консультация для учителей - логопедов "Роль вопросов в формировании связной речи у детей с ТНР"
консультация по логопедии
материал полезен логопедам и воспитателям логопедических групп по вопросам коррекции связной речи дошкольников в разных возрастных группах ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_voprossov_v_obuchenii_svyaznoy_rechi.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 города Ставрополя
Консультация для учителей- логопедов
«Роль вопросов в формировании связной речи дошкольников с ТНР в разных возрастных группах»
учитель – логопед
О.Н. Малышко
2022 г
Постановка педагогом вопросов различной сложности как по содержанию, так и по форме- основной приём в формировании связной речи дошкольников с ТНР. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающих причинно – следственные связи. Ценны вопросы, требующие сравнения объектов. Активизируют речь детей оценочные вопросы. Например, в беседе о продуктах (о том, что можно приготовить из продуктов) дети назвали 2-3 блюда и остановились: не могут больше вспомнить названия блюд. Следует помочь, задав вопрос несколько иначе: - Кому что больше нравится на 1-е, 2-е? Дети обязательно станут называть то, что любят есть дома.
Ошибки в постановке вопросов:
- Вопросы должны быть тщательно продуманы. Иногда, задаются случайные вопросы, уводящие детей от основной темы занятия. Например, учитель- логопед закрепляет на занятии деление слов на слоги. Предлагает разделить на части слово «МАМА». Дети определяют количество слогов, и педагог задает вопрос, любят ли они маму. Направляет вопрос на то, что надо маму любить, помогать во всем. Потом подводит итог: как правильно делить слово на части (слоги)? В результате на слоги разделено лишь одно слово!
- Нельзя допускать неряшливость в грамматическом оформлении вопроса. Например, при прохождении темы «Одежда» учитель- логопед хочет услышать от детей названия предметов одежды и спрашивает: - «Как одеты дети?». И получает неправильные ответы. Вопрос, требующий перечисления предметов, должен быть таким: - «Во что одеты дети?». А на вопрос «как одеты?» дети отвечают «№тепло» или «аккуратно» (любое другое наречие). Или по теме «Игрушки» задает вопрос: - «Какие игрушки есть у вас дома?» (предполагая перечисление), но правильно было бы спросить: - «Есть ли у вас дома игрушки? Назовите их». А на вопрос «Какие?» дети должны ответить: «пластмассовые, резиновые, деревянные, красивые, новые, разноцветные и т.д.» Часто задают вопрос: «Какое время года изображено?» (предполагая услышать название времени года). А поставленный вопрос требует определения в ответе: «холодное», «зимнее», «тёплое», «сырое», «красивое» или «ненастное». Такие же проблемы есть и у воспитателей. Например, на занятии математике можно услышать вопрос: - «Какие цифры написаны у вас в тетрадях?»
Дети отвечают: - «Большие», «Черные» и т.д. Уместнее будет сказать: – «Назовите цифры, которые видите в своих тетрадях».
- Нельзя ограничиваться вопросами, которые побуждают детей лишь к перечислению событий, но не способствуют раскрытию причин, закономерностей, доступных их пониманию. Например, в беседе об осени, следующие вопросы не развивают мышление детей: - «Назовите время года», «Что бывает осенью?», «Что происходит с листьями?», «Куда улетели птицы?». Что делают на огороде?».
Целесообразно предложить такие вопросы: «По каким признакам вы узнали, что наступила осень?», «Что изменилось в парке, в саду, в огороде?», «Почему улетают птицы?», «Сравните летние лучи солнца и осенние, летнюю одежду и осеннюю».
Эти вопросы побуждают детей искать причину явлений, устанавливать связи между ними.
Наша задача в развитии связной речи, чтобы дети мыслили, больше говорили на занятии.
Пример занятия, сочетающего в себе разные речевые задачи:
- Учить детей понимать смысл выражений в загадках
- Закрепить умение описывать животных, логически мыслить
- Следить за правильным произношением звука «Ш»
Ход занятия:
Чтение стихотворения Б. Заходера «Ёж»
- «Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи».
Беседа:
- Кто может обидеть ежа? Почему?
- Какой ёж по величине?
- Чем покрыто тело ежа?
- Какой он из-за этого?
Послушайте загадку: «Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной»
- Кто это? Почему так сказано, что ёж недотрога?
(потому, что он весь в иголках, не позволяет до себя дотронуться, колючий, можно уколоться, его нельзя взять голыми руками)
Еще загадка: «Иглы при себе носит, а шить не умеет»
- Какие же еще есть иголки? (швейные)
- Чем похожа иголка, ежа на иголку для шитья?
- Назовите часть тела ежа, покрытую иголками.
- Что еще у ежа остается незащищённым? (брюшко)
- Почему ёж при опасности сворачивается клубочком?
Рассмотрите картину «Ежи».
- О ком хотел вам рассказать художник?
- Сравните ежиху и ежат по величине, длине иголок
- Для чего семейство ежей вышло из норки к реке?
- Что нашли ежи на полянке?
- Чем питаются ежи?
- Назовите время года на этой картине.
- Что указывает на то, что лето в полном разгаре?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...
Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР
консультация для воспитателей...
Консультация учителя-логопеда для родителей «Формирование связной речи при составлении рассказов»
Консультация учителя-логопеда для родителей«Формирование связной речи при составлении рассказов»...
Консультация для родителей на тему "Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"
Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе - речь. Высказывание или связная речь - это несколько законченных предложения, которые соединены между собой по тематике, смыслу и...
Консультация для родителей на тему:"Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"
Как помочь ребенку развить связную речь.Что означает понятие "связная речь"?Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью....