Портфолио диагностических методик для определения уровня психических процессов у детей 7 лет с дисграфией
учебно-методический материал по логопедии
Портфолио диагностических методик для определения уровня психических процессов у детей 7 лет с дисграфией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uroven_psih.protsessov.doc | 876.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио диагностических методик
для определения уровня психических процессов у детей 7 лет с дисграфией
Содержание
Психолого-педагогическая характеристика детей с дисграфией 3
Методики, направленные на выявление уровня развития мышления 5
Методики, направленные на выявление уровня развития памяти 7
Методики, направленные на выявление уровня развития восприятия 10
Методики, направленные на выявление уровня развития внимания 13
Методики, направленная на выявление уровня развития воображения 15
Анкетирование для родителей, направленное на выявления уровня социального развития детей 17
Методика, направленная на изучение межличностных отношений, выявление симпатий к членам группы "Два дома" 18
Методика, направленная на выявление уровня самооценки "Лесенка" 19
Методика, направленная на выявление уровня развития эмоционально-личностной сферы ребенка "Несуществующее животное" 20
Список использованных источников 21
Психолого-педагогическая характеристика детей с дисграфией
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Познавательная деятельность младших школьников с дисграфией характеризуется определенными особенностями: более низким уровнем развития мышления, восприятия, памяти, внимания, неоднородностью и вариативностью проявлений, различной структурой нарушения, диспропорцией в развитии психических процессов, а также различных структурно-функциональных компонентов психических функций. При этом особенности познавательной деятельности коррелируют со степенью выраженности дисграфии и нарушениями устной речи.
У большинства детей с нарушением письма было отмечено нарушение внимания. Нарушение внимания проявлялось в его узком объеме, низкой продуктивности, низкой способности к концентрации, распределению, неустойчивости внимания. Кроме того, была нарушена способность к произвольной концентрации внимания на необходимое для выполнения задания время.
Исследование особенностей памяти выявило низкий объем слухоречевой памяти. Низкий уровень развития логической памяти, запоминание механическое, неосмысленное.
Парциальное недоразвитие мышления у детей с выраженной дисграфией проявлялось в низком уровне сформированности операций сравнения и классификации; у учащихся с легкой дисграфией - операции классификации.
В процессе исследования зрительного гнозиса и мышления у большинства детей с выраженной дисграфией был зафиксирован низкий уровень осведомленности и понятийности, ограниченный объем экспрессивного словаря, нарушение номинативной функции речи, проявлявшееся в вербальных парафазиях(замена слов близкими по смыслу), неточном понимании и употреблении значений многих слов, незнании отдельных малочастотных предметов, трудностях актуализации хорошо знакомых слов в нужный момент.
У учащихся с дисграфией отмечается снижение функции обобщения. Это проявляется в затруднениях нахождения сходства между понятиями.
Низкая успешность в усвоении школьной программы по русскому языку взаимосвязана с личностными характеристиками детей. В структуре личности у школьников с дисграфией выявлены специфические личностные особенности, проявляющиеся в незрелости поведенческой саморегуляции, стремлении настаивать на своем, тенденции к непослушанию, неадекватной самооценке.
При преобладании дисграфических нарушений, связанных с недостатками языкового анализа и синтеза, отмечается снижение общего уровня вербального интеллекта и дифференциации пространственных отношений на предметном уровне. Самооценка школьников неадекватно завышена, особенно по основным учебным предметам.
При преобладании дисграфии, связанной с нарушением фонемного распознавания наблюдается снижение уровня самооценки учащихся.
При преобладании оптической дисграфии, снижен общий уровень невербального интеллекта и уровень зрительно-моторной координации. У школьников преобладают черты флегматического темперамента, снижено рабочее напряжение, стремление к достижениям.
У детей-дисрафиков отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, повышенная отвлекаемость.
У данной категории детей наблюдается дисгармония эмоционально-волевой сферы, слабость волевых процессов, трудности в поведении.
