"Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"
консультация по логопедии

Конкина Александра

У большинства детей дошкольного возраста (не только с нарушением речи) выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких скоординированных движений рук и ручной ловкости в целом.

Еще раз подчеркну, что эта работа должна быть четкая и целенаправленная. Мы привыкли к постулатумелкая моторика влияет на развитие речи детей. К сожалению, это всего лишь миф. Современные исследования нейрофизиологов и нейропсихологов говорят о том, что прямого влияния на формирование и развитие речи мелкая моторика не оказываетОпосредованное влияние есть. Пальцевые игры и упражнения оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга, вызывая у детей эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения, учат концентрироваться, сосредотачиваться на выполнении того или иного действия.Еще раз повторюсь, что бы мы не делали, мы четко должны понимать, для чего это делаем. Для чего нам необходимо развивать мелкую моторику дошкольников? Каковы основные задачи этой работы?

• Формирование содружественных действий двух рук (для письма).

• Формирование содружественных действий руки и глаза.

• Формирование позы.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, хорошо вписываются во все виды деятельности (занятия, прогулка, различные режимные моменты, ознакомление с художественной литературой и т. д.)

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Пальцевые упражнения можно разделить на следующие группы: с предметами и без предметов; со словесным сопровождением и без; статические и динамические.

Я уверена, в вашей копилке много упражнений и игр для развития мелкой моторики. Тем не менее, хочу порекомендовать вам эффективные приемы развития мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

" Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

У большинства детей дошкольного возраста (не только с нарушением речи) выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких скоординированных движений рук и ручной ловкости в целом.

Еще раз подчеркну, что эта работа должна быть четкая и целенаправленная. Мы привыкли к постулатумелкая моторика влияет на развитие речи детей. К сожалению, это всего лишь миф. Современные исследования нейрофизиологов и нейропсихологов говорят о том, что прямого влияния на формирование и развитие речи мелкая моторика не оказываетОпосредованное влияние есть. Пальцевые игры и упражнения оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга, вызывая у детей эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения, учат концентрироваться, сосредотачиваться на выполнении того или иного действия.

Еще раз повторюсь, что бы мы не делали, мы четко должны понимать, для чего это делаем. Для чего нам необходимо развивать мелкую моторику дошкольников? Каковы основные задачи этой работы?

• Формирование содружественных действий двух рук (для письма).

• Формирование содружественных действий руки и глаза.

• Формирование позы.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, хорошо вписываются во все виды деятельности (занятия, прогулка, различные режимные моменты, ознакомление с художественной литературой и т. д.)

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Пальцевые упражнения можно разделить на следующие группы: с предметами и без предметов; со словесным сопровождением и без; статические и динамические.

Я уверена, в вашей копилке много упражнений и игр для развития мелкой моторики. Тем не менее, хочу порекомендовать вам эффективные приемы развития мелкой моторики рук.

Неврологические пробы (движения выполняются одновременно и реципрокно (последовательно) :

• ладони спрятали - ладони показали;

• ладонь - кулак;

• ладонь - ребро (дорожка-заборчик);

• корова - коза;

• колечки.

В работе по развитию мелкой моторики полезно использовать различные массажные движения.

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

• массаж большого пальца повышает активность мозга;

• массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

• массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

• массаж безымянного пальца стимулирует печень;

• массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

Массаж и упражнения с шестигранным карандашом

Катающие движения:

• «Добывание огня» - между ладоней: Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.

• «Утюжок» - по столу: Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу.

• «Горка» - по тыльной стороне ладони: Карандашик мой скользит, съехать вниз скорей спешит.

Вращающие движения:

• «Догонялочка» : Пальчики бегут вперед и никто не отстает.

• «Волчок» : По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.

• «Вертолет» : Отправляется в полет наш красавец вертолет.

«Ладошка» : Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

Игровые упражнения

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами : с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:

Игра с пуговицами.

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

Игра с разноцветными скрепками.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

Использование фотопленки.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

Игра с ватой.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

Игра с нитками, шнурками, тесьмой.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.

Игра с пустыми деревянными катушками.

Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.

Игра с винтиками, шурупами, гайками.

Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой маленькой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

Игра с семенами фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Игра с прищепками, зажимами для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.

Игра с тестом, глиной, песком.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

«Сухой бассейн».

Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

Игра с водой и грушей на 50 мл.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома. Постепенно дети становятся ловкими в кистевой моторике.

Таким образом, данные упражнения развивают у детей тонкую моторику, точную координацию, формируют зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие в будущем навыков письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"...

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

Двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук ( ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорн...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.

Консультация будет полезна для воспитателей и учителей-логопедов....