консультация для учителей - логопедов "Роль вопросов в формировании связной речи у детей с ТНР"
консультация по логопедии

материал полезен логопедам и воспитателям логопедических групп по  вопросам коррекции связной речи дошкольников в разных возрастных группах ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_voprossov_v_obuchenii_svyaznoy_rechi.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 50 города Ставрополя

Консультация для учителей- логопедов

«Роль вопросов в формировании связной речи дошкольников с ТНР в разных возрастных группах»

                                                                                                    учитель – логопед

                                                                                              О.Н. Малышко

2022 г

                 Постановка педагогом вопросов различной сложности как по содержанию, так и по форме- основной приём в формировании связной речи дошкольников с ТНР. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающих причинно – следственные связи. Ценны вопросы, требующие сравнения объектов. Активизируют речь детей оценочные вопросы. Например, в беседе о продуктах (о том, что можно приготовить из продуктов) дети назвали 2-3 блюда и остановились: не могут больше вспомнить названия блюд. Следует помочь, задав вопрос несколько иначе: - Кому что больше нравится на 1-е, 2-е? Дети обязательно станут называть то, что любят есть дома.  

Ошибки в постановке вопросов:

  • Вопросы должны быть тщательно продуманы. Иногда, задаются случайные вопросы, уводящие детей от основной темы занятия. Например, учитель- логопед закрепляет на занятии деление слов на слоги. Предлагает разделить на части слово «МАМА».  Дети определяют количество слогов, и педагог задает вопрос, любят ли они маму. Направляет вопрос на то, что надо маму любить, помогать во всем.  Потом подводит итог: как правильно делить слово на части (слоги)? В результате на слоги разделено лишь одно слово!
  • Нельзя допускать неряшливость в грамматическом оформлении вопроса. Например, при прохождении темы «Одежда» учитель- логопед хочет услышать от детей названия предметов одежды и спрашивает: - «Как одеты дети?». И получает неправильные ответы. Вопрос, требующий перечисления предметов, должен быть таким: - «Во что одеты дети?». А на вопрос «как одеты?» дети отвечают «№тепло» или «аккуратно» (любое другое наречие). Или по теме «Игрушки» задает вопрос: - «Какие игрушки есть у вас дома?» (предполагая перечисление), но правильно было бы спросить: - «Есть ли у вас дома игрушки? Назовите их». А на вопрос «Какие?» дети должны ответить: «пластмассовые, резиновые, деревянные, красивые, новые, разноцветные и т.д.» Часто задают вопрос: «Какое время года изображено?» (предполагая услышать название времени года). А поставленный вопрос требует определения в ответе: «холодное», «зимнее», «тёплое», «сырое», «красивое» или «ненастное». Такие же проблемы есть и у воспитателей. Например, на занятии математике можно услышать вопрос: - «Какие цифры написаны у вас в тетрадях?»

Дети отвечают: - «Большие», «Черные» и т.д. Уместнее будет сказать: – «Назовите цифры, которые видите в своих тетрадях».

  • Нельзя ограничиваться вопросами, которые побуждают детей лишь к перечислению событий, но не способствуют раскрытию причин, закономерностей, доступных их пониманию. Например, в беседе об осени, следующие вопросы не развивают мышление детей: - «Назовите время года», «Что бывает осенью?», «Что происходит с листьями?», «Куда улетели птицы?». Что делают на огороде?».

Целесообразно предложить такие вопросы: «По каким признакам вы узнали, что наступила осень?», «Что изменилось в парке, в саду, в огороде?», «Почему улетают птицы?», «Сравните летние лучи солнца и осенние, летнюю одежду и осеннюю».

Эти вопросы побуждают детей искать причину явлений, устанавливать связи между ними.

       Наша задача в развитии связной речи, чтобы дети мыслили, больше говорили на занятии.

Пример занятия, сочетающего в себе разные речевые задачи:

  • Учить детей понимать смысл выражений в загадках
  • Закрепить умение описывать животных, логически мыслить
  • Следить за правильным произношением звука «Ш»

Ход занятия:

Чтение стихотворения Б. Заходера «Ёж»

- «Что ж ты, ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи».

Беседа:

- Кто может обидеть ежа? Почему?

- Какой ёж по величине?

- Чем покрыто тело ежа?

- Какой он из-за этого?

Послушайте загадку: «Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

                                      Иголок очень много, а нитки ни одной»

- Кто это? Почему так сказано, что ёж недотрога?

(потому, что он весь в иголках, не позволяет до себя дотронуться, колючий, можно уколоться, его нельзя взять голыми руками)

Еще загадка: «Иглы при себе носит, а шить не умеет»

- Какие же еще есть иголки? (швейные)

- Чем похожа иголка, ежа на иголку для шитья?

- Назовите часть тела ежа, покрытую иголками.

- Что еще у ежа остается незащищённым? (брюшко)

- Почему ёж при опасности сворачивается клубочком?

Рассмотрите картину «Ежи».

- О ком хотел вам рассказать художник?

- Сравните ежиху и ежат по величине, длине иголок

- Для чего семейство ежей вышло из норки к реке?

- Что нашли ежи на полянке?

- Чем питаются ежи?

- Назовите время года на этой картине.

- Что указывает на то, что лето в полном разгаре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда для родителей «Формирование связной речи при составлении рассказов»

Консультация учителя-логопеда для   родителей«Формирование связной речи при составлении рассказов»...

Консультация для родителей на тему "Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"

Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе - речь. Высказывание или связная речь - это несколько законченных предложения, которые соединены между собой по тематике, смыслу и...

Консультация для родителей на тему:"Проблемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста"

Как помочь ребенку развить связную речь.Что  означает понятие "связная речь"?Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью....