Буклет " Будем говорить правильно"
консультация по логопедии
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего
наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budem_govorit_pravilno.docx | 640.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание! Вас должно насторожить, если ваш ребенок старше 5-ти лет заменяет или искажает звуки:
- заменяет звук Ш на С Ж на З Ч на Ть Щ на Сь
- произносить звук Ш с призвуком Ф
- при произнесении звуков Ш и Ж язык находится внизу. И звук слышится чуть смягченно.
произносит звук Р горлом.
Правильно слышу – хорошо говорю!
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
«Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует
«ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.
.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «
ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»
Киселёва Н.В. учитель-логопед
Нарушение звукопроизношения.
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего
наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных особенностей у некоторых детей возрастное нарушение звукопроизношения самостоятельно не исчезает, а лишь закрепляется.
3-4 года.
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря
— как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед,
«атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель — корабль, «не зинаю» — не знаю). Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 — 4).
Звукопроизношение. Произношение детей характеризуется рядом особенностей.
Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з — в («вамок» — замок),
ц — ф («фыпленок» — цыпленок), с — т («тобака» — собака), з — д («дамок» — замок), ц — т («тветок» — цветок).
Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка», «фапка» — шапка), ж — з, в («зук»,
«вук»—жук), ч — ц («оцки», «отьки» — очки), щ —
с', т’ («сетка», «тётка» — щётка).
Звуки л и р пропускаются («ампа» — лампа,
«ука» — рука); заменяются звуками л' «лямпа» — лампа, «глюка» — рука), j («ямпа» — лампа, «кжа»
- рука).
На четвертом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как С, З, Ц,
Внимание! Вас должно насторожить, если ребенок в этом возрасте заменяет звуки С З Ц другими звуками или искажает их звучание, особенно если язык высовывается между зубами или отклоняется в сторону (слышится хлюпающийся звук).
4-5 лет.
Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.
Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
- исчезает смягченное произношение согласных;
- многие звуки произносятся более правильно и четко;
звуками Т и Д;
- исчезает замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими С, З, Ц.
Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки Ш Ж Ч Щ произносятся недостаточно четко ; не все дети умеют произносить звуки Л и Р.
При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как Ш Ж Ч Щ
Внимание! Вас должно насторожить, если ребенок старше 5-х лет смягчает звуки С З (например, сябака), что может быть допустимо только детям не старше 5-х лет
5-6 лет.
К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением ВСЕХ звуков речи. У детей пяти-шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как
Р и Л.
Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: звук Р заменяется Л или Й; звук Л заменяется Ль
. Связанно это с неустойчивым употреблением уже сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет-памятка для родителей "Будем говорить правильно"
В помощь родителям для ежедневных логопедических занятий дома, по исправлению звукопроизношения детей дощкольного возраста....
буклет "Будем говорить правильно"
В буклете приведены примеры игр на речевое развитие для занятий с ребёнком дома...
Буклет для родителей "Будем говорить правильно"
Консультативный материал для родителей о речевом развитии детей среднего возраста...
Информационный буклет для родителей "БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО"
Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осозн...
Работа с родителями.Буклет \'Будем говорить правильно"
Информация для родителей будущих первоклассников...
Буклет: "Будем говорить правильно"
Важно! Занимайтесь тренировкой дыхания. Дыхательную гимнастику можно выполнять в игровом стиле.Несколько популярных упражнений:ü...
Буклет "Будем говорить правильно"
Для родителей в средней группе была проведена консультация по развитию речи , в заключении были розданы буклеты "Будем говорить правильно"...