрьский район
Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей – 2021»
Номинация «Сотрудничество с родителями как обязательное условие реализации ФГОС ДО»
ПРОЕКТ
«Логопедический челлендж»
Формирование компетентности родителей в области развития речи и пропедевтики речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Авторы проекта:
Елена Витальевна Гусева, учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Оксана Валерьевна Молоткова, учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Екатерина Валерьевна Авилова, учитель-логопед
первой квалификационной категории
Юлия Александровна Масленникова, учитель-логопед
Новосибирск – 2021
Содержание
- Краткая аннотация проекта 3
- Актуальность проекта 4
- Цель и задачи проекта 5
- Ожидаемые результаты…………………………………………………………...6
- Проектные решения (этапы проекта) 7
- Организационно – диагностический этап…………………………………7
- Основной этап……………………………………………………………….8
- Заключительный этап………………………………………………………13
- Оценка ресурсов…………………………………………………………………...14
- Критерии показатели эффективности……………………………………………14
- Риски и пути их минимизации……………………………………………………16
- Практическая значимость………………………………………………………....16
- Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………………..17
- Список литературы……………………………………………………………….17
Приложения
Приложение № 1. Результаты обследования уровня речевого развития у детей средней возрастной группы в процентном соотношении.
Приложение № 2. Результаты анкетирования родителей детей детского сада №453 в процентном соотношении.
Приложение №3. Положение о проведении Недели логопедии2020г.
Приложение №4. Положение о проведении Недели логопедии 2019г.
Проект
«Логопедический челлендж. Формирование компетентности родителей в области развития речи и пропедевтики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Краткая аннотация проекта
Данный проект является частью системы взаимодействия логопедической службы со всеми участниками образовательного процесса МКДОУ комбинированного вида д/с №453
Изменение условий жизни, увеличение количества детей с речевыми нарушениями поставило педагогов перед необходимостью трансформации форм взаимодействия с семьями воспитанников.
В данном проектеотображены различные пути решения задач работы с родителями детей дошкольного возраста в вопросах речевого развития. Учителями-логопедами МКДОУ д/с №453 была введена традиция проведения «Недели логопедии» в детском саду, начиная с 2019г. В 2020 году подача материала и способы взаимодействия с семьями воспитанников изменились в условиях карантина. «Неделя логопедии» трансформировалась в «Логопедический челлендж», который направлен на формирование компетентности родителей в области развития речи и пропедевтики речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: формирование у родителей и педагогов мотивации к созданию благоприятных условий для речевого развития детей.
Его реализация позволит:
- повысить компетентность педагогов и родителей в направлении речевого развития;
- укрепить связь семьи и образовательного учреждения;
- повысить заинтересованность и степень участия родителей в вопросах воспитания правильной речи детей в условиях семейного воспитания;
- пополнить развивающую среду в группах интересными разнообразными играми по развитию речи;
- увеличить степень удовлетворенности родителей работой учреждения.
Участники проекта: заведующий, старший-воспитатель, учителя-логопеды, воспитатели, музыкальные руководители, родители (законные представители) и дети.
Длительность: проект долгосрочный, реализуется в течение 1 месяца каждого учебного года.
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том,
что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
Только в совместной деятельности родители
лучше узнают своих детей, становятся ближе»
В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта
В настоящее время неуклонно растёт число детей, имеющих речевые нарушения разного характера. Это подтверждается учителями-логопедами нашего дошкольного учреждения. В нашем дошкольном учреждении открыто 7 групп комбинированной направленности для детей с ТНР с 4 до 7 лет, с детьми работает 5 учителей-логопедов.
Анализируя результаты ежегодного логопедического обследования детей 4-х лет общеобразовательных групп МКДОУ д/с №453 (Приложение 1), мы видим, что около 70% детей нуждаются в логопедической помощи. Примерно 40% из них зачисляются в комбинированные группы детского сада для детей с ТНР. А 30% детей, с незначительными речевыми нарушениями, остается без помощи специалистов ДОУ из-за большой нагрузки учителей-логопедов. Вместе с тем, согласно ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью для успешной социализации, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Детский сад и семья – две очень значимые развивающие структуры социализации детей. Взаимодействие которых, положительно сказывается на всестороннем развитии ребенка. В статье 44 Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В соответствии с новыми требованиями, роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает на уровне ДОУ. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО, ч. I, п. 1.6, пп. 9).
