Кружок "Звукоград"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Рабочая программа дополнительногообразования по коррекции речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования учителя-логопеда . | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята: Протокол Педсовет № 1 от 29.08.2022 г. | Утверждена: Заведующий МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11 ________________ Шапошниковой С.А. Приказ № от 29.08.2022 г. |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Бутурлиновский детский сад№11 общеразвивающего вида
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа
дополнительного образования
по коррекции речи
воспитанников старшей группы
МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11
"Звукоград"
Руководитель кружка:
Новак Татьяна Михайловна
Учитель-логопед 1КК
2022 - 2023учебный год
Пояснительная записка
к адаптированной программе дополнительного образования
по логопедии
«Звукоград»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Особенностью формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха – слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы). Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой обучения детей чтению и письму. Фонематический слух может развиваться только в процессе целенаправленного обучения под руководством педагога (логопеда).
Актуальность данной программы в том, что год от года увеличивается количество детей, страдающих недоразвитием фонематического слуха. Дети с недоразвитым фонематическим слухом испытывают впоследствии немало трудностей: читают медленно и с ошибками, пропускают буквы при письме, меняют их местами, не дописывают буквы в конце слов.
В возрасте 5 лет дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам. Именно поэтому развитию фонематического слуха в этот период необходимо уделять особое внимание. Дошкольники вовлекаются в интересную, содержательную игровую деятельность со словами, звуками, моделями слов, то есть речь становится предметом изучения.
Коррекционное воздействие осуществляется в соответствии со специальной программой обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (2002 г.); педагогическими технологиями по развитию фонематического слуха Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»; Е.В.Колесниковой «Слова, слоги, звуки»; развитие связной речи Бойкова С.В. «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5- 7 лет».
Цель программы:
- развитие всех компонентов речи
- формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза
- развитие познавательных процессов
- развитие словотворчества, мелодико-интонационных и просодических компонентов речи
Задачи программы:
1.Обучающие:
- развить у детей с нарушением речи фонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приемов научить детей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги и звуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции: составлять слог из звуков и слово — из слогов (синтез)
- развитие связной речи
2.Развивающие:
- развитие познавательных способностей
- развитие словотворчества, мелодико-интонационных и просодических компонентов речи
- развитие внимания, памяти, мышления
- развитие мелкой моторики и координации движений
- развитие навыков взаимодействия в коллективе
3.Воспитательные:
- воспитание нравственно-волевых качеств
- воспитание умения доводить начатое дело до конца
- воспитание интереса к учебной деятельности
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в шесть этапов:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
III этап – различение слов, близких по звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Ведущие идеи:
Многолетняя практика и поиски новых путей результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если использовать комплексно-игровой метод занятий. Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения подгрупповых логопедических занятий. В основу методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
На занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. Так же с ними проводится работа по расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие по развитию лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это голосовые и дыхательные упражнения, игры на развитие внимания, памяти, мышления, игры на развитие общей и мелкой моторики, психогимнастика и логоритмика. Все задания или упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Программа адресована детям 5 лет
В группы набираются дети, имеющие фонематические и фонетико-фонематические нарушения речи. Занятия проводятся в неделю 1 раз (32 занятия в год)
Продолжительность 25 минут
В итоге реализации программы предполагается:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие мимической мускулатуры;
- обогащение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
а также
- воспитание нравственно-волевых качеств.
- воспитание умения доводить начатое дело до конца.
- воспитание интереса к учебной деятельности
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
Содержание
адаптированной программы дополнительного образования по логопедии
«Звукорград»
№ п/п | Название разделов и тем | Содержание |
1. | Формирование фонематического слуха | |
1.1 | Узнавание неречевых звуков | Согласно программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (2002 г.) |
1.2 | Различение высоты, силы, тембра голоса | |
1.3 | Различение слов, близких по звуковому составу | |
1.4 | Дифференциация слогов | |
1.5 | Дифференциация фонем | |
1.6 | Звуковой анализ слов | |
2. | Развитие грамматического строя речи | |
2.1 | Согласование существительных в роде, числе, падеже | Согласно конспектам занятий Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»; Е.В.Колесниковой «Слова, слоги, звуки» |
2.2 | Согласование существительных ед. и мн. числа с глаголами | |
2.3. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе | |
2.4. | Употребление и изменение притяжательных местоимений | |
3. | Развитие связной речи | |
3.1 | Составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. | Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет |
3.2 | Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы | |
3.3 | Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, чистоговорок и скороговорок. |
Учебно-тематический план
к адаптированной программе дополнительного образования
по логопедии «Звукоград»
№ п/п | Название разделов и тем | Общее количество занятий/минуты | В том числе | ||
Подгрупповые | Теоре- тические | Практи-ческие | Твор-ческие | ||
1. | Формирование фонематического слуха | ||||
1.1 | Узнавание неречевых звуков | 1 | 5 | 15 | 5 |
1.2 | Различение высоты, силы, тембра голоса | 1 | 5 | 10 | 10 |
1.3 | Различение слов, близких по звуковому составу | 1 | 20 | 5 | |
1.4 | Дифференциация слогов | 2 | 5 | 40 | 5 |
1.5 | Дифференциация фонем | 2 | 5 | 35 | 10 |
1.6 | Звуковой анализ слов | 7 | 5 | 125 | 45 |
2. | Развитие грамматического строя речи | ||||
2.1 | Согласование существительных в роде, числе, падеже | 2 | 5 | 40 | 5 |
2.2 | Согласование существительных ед. и мн. числа с глаголами | 2 | 5 | 40 | 5 |
2.3 | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе | 2 | 30 | 20 | |
2.4 | Употребление и изменение притяжательных местоимений | 1 | 5 | 10 | 10 |
3. | Развитие связной речи | ||||
3.1 | Составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. | 2 | 5 | 30 | 15 |
3.2 | Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы | 4 | 70 | 30 | |
3.3 | Заучивание наизусть прозаических, стихотворных текстов и скороговорок. | 5 | 125 | ||
4. | Итого: | 32 занятия/13ч.33 м. | 45 | 590 10ч.23м | 165 3ч.15м |
Список литературы
1.Александрова Т.В. «Живые звуки, или фонетика для дошкольников»
2.Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у
детей 5-7 лет
3.Зуева «Л.Н.Думай-говори» (занимательные упражнения)
4.Колесникова Е.В. «Слова, слоги, звуки» (учебно-методическое пособие)
5.Лопухина И. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи»
6.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов»
7.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми»
8.Смирнова Л.Н. «Мы учим звуки»
9.Смирнова М.В. «Скороговорки для развития речи»
10.Филичева Т.Б. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
11. Интерактивные игры и задания портала «Мерсибо».
12.Смирнова М.В. « Домашний логопед»
13. Косинова Е.А. «Занимательная логопедия».