Развиваем речь ребенка с помощью стихов.
консультация по логопедии (старшая группа)

Уважаемые взрослые! Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни дети грамотно пишут, а другие, хотя и вызубрят наизусть правило правописания, все равно делают ошибки при письме? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_rebenka_s_pomoshchyu_stihov.docx48.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь ребенка с помощью стихов.

Уважаемые взрослые! Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни дети грамотно пишут, а другие, хотя и вызубрят наизусть правило правописания, все равно делают ошибки при письме? Кто-то может подумать, что недостаточно прави-ло выучить, важно его еще и понять. Наша точка зрения за-ключается в том, что правило важно чувствовать, слышать. Вы спросите «как можно почувствовать»? Ответ прост: иметь чувство родного языка. На собственном примере, еще в школь-ные годы, я была знакома с этим чувством. Могла не знать наизусть то или иное правило, но диктанты всегда писала грамотно, вернее чувствовала, какие окончания написать в словах, какие слова писать слитно, а какие раздельно. В те годы я и некоторые мои одноклассники писали стихи, даже была игра в стихи, когда один человек сочиняет первую строч-ку, второй — следующую.., зная лишь последнее слово. Все эти речевые игры и развивали в нас это чувство языка.

Ничто не мешает у ребенка еще дошкольного возраста раз-вить фонематический слух, чувство ритма, творческие спо-собности к написанию стихов. Особенно полезны игры и уп-ражнения, приведенные в этой книге, будут детям с наруше-ниями речи, поскольку у них страдает чувство ритма и мелодики родного языка, недостаточно развит словарный за-пас. Логопеды, работающие в детском саду, много приклады-вают усилий для формирования фонематического слуха и зву-кового анализа слова. Ведь эти сформированные навыки — залог грамотности и успешного обучения в школе. Поэтому мы уделили большое внимание играм на развитие фонемати-ческого слуха и звукового анализа слов.

Речевые игры, упражнения и речевой материал располо-жены в книге по принципу «от простого к сложному». Про-стые задания, например, придумать слова на заданный глас-ный звук, можно давать на занятиях в средней группе дет-ского сада, более сложные — в старшей, а сочинять стихи — в подготовительной к школе группе. Все зависит от уровня общего развития ребенка, его словарного запаса, фонемати-ческого слуха. Также в книге подобрано большое количество стихов с различными стихотворными размерами.

Не нужно стремиться сделать из каждого ребенка великого поэта, а стремитесь развить его языковые и поэтические способности благодаря творчеству. А время по-кажет, кто станет поэтом, математиком или врачом. Во вся-ком случае, яркая творческая личность может проявить себя в разных областях.

В заключение хочется процитировать слова М.Л. Шварца: «Писать стихи — не сложно. Главное понять, как они устро-ены. А когда вы поймете, как устроены стихи, почувствуете их ритм, музыку, услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение, — вы увидите, что писать стихи не так уж сложно».

 Желаем вам творческих успехов в работе с вашими детьми!

Речевые игры

Угадай, что звучит.

Развитие фонематического слуха мы рекомендуем начи-нать с самых простых упражнений, направленных на разви-тие слухового восприятия, цель которых — научить разли-чать неречевые шумы.

Вариант 1. Логопед просит детей тихо посидеть и прислу-шаться к окружающим звукам, затем спрашивает, что они слышали. Например: тиканье часов, свист ветра за окном, грохот машины, крик детей, лай собаки, скрип двери. Если возникают затруднения, логопед может побеседовать с деть-ми, задавая наводящие вопросы.

Вариант 2. Игра выполняется со звучащими игрушками, различными предметами и музыкальными инструментами. Дети сидят на стульях, а логопед сначала знакомит их с тем, какие звуки издают игрушки, некоторые предметы и музы-кальные инструменты, а затем прячет за ширму пустой ста-кан и стакан с водой, бумагу, ложки, колокольчик, звучащие игрушки и музыкальные инструменты. Дети должны угадать и назвать, что звучит. Например: журчание воды, шуршание бумаги, звон колокольчика, свист дудочки, стук ложек.

Вариант 3. Игра может выполняться с одним предметом, но с различными действиями. С помощью этой игры не толь-ко развивается слуховое восприятие, но и расширяется сло-варный запас. Логопед может взять только одну бумагу и де-лать различные действия за ширмой. Например: шуршать ею, рвать, резать ее, мять. А дети должны назвать, что он делает.

Вариант 4. Этот вариант игры проводится аналогично пре-дыдущему, но с тем усложнением, что логопед издает сразу два звука. Например, одной чайной ложкой стучит по стек-лянному стакану, а другой — по деревянной плошке. Детям предлагает определить, по каким предметам он стучит лож-ками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развиваем речь ребенка с помощью народного творчества"

Многие ученые говорят, что ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. В этом возрасте у детей интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, возникает речь, жизнь ре...

Статья "Развиваем речь ребенка с помощью народного творчества"

Многие ученые говорят, что ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. В этом возрасте у детей интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, возникает речь, жизнь ре...

Статья "Развиваем речь ребенка с помощью народного творчества"

Многие ученые говорят, что ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. В этом возрасте у детей интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, возникает речь, жизнь ре...

Статья "Развиваем речь ребенка с помощью народного творчества"

Многие ученые говорят, что ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. В этом возрасте у детей интенсивно формируется наглядно-образное мышление, воображение, возникает речь, жизнь ре...

«Развиваем речь ребенка с помощью пальчиковых игр и упражнений»

В материале раскрыт опыт работы по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, представлены возможные варианты оформления предметно - развивающей среды....

Папка-передвижка "Развиваем речь ребенка с помощью сказок"

Папка - передвижка для родителей "Развиваем речь ребенка с помощью сказок"...

Выступление на педагогическом совете "Развиваем речь ребенка с помощью пальчиковых игр"

Пальчиковые игры – это фундамент умственного и речевого развития ребёнка. Пальчиковые игры в первую очередь развивают моторику. Ребёнок учится взаимодействовать с предметами, и вместе с этим реб...