Достичь эффективности в коррекционно-развивающей логопедической работе и обратить внимание родителей на проблемы детей возможно только в системе взаимодействия с семьей, но, как показывает многолетняя практика, не все родители компетентны в вопросах речевого развития детей. Многие из них не понимают важность и значимость своевременного устранения речевых нарушений у детей, либо стараются не замечать их, игнорируют выполнение с ребенком домашних заданий, рекомендованных учителем-логопедом. Некоторые родители наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляяповышенные требования к речи ребенка, а те родители, которые готовы к совместному сотрудничеству, не владеют необходимыми знаниями для осуществления коррекционной работы с ребенком в условиях семьи. Они получают необходимую информацию на информационных стендах, посещая родительские собрания и консультации. При такой организации работы они являются пассивными слушателями и наблюдателями.
Для решения указанных проблем учителями-логопедами МКДОУ д/с №453 была введена традиция проведения «Недели логопедии» в детском саду начиная с 2019г. В 2020 году подача материала и способы взаимодействия с семьями воспитанников изменились в условиях карантина, и «Неделя логопедии» трансформировалась в «Логопедический челлендж».
Че́ллендж (англ. Challenge) — жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей. Само слово челлендж обычно переводится как «вызов» в контексте словосочетания «бросить вызов». Другие значения — «сделай как я» или «задание, требующее выполнения».
Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирование у родителей и педагогов мотивации к созданию благоприятных условий для речевого развития детей.
Задачи:
- повышение компетентности педагогов и родителей в направлении речевого развития;
- укрепление связей семьи и детского сада через вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ;
- обогащение развивающей речевой среды в группах;
- распространение и популяризация опыта творческих педагогов;
- создание ситуации успеха у участников образовательных отношений;
- содействие нормализации речевого развития детей путём популяризации логопедических знаний среди родителей.
Задачи:
повысить компетентность педагогов и родителей в направлении речевого развития;
укрепить связь семьи и детского сада через вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ;
пополнить развивающую среду в группах интересными разнообразными играми по развитию речи;
распространить опыта творческих педагогов;
создать ситуацию успеха у участников образовательных отношений;
содействовать нормализации речевого развития детей путём популяризации логопедических знаний среди родителей.
Сроки реализации проекта: проект долгосрочный, реализуется в течение 1 месяца каждого учебного года.
Участники проекта
Заведующий ДОУ – осуществляет материальное обеспечение проекта, мотивацию педагогов к инновационной деятельности.
Старший-воспитатель ДОУ - осуществляет контрольную и аналитическую деятельность, обеспечивает методическую поддержку и консультирование участников реализации проекта, занимается информационным сопровождением деятельности ДОУ.
Учителя-логопеды ДОУ – обеспечивают взаимодействие всех участников образовательного процесса, координируют деятельность сотрудников, разрабатывают план работы по всем направлениям (взаимодействие с детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами), обеспечивают методическую поддержку и консультирование участников реализации проекта.
Воспитатели ДОУ – являются основными участниками реализации проекта, осуществляют поиск информационно-методических материалов, сотрудничают с родителями по различным вопросам, творчески самореализуются.
Воспитанники ДОУ –активно участвуют в различных совместных мероприятиях с педагогами и родителями.
Музыкальные руководители ДОУ – участвуют в проведение мероприятий.
Родители (законные представители) ДОУ – являются основными участниками проекта, участвуют в мероприятиях, пополняют развивающую предметно-пространственную среду, повышая информационную и педагогическую компетентность в вопросах развития речи детей.
Ожидаемые результаты
- - повысится компетентность педагогов и родителей в направлении речевого развития;
- - укрепится связь семьи и образовательного учреждения;
- - возрастёт заинтересованность и степень участия родителей в вопросах воспитания правильной речи детей в условиях семейного воспитания;
- - развивающая среда в группах пополнится интересными разнообразными играми по развитию речи;
- - возрастёт речевая активность детей при совместной работе с родителями;
- - сформируются творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;
- - повысится степень удовлетворенности родителей работой учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Проектное решение (этапы проекта)
I этап: Организационно – диагностический этап
Мероприятия | Сроки | Место проведения | Ответственные |
Изучение нормативно-правовой базы по теме проекта | Октябрь 2019г./ Октябрь 2020г. | 1,2 корпус МКДОУ д/с №453 | Учителя-логопеды |
Организация творческой группы по разработке проекта – определение графика работы, степени вовлечённости в проект педагогов, родителей. | Учителя-логопеды/ Старший воспитатель | ||
Изучение программно-методического обеспечения в ДОУ по данному вопросу | Учителя-логопеды/ старший воспитатель | ||
Подбор и изучение методической, художественной и научной литературы по теме; видеоматериала, структурирование методических материалов | 1-15 ноября 2019г./ 1-9ноября 2020г. | 1,2 корпус МКДОУ д/с №453 | Учителя-логопеды |
Разработка инструментария для диагностики степени сформированности компетенции родителей в сфере речевого развития детей. | Октябрь 2019г. | 1,2 корпус МКДОУ д/с №453 | Учителя-логопеды |
Проведение диагностических, мониторинговых мероприятий среди: Детей–анализ уровня речевого развития детей по результатам мониторинга в начале года. (Приложение 1) Родителей–анкетирование родителей с целью изучения уровня информированности о речевом развитии детей, выявление образовательных запросов и готовности участвовать в проведении «Недели логопедии» в ДОУ. (Приложение 2) Педагогов ДОУ– изучение готовности к инновационной деятельности, компетентности в вопросах речевого развития детей. Анализ развивающей предметно-пространственной среды групп и ДОУ | 1-15 ноября 2019г./ 1-9ноября 2020г. | 1,2 корпус МКДОУ д/с №453 | Учителя-логопеды, старший воспитатель |
Информирование родителей о разработке проекта, совместное планирование мероприятий | 1-15 ноября 2019г./ 1-9ноября 2020г. | 1,2 корпус МКДОУ д/с №453 | Учителя-логопеды, воспитатели |
Разработка положения о «Неделе логопедии» (Приложение 3) | Октябрь 2019, Октябрь 2020 | 1,2 корпус МКДОУ д/с №453 | Старший-воспитатель, учителя-логопеды |
II. Основной этап (этап реализации)
Проведение «Недели логопедии» 2019год | |||
Мероприятия | Сроки | Место проведения | Ответственные |
Работа с детьми | |||
Интерактивная игра «Рюкзачок новых слов». | Ежедневнос 18 по 22 ноября 2019г. | Вестибюль 1 корпус, приемные групп 2 корпус | Учителя-логопеды, родители |
Изготовление детско-родительский дидактических пособий и игр | С 18 по 22 ноября 2019г | Дома | Родители, дети |
Работа с педагогами | |||
Практико-ориентированный семинар «Педагогическая мастерская красивой речи» | 19 ноября 2019г. | 1 корпус | Учителя-логопеды 1 корпуса |
Выставка логопедических новинок (авторские игры, новая методическая литература, пособия по развитию речи). | 22 ноября 2019г. | Музыкальный зал 1,2 корпус | Учителя-логопеды, воспитатели, родители |
Выставка дидактических пособий для развития речи, изготовленных педагогами. | 22 ноября 2019г. | Музыкальный зал 1,2 корпус | Воспитатели,учителя-логопеды |
Работа с родителями | |||
Оформление информационного интерактивного стенда «Из чего строится хорошая речь?» | С 18 по 22 ноября 2019г. | 1корпус МКДОУ д/с №453 | Учителя-логопеды |
Проведение игры «Рюкзачок новых слов». | С 18 по 22 ноября 2019г. | 1-15 ноября 2019г./ 1-9ноября 2020г. | Учителя-логопеды, родители |
Мастер-класс для родителей «Речевые игры в кругу семьи» | 19 ноября 2019г. | 2 корпус МКДОУ д/с №453 | Учителя-логопеды 2 корпуса |