У многих учащихся с выраженной и легкой дисграфией оказались несформированы различные составляющие произвольной регуляции деятельности. Так, деятельность учащихся характеризовалась низким темпом, недостаточной целенаправленностью, малой значимостью образца действия.
Методики, направленные на выявление уровня развития мышления
Методика «Слоник»
Цель: для выявления состояния наглядно-образного мышления.
Материал и оборудование: карточка-рисунок с недостающими предметами.
Инструкция: ребенку предлагается карточка и дается задание: "Посмотри внимательно на слоника и подбери элементы, которых не хватает на картинке".
Процедура обследования: ребенку предлагаются карточка и дается задание: "Посмотри внимательно на слоника и подбери элементы, которых не хватает на картинке". Если ребенок может подобрать нужный элемент, то задание выполнено.
Если ребенок не может выполнить задание, то ему предлагается помощь педагога. Если ребенок не справляется с заданием после оказанной помощи, то задание считается не выполненным.
Побалльная оценка:
Ребенок может выполнить задание самостоятельно - 4 балла.
Ребенок может подобрать один элемент самостоятельно - 3 балла.
Ребенок может выполнить задание с помощью педагога - 2 балла.
Ребёнок не может выполнить задание - 1 балл.
Методика «Что вначале – что потом?»
Цель: выявление уровня установления логических связей.
Материал и оборудование: карточки с картинками.
Инструкция: ребенку предлагаются картинки и дается задание: "Посмотри внимательно на карточки и поставь картинки в нужном порядке".
Процедура обследования: ребенку предлагаются картинки и дается задание: "Посмотри внимательно на карточки и поставь картинки в нужном порядке".
Если ребенок выставляет цепочку в нужном порядке, то задание выполнено. Если ребенок не может выполнить задание, то ему предлагается помощь педагога. Если ребенок не справляется с заданием после оказанной помощи, то задание не выполнено.
Побалльная оценка:
Ребенок может выполнить задание самостоятельно - 3 балла.
Ребенок может выполнить задание с помощью педагога - 2 балла.
Ребёнок не может выполнить задание -1 балл.
Методики, направленные на выявление уровня развития памяти
Методика «Запомни»
Цель: выявление уровня развития объема кратковременной зрительной памяти.
Материалы и оборудование: картинка с изображением разных предметов.
Инструкция: ребенку предлагается картинка с изображением различных предметов и дается задание: "Посмотри внимательно на картинку и постарайся запомнить предметы изображённые на ней, переверни карточку и назови то, что запомнил".
Процедура обследования: ребенку предлагается карточка с изображением различных предметов и дается задание: "Посмотри внимательно на картинку и постарайся запомнить предметы изображённые на ней, переверни карточку и назови то, что запомнил".
Если ребёнок назвал все изображённые предметы то задание считается выполненным. Если ребенок не справился самостоятельно, то ему предлагается помощь педагога, который переворачивает картинку и позволяет ребенку еще раз на нее взглянуть. Если ребенок после обучения не справился, то задание считается не выполненным.
Побалльная оценка:
Ребенок назвал все предметы - 5 баллов.
Ребёнок назвал несколько предметов - 4 балла.
Ребёнок назвал все предметы после помощи педагога - 3 балла.
Ребёнок назвал несколько предметов после помощи педагога - 2 балла.
Ребёнок не назвал ни одного предмета - 1 балл.
Методика «Сюжет»
Цель: выявление объёма и прочности непроизвольной или произвольной зрительной памяти.
Материалы и оборудование: картинка с сюжетным изображением.
Инструкция: ребенку предлагается картинка с сюжетным изображением и дается задание: "Посмотри внимательно на картинку и постарайся её запомнить, переверни карточку и расскажи, что на ней изображено".