Мастер-класс для родителей детей младшего возраста «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика» | 21 ноября 2019г. | Логопеди-ческий кабинет 1,2 корпус | Учителя-логопеды |
Индивидуальное консультирование родителей детей всех возрастных групп. | 19-20 ноября 2019г. | 1,2корпус | Учителя-логопеды |
Выставка логопедических новинок (авторские игры, новая методическая литература, пособия по развитию речи). | 22 ноября 2019г. | Музыкальный зал 1,2 корпус | Учителя-логопеды, воспитатели, родители |
Выставка детско-родительских дидактических пособий и игр на развитие мелкой моторики и речевого дыхания. | 22 ноября 2019г. | Музыкальный зал 1,2 корпус | Родители, воспитан-ники. |
Развивающая предметно-пространственная среда | |||
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды помещений и территории МКДОУ д/с № 453: Оформление фойе ДОУ. | 17.11.2020г. | 1 корпус- вестибюль сада | Учителя-логопеды |
Оформление информационного интерактивного стенда «Из чего строится хорошая речь?» | |||
Пополнение развивающей среды групп дидактическими играми и пособиями для развития речи детей | До 20.11.2019. | 1, 2 корпус | Учителя-логопеды, воспитатели, родители, дети |
Проведение «Недели логопедии» 2020 год | |||
Мероприятия | Сроки | Место проведения | Ответственные |
Работа с детьми | |||
Выставка рисунков на тему «Логопед глазами детей», «Что делает логопед», «Кто такой логопед?» | 09.11-13.11- подготовка, изготовление работ 13.11- оформление | 1,2 корпус Приемные групп, вестибюль ДОУ, лестничные пролеты | Учителя-логопеды, воспитатели, родители |
Интерактивная артикуляционная гимнастика «Перед тем как день начать, язычок спешим размять» | Ежедневно в течение недели | 1,2 корпус Приемные групп, вестибюль ДОУ | Учителя-логопеды, воспитатели, родители |
Интерактивная игра с чистоговорками «Время зря ты не теряй. Проходи и повторяй» | Ежедневно в течение недели | 1,2 корпус Приемные групп, вестибюль ДОУ | Учителя-логопеды, воспитатели, родители |
«АБВГДейка» - изготовление и презентация тактильных букв. Презентация детьми своей буквы (стихотворение или загадка). Младший возраст- гласные буквы, картинки для картотеки звукоподражаний. | Презентация в группах в течение недели 16.11-20.11 2020г. | Дом, группа | Родители, дети, воспитатели |
Утренняя гимнастика с включением элементов логоритмики, упражнений на развитие речедвигательной координации и межполушарного взаимодействия. | Ежедневно в течение недели С 16.11-20.11 | Групповые помещения,спортивный зал | Воспитатели,учителя-логопеды |
Игры с родителями по видео-рекомендациям учителей-логопедов «Пять минут для развития речи» | Ежедневно в течение недели С 16.11-20.11 | Дома | Учителя-логопеды, родители |
Работа с педагогами | |||
| 20.11.2020г. | 1, 2 корпус корпус | Учителя-логопеды/воспитатели |
Картотека Топ-5 игр для проведения лого-пятиминуток. Проведение игр на развитие темпо-ритмической стороны речи, развитиеречедвигательной координации, межполушарного взаимодействия. | 20.11.2020г. | Музыкальный зал 1,2 корпус | Музыкаль-ные руководи-тели, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог, дефектолог. |
Конкурс «Лучшее дидактическое пособие для развития речи» | 17.11-1 корпус, 18.11-2 корпус | Музыкальный зал 1,2 корпус | Воспитатели, учителя-логопеды, родители. |
Выполнение рекомендации учителей-логопедов для воспитателей по включению в утреннюю гимнастику элементов логоритмики, упражнений на развитие речедвигательной координации и межполушарного взаимодействия. | Ежедневно в течение недели с16.11-20.11 | Групповые помещения,спортивный зал | Учителя-логопеды, воспитатели |
Мастер-класс по обмену опытом учителей -логопедов «Логопедический массаж и самомассаж для детей с тяжелыми нарушениями речи» | 18.11.2020г. | Логопеди-ческий кабинет 1 корпус | Учителя-логопеды |
Работа с родителями | |||
Выставка рисунков на тему «Логопед глазами детей», «Что делает логопед», «Кто такой логопед?» | 16.11-20.11 2020г | 1,2 корпус Приемные групп, вестибюль ДОУ, лестничные пролеты | Учителя-логопеды, воспитатели, родители |
Интерактивная артикуляционная гимнастика «Перед тем как день начать, язычок спешим размять» | Ежедневно С 16.11-20.11 2020г | 1,2 корпус Приемные групп, вестибюль ДОУ | Учителя-логопеды, воспитатели, родители |
Игра с чистоговорками «Время зря ты не теряй. Проходи и повторяй» | Ежедневно С 16.11-20.11 2020г | Приемные групп, вестибюль ДОУ | Учителя-логопеды, воспитатели, родители |
«АБВГДейка» - изготовление и презентация тактильных букв. Презентация детьми своей буквы (стихотворение или загадка). Младший возраст- гласные буквы, картинки для картотеки звукоподражаний. | Презентация в группах в течение недели 16.11-20.11 2020г. | Дом, группа | Родители, дети, воспитатели |
Видео-рекомендации учителей-логопедов для родителей «Пять минут для развития речи» | Ежедневно в течение недели С 16.11-20.11 | WhatsApp мессенджер | Учителя-логопеды |
Предоставление фото/видео отчетов: 1.Фото работ детей. 2.Фото презентации детьми своих работ. 3.Фото «Утренняя гимнастика с включением рекомендованных упражнений» 4.Фото игр, включаемых в утреннюю зарядку, занятия по физическому развитию и музыкальные занятия. 4.Фото «Лучшее дидактическое пособие для развития речи» 5.Фото «Перед тем как день начать, язычок спешим размять» 6.Фото «Мастер-класс учителей-логопедов» | 20.11.2020г. | 1,2 корпус Логопеди-ческий кабинет | Воспитатели, родители. |
Развивающая предметно-пространственная среда | |||
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды помещений и территории МКДОУ д/с № 453 1.Скороговорки «Время зря ты не теряй. Проходи и повторяй» 2. Интерактивная артикуляционная гимнастика «Перед тем как день начать, язычок спешим размять» 3.Выставка рисунков на тему «Логопед глазами детей», «Что делает логопед», «Кто такой логопед?» | 09.11-13.11.2020г.- подготовка, изготовление работ 13.11.2020г.- оформление. | 1 корпус- вестибюль сада / 2 корпус-приемные групп | Учителя-логопеды Учителя-логопеды Воспитатели |
Пополнение развивающей среды групп дидактическими играми и пособиями для развития речи детей | До 20.11.2020г. | 1,2 корпус | Учителя-логопеды, воспитатели, родители, дети |
Создание картотеки речевых игр для педагогов по итогам конкурса «Топ -10 речевых игр» | До 20.11.2020г. | Методи-ческий кабинет | Учителя-логопеды, педагоги |
Этап III – Заключительный (аналитико-итоговый) | |||
Подведение итогов проведения логопедической недели, работа жюри, награждение победителей конкурсов, активных участников. | 22.11.2019г 20.11.2020г. | 1, 2 корпус | Учителя-логопеды, члены жюри |
Создание «методической копилки»: -картотеки речевых игр; -картотекиигр на развитие темпо-ритмической стороны речи, развитие речедвигательной координации, межполушарного взаимодействия; -видео-картотеки игр на развитие мелкой моторики, координации движений и развитие межполушарного взаимодействия. | 22.11.2019г 20.11.2020г. | Методичес-кий кабинет | Учителя-логопеды, старший воспитатель, воспитатели |
Комплексный анализ, позволяющий судить о степени выполнения проекта. Оценка уровня сформированности родительской компетентности и заинтересованности в вопросах речевого развития детей. | Ноябрь2019г Ноябрь2020г. | Google-опросник | Учителя-логопеды, старший воспитатель |
Организация видео- и фоторепортажей для родителей о ходе реализации проекта. | В течение года | Родитель-ские собрания | Учителя-логопеды |
Создание сайта учителей-логопедов для родителей | Январь 2021г. | http://xn--80afglnjkb1abl.xn--p1ai/ | Учителя-логопеды |
Проведение диагностических, мониторинговых мероприятий среди: Родителей - изучение уровня информированности о речевом развитии детей. Педагогов ДОУ– изучение готовности к инновационной деятельности, компетентности в вопросах Анализ речевой направленности развивающей предметно-пространственной среды групп и ДОУ | Январь 2019г Январь 2020г. | Учителя-логопеды | |
Отчет по результатам работы на педсовете. | Март 2020г. | 1 корпус | Учителя-логопеды |
Обобщение опыта через участие в МО | 18.12.2019г. МО для старших воспитателей Октябрьского района | ||
Публикациях на сайте детского сада. | Ноябрь 2020 | Учителя-логопеды, Старший-воспитатель |
Оценка ресурсов
Вид расходов | Всего (руб.) | Имеющиеся средства (руб.) | Требуемые средства (руб.) |
Оборудование (ТСО) | |||
Компьютер в логопедическом кабинете с подключением к интернету | 60000 | 60000 | - |
Цветные принтеры | 21500 | 21500 | - |
Ламинаторы | 4500 | 4500 | - |
ТС с мессенджерам WhatsApp | 10000 | 10000 | - |
Всего: | 96000 | 96000 | - |
Преобразование и обогащение развивающей предметно- пространственной среды | |||
Наборы магнитов и маркеров в группах и в кабинетах | 1000 | 1000 | - |
Ватман, цветная бумага, бумага для принтера и рисования, карандаши и фломастеры, листы для ламинирования. | 6000 | 4000 | 2000 |
Всего: | 7000 | 5000 | 2000 |
ВСЕГО РАСХОДОВ | 103000 | 101000 | 2000 |
Критерии показатели эффективности
Критерии оценивания | Показатели оценивания | Средства контроля и обеспечения достоверности результатов | Ответственный |
Рост профессиональной компетентности педагогов | Количественный рост педагогов ДОУ, овладевших и активно использующих эффективные формы взаимодействия с родителями | Контроль, наблюдение, количественный анализ | Заведующий, Старший воспитатель, Учителя - логопеды |
Формирование банка данных, методических разработок, отчет по работе с родителями | Количественный и качественный анализ представленных материалов. | Старший воспитатель Учителя - логопеды | |
Трансляция опыта (консультации, мастер-классы, семинары) | Количественный и качественный анализ мероприятий по распространению инновационного опыта | Старший воспитатель Учителя – логопеды, Педагоги | |
Рост педагогической грамотности и активности родителей | Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством представляемых услуг | Анкетирование родителей | Старший воспитатель Учителя – логопеды Воспитатели |
Доля родителей, проявляющих позитивное отношение к инновационной деятельности ДОУ | Анкетирование родителей | Старший воспитатель Учителя – логопеды Воспитатели | |
Степень вовлеченности родителей в образовательный процесс | Наблюдение, количественный анализ участия родителей в мероприятиях | Старший воспитатель Учителя – логопеды Воспитатели | |
Преобразование РППС | Показатели оснащенности развивающей предметно-пространственной среды ДОУ | Анализ пополняемости, насыщенности и сменяемости РППС | Заведующий Старший воспитатель Учителя – логопеды Воспитатели |
Рост уровня комфорта образовательного пространства | Анализ свободной деятельности детей | Старший воспитатель Учителя - логопеды |
Риски и пути их минимизации
Риски | Меры по минимизации рисков |
Родители | |
Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность | Пояснение цели, задачи, ожидаемых результатов проекта для всех субъектов образования; проведение обучающих семинаров, мастер классов. |
Отрицательное отношение родителей к результатам или ходу реализации проекта | Информационно-разъяснительная работа, направленная на минимизацию негативных установок. |
Педагоги | |
Недостаточная степень готовности и фиктивное отношение педагогических работников к реализации проекта. | Индивидуальная работа с педагогами; уточнение процесса выполнения заданий для повышения заинтересованности как в промежуточных, так и в конечных результатах |
Недостаточная квалификация узких специалистов | Повышение квалификации или профессиональная переподготовка |
Неудовлетворенность педагогов | Информационно-разъяснительная работа |
Дети | |
В случае некорректной подачи педагогами информации по реализации проекта | Индивидуальная работа с педагогами; уточнение процесса выполнения заданий для повышения заинтересованности детей |
Отсутствие мотивации детей к реализации проекта | Выбор различных способов мотивации детей; разъяснение критериев оценки результатов (грамоты, благодарности); применений инновационных технологий и методов реализации проекта. |
Практическая значимость
Мы не просто внедрили интересный и действенный формат взаимосвязи с родителями, но и сделали его традицией нашего детского сада. Проведение «недели логопедии» в виде челленджа в 2020 году стало отличной альтернативой традиционным формам взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях карантина, а проводимые мероприятия оказались доступнее и интересней.
Введение новых и нестандартных приемов сотрудничества с родителями послужило дополнительной мотивацией для их включения в коррекционные занятия и организованную педагогами деятельность. Результат такого сотрудничества положительно сказался на речевом развитии детей.
Сравнительный анализ результатов анкетирования показал значительный рост уровня мотивации к сотрудничеству с педагогами ДОУ у родителей и законных представителей детского сада №453. (Приложение 2)
Перспективы дальнейшего развития проекта
Полученный опыт мы будем дополнять и модернизировать, подстраиваясь под запросы и интересы участников образовательного процесса и реалии окружающего мира. Таким образом решать одну из основных задач дошкольного учреждения – создание продуктивного сотрудничества с семьями воспитанников.
Список литературы
- Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФГОС ДО.
- А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» - Москва Генезис, 2007.
- Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика». – СПб, 2009.
- В.Н. Костягина «Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика» - Москва, ИД Карапуз, 2001.
- Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников». – М.: Издательство АСТ. – 2006.
- Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» - М. ИД Карапуз, 2005.
- Е. А. Алябьева «Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет» - М.: Сфера, 2015.
- Л. Г. Верхозина «Гимнастика для детей 5-7 лет. Программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации» - М.: Учитель, 2013.
- Г. А. Прохорова «Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет» - М.: Айрис-пресс, 2010.
- Т. П. Трясорукова « "Доброе утро, малыш!". Комплексы корригирующей гимнастики и массажно-тонизирующих игр для детей дошкольного возраста» - М.: Феникс, 2015.
- Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М. АСТ: Астрель, 2007.
- Т.С. Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду» - СПб.: КАРО, 2008.
- И. Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- В.И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми» - М.: ВЛАДОС, 1994.
- Е.Ф. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры» – М.: Издательство «ДОМ.XXI век», 2007.
- Т.В. Калинина «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» - Волгоград: Учитель, 2011.
- В. Дмитриева «1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома и в детском саду» - М.: Астрель, 2012.
- Ф.С. Капица, Т.М. Колядич «Русский детский фольклор: Учеб. пособие.» - М.: Флинта, 2002.
- О. И. Крупенчук, О. В. Витязева «Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи» - СПб.: Литера, 2018
- О. А Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»- СПб.: Издательство: Детство – пресс, 2012
- Г. А. Османова, Л.А. Позднякова «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений» - СПб.: Каро, 2013
- Н. В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики№ - СПб.: Издательство: Детство – пресс, 2019
- Т. П. Ермакова, Ю.Л. Головешкина, Я.Л. Салугина «Развитие речи и движений у детей 4-7 лет» - М.: Сфера, 2018
- С.Ю. Танцюра, И.Н. Васильева «Логопедический игровой массаж» - М.: Сфера, 2018.
- Электронные ресурсы: https://yandex.ru/efir?stream_id=40f11eede73bb5e68ac7e3173df7f453&from_block=player_context_menu_yavideo
https://yandex.ru/efir?stream_id=vfnheQRHppw8&from_block=player_context_menu_yavideo
blob:https://www.youtube.com/304a174f-57e7-4af2-80a6-0c432d55a53d
https://yandex.ru/efir?stream_id=vsFd9iisuhyA&from_block=player_context_menu_yavideo
blob:https://www.youtube.com/e2ab2604-e2a0-45d3-a948-f328a0bb9830