Процедура обследования: ребенку предлагается картинка с сюжетным изображением и дается задание: "Посмотри внимательно на картинку и постарайся её запомнить, переверни карточку и расскажи, что на ней изображено".
Если ребёнок описал, что на картинке, то задание считается выполненным. Если ребенок не справился самостоятельно, то ему предлагается помощь педагога, который переворачивает картинку и позволяет ребенку еще раз на нее взглянуть. Если ребенок после обучения не справился, то задание считается не выполненным.
Побалльная оценка:
Ребенок описал картинку самостоятельно - 3 балла.
Ребёнок описал картинку после помощи педагога - 2 балла.
Ребёнок не описал картинку - 1 балл.
Методики, направленные на выявление уровня развития восприятия
Методика "Чего-то здесь не хватает"
Цель: выявление уровня развития восприятия целостного образа.
Материалы и оборудование: картинки с недостающими элементами.
Инструкция: ребенку предлагаются картинки и дается задание:"На каждой из этих картинок чего-то не хватает. Внимательно посмотри на картинки и определи,чего не хватает на картинках".
Процедура обследования: ребенку предлагаются картинки и дается задание: "На каждой из этих картинок чего-то не хватает. Внимательно посмотри на картинки и определи,чего не хватает на картинках".
Если ребёнок назвал все недостающие предметы то задание считается выполненным. Если ребенок не справился самостоятельно, то ему предлагается помощь педагога. Если ребенок после обучения не справился, то задание считается не выполненным.
Побалльная оценка:
Ребенок назвал все предметы - 5 баллов.
Ребёнок назвал несколько предметов - 4 балла.
Ребёнок назвал все предметы после помощи педагога - 3 балла.
Ребёнок назвал несколько предметов после помощи педагога - 2 балла.
Ребёнок не назвал ни одного предмета - 1 балл.
Методика «Заплатка для коврика»
Цель: выявление уровня развития зрительного восприятия.
Материалы и оборудование: картинки с "ковриками" и "заплатками".
Инструкция: ребенку предлагается картинка и дается задание: "В каждом коврике есть дырочка. Посмотри внимательно на коврики и подбери нужную заплатку".
Процедура обследования: ребенку предлагается картинка и дается задание: "В каждом коврике есть дырочка. Посмотри внимательно на коврики и подбери нужную заплатку".
Если ребёнок подобрал все заплатки самостоятельно, то задание считается выполненным. Если ребенок не справился самостоятельно, то ему предлагается помощь педагога. Если ребенок после обучения не справился, то задание считается не выполненным.
Побалльная оценка:
Ребенок выполнил задание самостоятельно - 3 балла.
Ребёнок выполнил задание после помощи педагога - 2 балла.
Ребёнок не выполнил задание - 1 балл.
Методики, направленные на выявление уровня развития внимания
Методика "Гуси-Лебеди"
Цель: выявление уровня развития устойчивости внимания.
Материалы и оборудование: картинка с изображением лабиринта.
Инструкция: ребенку предлагается картинка-лабиринт, на которой изображен сюжет сказки "Гуси-Лебеди" и дается задание: "Гуси-лебеди преследуют Машеньку и Ваню. Помоги брату с сестрой найти путь домой. Ответ обведи».
Процедура обследования: ребенку предлагается картинка-лабиринт, на которой изображен сюжет сказки "Гуси-Лебеди" и дается задание: "Гуси-лебеди преследуют Машеньку и Ваню. Помоги брату с сестрой найти путь домой. Ответ обведи».
Если ребенок правильно распутал лабиринт, то задание выполнено. Если ребенок не распутывает лабиринт, то педагог предлагает свою помощь, он вместе с ребенком распутывает лабиринт. Если ребенок не распутывает лабиринт, то задание считается невыполненным.
Побалльная оценка:
Ребенок правильно распутал путь к дому– 3 балла.
Ребенок распутал путь к дому с помощью педагога – 2 балла.
Ребенок не распутал путь к дому– 1 балл.
Методика "Найди пару"
Цель: выявление уровня развития устойчивости внимания.
Материалы и оборудование: картинка с разных предметов.
Инструкция: ребенку предлагается картинка, на которой изображены разные предметы и дается задание: "Посмотри внимательно на картинки и найди одинаковые грибочки/цветочки. Объясни свой ответ".
Процедура обследования: ребенку предлагается картинка, на которой изображены разные предметы и дается задание: "Посмотри внимательно на картинки и найди одинаковые грибочки/цветочки. Объясни свой ответ".
Если ребенок правильно нашел пару, то задание выполнено. Если ребенок не нашел пару, то педагог предлагает свою помощь. Если ребенок после обучения не находит пару, то задание считается невыполненным.
Побалльная оценка:
Ребенок выполнил самостоятельно– 3 балла.
Ребенок выполнил после обучения– 2 балла.
Ребенок не выполнил– 1 балл.
Методики, направленные на выявление уровня развития воображения
Методика "Облака"
Цель: выявление уровня развития воображения.
Материал и оборудование: карточки с "облаками".
Инструкция: ребенку предлагаются картинки и дается задание: "Посмотри внимательно и скажи на что по-твоему мнению, похожи эти облака".
Процедура обследования: ребенку предлагаются картинки и дается задание: "Посмотри внимательно и скажи на что по-твоему мнению, похожи эти облака".
Если ребенок описал все "облака", то задание выполнено. Если ребенок не может выполнить задание, то ему предлагается помощь педагога. Если ребенок не справляется с заданием после оказанной помощи, то задание не выполнено.
Побалльная оценка:
Ребенок может выполнить задание самостоятельно - 3 балла.
Ребенок может выполнить задание с помощью педагога - 2 балла.
Ребёнок не может выполнить задание - 1 балл.
Методика "Дорисуй"
Цель: выявление уровня развития воображения.
Материалы и оборудование: набор карточек, на которых нарисовано только половина рисунка.
Инструкция: ребенку предлагается карточка, на которой изображена только половина картинки и дается задание: "Посмотри внимательно на картинку и дорисуй точно такую же половину, чтобы получился целый образ".
Процедура обследования: ребенку предлагается карточка, на которой изображена только половина картинки и дается задание: «Посмотри внимательно на картинку и дорисуй точно такую же половину, чтобы получился целый образ». Если ребенок дорисовал картинку самостоятельно, то задание считается выполненным. Если ребенок не выполнил задание, то ему предлагается помощь педагога. Если ребенок так и не смог дорисовать картинку, то задание считается не выполненным.
Побалльная оценка:
Ребенок выполнил задание самостоятельно - 3 балла.
Ребенок выполнил задание с помощью - 2 балла.
Ребенок не выполнил задание - 1 балл.
Анкетирование для родителей,
направленное на выявления уровня социального развития детей
Общая информация о ребенке и родителях:
- Ф.И.О.
- Возраст ребенка.
- Место работы родителей, образование.
- Домашний адрес.
- С какого возраста ребенок посещает детский сад.
Информация о составе семьи:
- Полная/неполная семья.
- Количество детей в семье.
- Какой ребенок по счету.
- Имена и возраст сестер или братьев.
- Кто еще постоянно проживает с ребенком.
- Данные бабушек и дедушек.
Информация о состоянии здоровья ребенка:
- Были ли проблемы в раннем развитии.
- Наличие медицинских проблем.
- Есть ли аллергия и ее вид.
- Какие заболевания перенес.
- Принимает ли лекарства, и какие именно.
Информация о психическом развитии и особенностях характера ребенка:
- Состоит ли на учете у психоневролога.
- Какой характер у ребенка.
- Какие качества ребенка считаете наиболее ценными.
- Есть ли вредные привычки.
- Как ведет себя в конфликтных ситуациях.
- Есть ли у ребенка друзья.
- Как общается со сверстниками.
- Как вступает в общение с незнакомыми людьми.
- Насколько быстро устает.
- Чего боится.
- Какие имеет навыки самообслуживания.
- Какие виды поощрения и наказания практикуются в семье.
- Кого ребенок слушается больше всего.
- Какие действия ребенка запрещаются или поощряются.
Информация о способностях ребенка, его любимых занятиях:
- Какие есть игрушки дома.
- Любимые мультфильмы и телепередачи.
- Чем любит заниматься.
- Посещает ли кружки, секции.
- Совместные семейные занятия.
Методика, направленная на изучение межличностных отношений,
выявление симпатий к членам группы "Два дома"
Цель: изучение межличностных отношений, определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Материал и оборудование: два домика, один - большой и красный, другой - маленький и черный.
Инструкция: педагог предлагает задание ребенку "Перед тобой два домика, рассмотри их. В одном, красном, домике будут жить дети, которые нравятся тебе, а в другом, черном, которые тебе не нравятся. И выбери в каком домике будешь жить ты".
Процедура обследования: педагог предлагает задание ребенку "Перед тобой два домика, рассмотри их. В одном, красном, домике будут жить дети, которые нравятся тебе, а в другом, черном, которые тебе не нравятся. И выбери в каком домике будешь жить ты". Ребенок объясняет кого и в какой домик он поселит. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются: - с кем поместил себя, - почему поместил детей в тот или иной домик, - характер, особенности мотиваций.
Анализ результатов:
Если ребенок помещает себя и многих детей в красный домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим.
Если в красный домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим.
В случае же помещения ребенком себя в черный домик можно предположить непринятие себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми.
Методика, направленная на выявление уровня развития самооценки "Лесенка"
Цель : изучение особенностей самооценки дошкольников.
Материал и оборудование: рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек, посередине нарисован ребенок
Инструкция : ребенку дается лесенка и проговаривается задание: "Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама ? Папа?"
Процедура обследования: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок выше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов: прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие дети» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, ассоциальности у детей.
Методика, направленная на выявление уровня развития
эмоционально-личностной сферы ребенка "Несуществующее животное"
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
Материалы и оборудование: лист бумаги форматом А4, простой карандаш.
Инструкция: ребенку предлагается чистый лист бумаги и простой карандаш и дается задание "Придумай и нарисуй несуществующее животное и придумай ему несуществующее имя".
Процедура обследования: ребенку предлагается чистый лист бумаги и простой карандаш и дается задание "Придумай и нарисуй несуществующее животное и придумай ему несуществующее имя". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Оценка результатов:
При обработке результатов принимаются во внимание так данные, как:
- пространственное положение
- размер рисунка
- характеристики линий
- сила нажима на карандаш
- название животного
- части рисунка
- характер животного
Список использованных источников
1. https://lektsii.net/1-115232.html
2.https://infourok.ru/diagnostika-dlya-doshkolnikov-testirovanie-1280741.html
3. http://www.onln.pro/diagnostika-razvitiya-detej-4-5-let
4.https://psyera.ru/6171/diagnostika-mezhlichnostnyh-otnosheniy-doshkolnikov
5.http://psy.bobrodobro.ru/6037
6.http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/31-psixodiagnostika-v-detskom-sadu/524-diagnostika-soczialno-nravstvennogo-razvitiya-doshkolnikov-v-pedagogicheskom-proczesse-detskogo-sada-chast-1
7. http://www.child-psy.ru/tests/318.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика
Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика...
Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
Опросник на определение уровня психического выгорания (MBI)(Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой) Источник: / Ф...
Диагностические методики по определению общения,уровня общительности дошкольников.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЩЕНИЯ, УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Банк диагностических методик для определения явной и скрытой одаренности детей.
laquo;Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходим...
Диагностические методики по определению общения,уровня общительности дошкольников.
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками....