АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4-7 лет)
рабочая программа по логопедии
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 123.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования
муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4-7 лет)
Специалист: Городилова Е.А.
Заводоуковск
2021 г.
Содержание:
- Целевой раздел…………………………………………………………….4
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………..4
1.1.1. Цели и задачи Программы…………………………………………………….7
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………….9
1.2. Планируемые результаты………………………………………………………16
- Содержательный раздел………………………………………………...18
2.1. Общие положения………………………………………………………………18
2.2. Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям……………………………………………………………………………..20
2.2.1. Образовательная область «Физическое развитие»……………………….20
2.2.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»………………………………………………………………………….…21
2.2.3. Образовательная область «Познавательное развитие»……………………23
2.2.4. Образовательная область «Речевое развитие»……………………………..24
2.2.5. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»…...24
2.3. Содержание коррекционной работы………………………………………….26
2.4. Формы, методы и приёмы работы с воспитанниками………………………27
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………………..28
2.6. Формы работы с родителями………………………………………………….29
III. Организационный раздел………………………………………………………29
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка…29
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды…………..30
3.3 Материально-техническое и методическое обеспечение Программы.
Предметно-развивающая среда………………………………………………..31
3.4. Планирование образовательной деятельности……………………………….34
3.5. Режим дня и распорядок пребывания воспитанников в группе…………….35
3.6 Перечень электронных и литературных источников……………………….36
I. Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
В последние годы количество детей с ограниченными возможностями стремительно растет. Адаптированная основная образовательная программа (АООП) предназначена для работы с детьми с 4 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцации словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.
Можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР (И.И.Мамайчук, 2004), что важно для построения АООП:
1. Дети с относительно сформированными психическими процессами, но сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются лети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.
2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенного происхождения и с осложененной формой психофизического инфантилизма.
3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).
4. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, обнаруживающих первичную дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля.
Все перечисленные особенности обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками с ЗПР всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, коммуникативной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой ...). Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно. Качественное своеобразие характерно для эмоционально волевой сферы и поведения.
Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической сфер.
Детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы усвоению определенного материала. У них не сформированы необходимые для обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие воспитанников с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а так же при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья – задержку психического развития (далее – ЗПР) создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Программа учитывает специфику образовательных потребностей адресата – воспитанника с ЗПР, определяя комплекс основных характеристик дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ЗПР и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
При разработке Программы при отсутствии примерной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (ЗПР) и адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), использованы материалы и рекомендации, содержащиеся в Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка с ЗПР, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Данная Программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду и направлена на разностороннее развитие детей 3-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР (далее АООП ДО для детей с ЗПР) разработана на основе:
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования;
- Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),
- Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л.В. Лопатиной)
- Программой воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой- СПб.: ЦДК проф Л.Б. Баряевой , 2010
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».
- Санитарно -эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
4. Приказом Министерстваобразования инауки РоссийскойФедерацииот 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования".
- Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с задержкой психического развития (далее - дети с ЗПР), имеющими особые образовательные потребности.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Программа строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей и сензитивных периодов развития психических процессов. Она соответствует основным принципам построения и реализации образовательной программы.
Срок реализации Программы – 3 года.
- Цели и задачи Программы.
Цель: построить систему коррекционно-развивающей работы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей детей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей (их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту разных видах деятельности), формирование основ базовой культуры личности, формирование предпосылок к учебной деятельности, подготовку к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Задачи:
- создание оптимальных условий для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями, особыми образовательными потребностями, личностными интересами и организация образовательного процесса, которые позволят:
- создать для каждого воспитанника ситуации «успеха»;
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития, в том числе и творческого потенциала, каждого ребенка;
- выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
- обеспечить развитие воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в пяти основных направлениях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- сформировать предпосылки успешной адаптации на новой ступени образования и жизни в целом;
- обеспечение преемственности между дошкольным отделением и школой;
обеспечить воспитанников квалифицированной коррекционной помощью.
- обеспечить психолого-педагогической поддержкой родителей/законных представителей детей с ОВЗ через повышение компетентности родителей /законных представителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Данная Программа:
● предусматривает четкую организацию жизни детей в период пребывания в дошкольном учреждении;
● обеспечивает достаточный объем коррекционно–развивающей работы с целью осуществления полной компенсации отклонений в физическом и/или психическом развитии воспитанников;
● обеспечивает правильное распределение нагрузки в течение дня, реализацию возможности развития детей во всех доступных видах деятельности,
● обеспечивает организацию оздоровительной работы для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья;
Программа реализуется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров), реализуется:
✓ в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, когда ребенок осваивает, закрепляет и использует полученные умения;
✓ в самостоятельной деятельности детей, когда ребенок может выбрать деятельность по интересам, на равных взаимодействовать со сверстниками, решать проблемные ситуации и т.д;
✓ во взаимодействии с семьями детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Общие дидактические принципы и особенности их применения при реализации АООП и программы коррекционной работы:
- Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей ребенка и носят элементарный характер.
- Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире любой ребенок с получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.
- Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. При этом следует понимать различия между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника. Снижение уровня субъективной активности, слабость познавательных интересов, несформированности познавательной мотивации существенно влияют на успешность освоения образовательной программы детьми с ЗПР. Педагоги должны знать об этих особенностях и строить воспитательную и образовательную работу, применяя соответствующие методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность детей.
- Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение ребенка с ЗПР должно строиться с опорой на «зону ближайшего развития «, что соответствует требованиям ФГОС ДО,
и предполагает выбор образовательного содержания посильной трудности, при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать трудность предлагаемой информации.
- Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному, кроме того при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри-предметные и меж-предметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира. Образовательная программа, как правило, строится по линейно-концентрическому принципу, что позволяет расширять и углублять знания и представления детей на каждом последующем этапе обучения.
- Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с ЗПР отмечаются трудности при запоминании наглядной, и особенно словесной информации, если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации практических действий и различных видов деятельности детей. В некоторых случаях возможно обучение детей простейшим мнемотехническим приемам.
- Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой-либо сенсорной системы компенсируется за счет активизации другой. В образовательном процессе используются различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные посуда, мебель, одежда, транспорт и т.д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы). Выбор средств наглядности зависит от характера недостатков в развитии, возраста детей, содержания образовательной программы и от этапа работы с ребенком.
- Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. В условиях групп комбинированной или компенсирующей направленности образовательная деятельность носит индивидуализированный характер. Малая наполняемость дошкольных групп позволяет использовать как фронтальные, так и индивидуальные формы образовательной деятельности. Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей. Индивидуальный подход позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными.
В работе с детьми с ЗПР не менее актуален дифференцированный подход в условиях коллективного образовательного процесса, который обусловлен наличием вариативных индивидуально- типологических особенностей даже в рамках одного варианта задержки развития. В одной и той же группе могут воспитываться дети как с различными вариантами ЗПР, так и с различными особенностями проявления нарушений, с возможными дополнительными недостатками в развитии. Дети будут отличаться между собой по учебно-
познавательным возможностям, степени познавательной активности, особенностям поведения. Учитывая наличие в группе однородных по своим характеристикам микро-групп, педагогу нужно для каждой из них дифференцировать содержание и организацию образовательной и коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы мотивации, программирования и контроля и образовательной деятельности.
Специальные принципы:
- Принцип педагогического гуманизма и оптимизма. На современном этапе развития системы образования важно понимание того, что обучаться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых, доступных ребенку,социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию.
- С вышеуказанным принципом органично связан принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ограниченными возможностями самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни.
- Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симтоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.
- Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений. Любой дефект имеет системный характер. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка.
- Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.
Психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования, в котором участвуют различные специалисты ПМПК (врачи, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии. Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях ДОО силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.
- Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Любой момент в образовании ребенка с ЗПР должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений. Этот принцип также предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Реализация данного принципа обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса.
- Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Можно сказать, что коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу «замещающего онтогенеза «. При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие может осуществляться в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новый этап развития. Дети с ЗПР находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому содержание программ образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой стороны выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности детей группы.
- Тесно связан с предыдущим, принцип единства диагностики и коррекции. В процессе диагностической работы с каждым ребенком следует выявить уровень развития по наиболее важным показателям, что позволит определить индивидуальный профиль развития, а также характер и степень выраженности проблем у детей данной дошкольной группы. На этой основе отбирается содержание индивидуальных и групповых программ коррекционно - развивающего обучения и воспитания. Повышаются требования к профессиональной компетентности педагогов, это предполагает способность к творческому подходу при реализации образовательных программ и программ коррекционной работы.
- Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться лишь преодоления актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
- профилактического;
- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
- Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа. На первом году жизни в качестве ведущей деятельности рассматривается непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым, прежде всего с матерью. В период от года до трех лет ведущей становится предметная деятельность, а от трех до семи лет – игровая. После семи лет ведущей является учебная деятельность. Реализация принципа деятельностного подхода предполагает организацию обучения с опорой на ведущую деятельность возраста. Однако нарушенное развитие характеризуется тем, что ни один из названных видов деятельности не формируется своевременно и полноценно, каждая деятельность в свою очередь нуждается в коррекционном воздействии. Поэтому реализация рассматриваемого принципа также предполагает целенаправленное формирование всех структурных компонентов любой деятельности (коммуникативной, предметной, игровой или учебной): мотивационного, целевого, ориентировочно - операционального, регуляционного. Детей обучают использованию различных алгоритмов (картинно-графических планов, технологических карт и т.д.). Для того, чтобы их деятельность приобретала осознанный характер, побуждают к словесной регуляции действий: проговариванию, словесному отчету, а на завершающих этапах работы подводят к предварительному планированию. Реализуя психологическую теорию о деятельностной детерминации психики, коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе. Предметно-практическая деятельность в системе коррекционно-развивающего воздействия является специфическим средством. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
- Принцип ранней педагогической помощи. Многие сензитивные периоды, т.е. периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических функций, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст. В период до трех лет происходит морфо-функциональное созревание мозга и закладывается основной объем условных связей. Если в этот период ребенок оказался в условиях эмоциональной и информационной депривации, не получал должных развивающих и стимулирующих воздействий, отставание в психомоторном и речевом развитии может быть весьма значительным. Особенно это касается детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС.
- Принцип комплексного применения методов педагогического и психологического воздействия означает использование в процессе коррекционного воспитания и обучения многообразия методов, приемов, средств (методов игровой коррекции: методы арт-, сказко и игро-терапии; методов модификации поведения (поведенческий тренинг).
- Принцип развития коммуникации, речевой деятельности и языка, как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления. Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметным и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, формирования речевого поведения, освоения коммуникативных умений. На основе словесной речи продолжает развиваться общение, в значительной степени на основе словесной речи регулируется поведение. Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка мышления, речи, умения общаться.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и практической деятельности.
- Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Познавательная деятельность ребенка с ЗПР отличается от когнитивной деятельности обычного ребенка, так как имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием, и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять этим процессом. При разработке АООП учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы. Еще Л.С.Выготский в качестве одной из принципиально важных выдвинул концепцию развивающего обучения, подчеркивая, что обучение должно вести за собой развитие. Если рассматривать дошкольный этап как начальный этап образования (в соответствии с ФГОС ДО), то следует исходить из того, что процесс обучения – это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая индивидуальному развитию и познанию предметов и явлений окружающего мира, их закономерных связей. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях, в определенном месте, в определенное время, в конкретных формах и т. п., в частности в специальных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях.
- Принцип вариативности коррекционно- развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
- Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры , социально-нормативные, возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы.
Социально-коммуникативное развитие:
- Ребенок вступает в контакт со сверстниками, взрослыми обменивается предметами;
- Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы;
- Понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим;
- В случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью;
- Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих;
- Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей;
- Может проявлять осторожность и осмотрительность с новыми вещами.
Познавательное развитие:
- Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию ярких, значимых для него предметов;
- Организует собственную деятельность по исследованию свойств предметов и материалов;
- Ребенок классифицирует предметы (овощи, фрукты, мебель, одежда) по различным свойствам; выделяет некоторые признаки сходства и различия предметов;
- Имеет представления о растениях и животных, владеет некоторыми представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности;
- Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине предметов в соответствии со своим творческим замыслом.
Речевое развитие:
- Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами, явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения;
-Знает назначения предметов (одежда, обувь, мебель, посуда) и некоторые их свойства;
- Может совместно с взрослым прочить наизусть стихотворение;
- Активный словарь постепенно пополняется словами;
- Ребёнок может сказать, что изображено на картинке.
Художественно-эстетическое развитие:
- Умеет рассматривать и обследовать предмет, в том числе и с помощью рук;
- Умеет рисовать некоторые отдельные предметы и легкие композиции;
- Имеет представления о форме некоторых предметов, величине, цвете;
- Владеет приемами лепки, использования стеки;
- Овладевает приемами разрезания по прямой линии коротких и длинных полос;
- Умеет составлять из вырезанных полос изображения различных предметов;
- Владеет навыками наклеивания.
Физическое развитие:
- Ребенок выполняет основные движения в соответствии с возрастом;
- Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования;
- Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку;
- Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние;
- Умеет метать мяч и предметы на расстояние вытянутой руки, в вертикальную и горизонтальную цель; отбивать руками мяч на месте;
- Одевается, раздевается и обувается с помощью взрослого, самостоятельно умывается и моет руки, пользуется предметами личной гигиены по назначению (мыло, расческа, полотенце, носовой платок);
- Умеет привлечь внимание взрослого в случае необходимости: травмы, недомогания и прочего.
II. Содержательный раздел.
2.1. Общие положения
Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, опирается на основные положение возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, организуется по трем ступеням, соответствующим периодизации дошкольного возраста.
Каждая ступень, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих ФГОС ДО и деятельности специалистов по коррекции нарушений высших психических функций и речи.
На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. Она посвящена прежде всего совершенствованию психофизических механизмов развития детей с ЗПР, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.
Вторая ступень посвящена работе с детьми среднего дошкольного возраста: восполняются пробелы в психо-речевом развитии детей, осуществляется квалифицированная коррекция нарушений речевого развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.
На третьей ступени целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ЗПР включает образовательную деятельность по пяти образовательным областям, коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.
От ступени к ступени коррекционно-развивающая работа по АООП ДО для детей с ЗПР предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.
Организованная формакоррекционно-развивающей работы рассматривается в АООПДО для детей с ЗПР как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка.
Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности. Особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации деятельности детей учитывают их индивидуально-типологические особенности.
Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, коллективного труда и т. д. В современной дошкольной педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.
Таким образом, реализация Программы обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его физическому здоровью.
При разработке Программы учитывалось, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется, как правило, двумя путями:
- под руководством педагогов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов) в процессе коррекционно-развивающей работы;
- в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ОВЗ, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий.
Содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении выстроено в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. и коррекционными программами.
Содержание АООП ДО для детей с ЗПР обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
2.2.Содержание воспитательно-образовательной работы по образовательным областям.
Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределить в течение дня.
Режим дня и сетка непосредственно образовательной деятельности воспитателя строятся с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых задач коррекционно-развивающего обучения.
Воспитатели в вечерний отрезок времени осуществляет индивидуальную работу: развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, фонематического слуха, а также закрепляет умения и навыки детей, связанные с усвоением программы.
Необходимо помнить о том, какая нагрузка приходится на нервную систему детей. Режим дня должен выверяться и очень точно соблюдаться.
2.2.1. Содержание образовательной деятельности по направлению «Физическая культура»
Содержание образовательного процесса по разделу «Физическая культура» |
Цель: формирование у ребёнка с ЗПР интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. |
Задачи: 1. Продолжение работы по укреплению здоровья ребёнка. 2. Развитие и совершенствование основных видов движений. 3. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков воспитанника. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» |
Цель: охрана здоровья ребёнка и формирование основы культуры здоровья. |
Задачи: 1. Воспитывать гигиенические привычки. 2. Развивать умственную и физическую работоспособность. 3. Закаливать организм. 4. Знакомить ребёнка с основными ценностями здорового образа жизни. 5. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. |
- Содержание образовательной деятельности по направлению «Социально - коммуникативное развитие»
Содержание образовательного процесса по разделу «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» |
Цель: воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, привитие ему норм и ценностей, принятых в обществе. |
Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. 2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. 3.Учить заботиться о младших, помогать им. 4.Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. 5. Формировать представления о правилах поведения в общественных местах, в группе детского сада, дома 6. Обогащать словарь ребёнка вежливыми словами. Учить благодарить за оказанное ему внимание, помощь со стороны других детей, взрослых. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование основ безопасности» |
Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. |
Задачи: 1.Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. 2.Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. 3.Знакомить с явлениями неживой природы, с правилами поведения при грозе. 4.Знакомить ребёнка с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. 5.Знакомить ребёнка об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора, с правилами передвижения пешеходов. 7.Знакомить об источниках опасности в быту. 8.Учить воспитанника обращаться за помощью к взрослым и другим детям. 9.Учить называть свое имя, фамилию, возраст. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» |
Цель: воспитание у ребёнка культурно-гигиенических навыков и ценностного отношения к труду. |
Задачи: 1.Формировать у воспитанника привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. 2. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. 3. Закреплять умение одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно заправлять постель. 4.Воспитывать умение самостоятельно раскладывать материалы, подготовленные воспитателем для занятий, убирать их в отведённое место. 5. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. 6. Вовлекать ребёнка в совместные игры, различные виды деятельности с другими детьми. 7. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). 8. Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание» |
Цель: формирование у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности. |
Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. 2. Расширять представления ребенка о семье. 3. Поощрять посильное участие ребёнка в подготовке различных семейных праздников. 4. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому. 5. Формировать интерес ребёнка к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому. 6. Приучать ребёнка поддерживать чистоту и порядок дома, в группе (игрушки, инструменты, предметы, инструменты и прочее складывать в отведённые места). |
- Содержание образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»
Содержание образовательного процесса по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» |
Цель: развитие познавательных интересов ребёнка, формирование опыта ориентировки в окружающем мире. |
Задачи: 1.Формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира. 2.Развивать умение наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. 3. Учить сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу, устанавливать их сходство и различия. 4.Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку. 5.Продолжать знакомить с основными цветами спектра, правильно называть их. 6. Продолжать знакомить с основными геометрическими фигурами. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование элементарных математических представлений» |
Цель: формирование элементарных математических представлений. |
Задачи: 1.Учить считать в пределах 10. 2.Отсчитывать необходимое количество предметов. 3.Учить сравнивать два предмета по величине (большой – маленький). 4.Учить ориентироваться на листе бумаги. 5.Познакомить ребёнка с кругом, прямоугольником, треугольником. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Ознакомление с миром природы» |
Цель: ознакомление с природой и природными явлениями. |
Задачи: 1.Формировать представления ребёнка о природе. 2.Учить наблюдать, развивать любознательность. 3.Формировать представления о растениях ближайшего окружения. 4. Познакомить с комнатными растениями. 5. Дать представления о домашних и диких животных. 6. Познакомить с особенностями времён года. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к социокультурным ценностям» |
Цель: ознакомление с окружающим социальным миром. |
Задачи: 1.Расширять представления ребёнка о мире окружающих его предметов. 2.Знакомить с предметами быта. 3.Дать представления о деньгах, их назначении. |
- Содержание образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие»
Цель: развитие всех компонентов речи воспитанника и овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими. |
Задачи: Развивать фонематический слух, закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления ребёнка о многообразии окружающего мира. Учить ребёнка формам выражения вежливости. Обогащать речь ребёнка существительными, обозначающими предметы окружения; Помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Учить интонационной выразительности речи. Учить составлять по образцу (сюжетные картинки) простые предложения. |
- Содержание образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к искусству» |
Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. |
Задачи: 1.Формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. 2.Способствовать развитию эстетических чувств, эмоций, эстетическое восприятие произведений искусства. 3.Познакомить с изображением родной природы в картинах художников. 4.Познакомить ребёнка с различными по назначению зданиями: жилые дома, магазины, кафе, стадионы и др. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Изобразительная деятельность» |
Цель: развитие детского художественного творчества и интереса к различным видам изобразительной деятельности. |
Задачи: 1.Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; формировать знания об основных формах предметов и объектов природы. 2.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. 3. Развивать чувство формы, цвета, пропорций: учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет). 4. Формировать умение организовывать свое рабочее место. 5.Учить способам и приемам рисования различными изобразительными материалами 6. Продолжать знакомить ребёнка с особенностями лепки: развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. 7. Формировать у воспитанника умения лепить по представлению героев литературных произведений, мультфильмов. 8. Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (треугольники в квадрат, квадрат в два прямоугольника), создавать из этих фигур изображения разных предметов (лесенка, забор, скамейка, дом и другие). 9. Формировать умение создавать из листа бумаги фигуры: прямоугольник, треугольник; делить лист на две равные части, сглаживать сгибы. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Конструктивно – модельная деятельность» |
Цель: формирование интереса ребёнка к конструктивной деятельности |
Задачи: 1.Продолжать развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, пирамиды, игровое и прочее оборудование и т. п.). 2.Помогать ребёнку в выделении основных частей конструкций. 3.Поощрять самостоятельность, творчество. 4.Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине: пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и другими. 5.Учить заменять одни детали другими. |
Содержание образовательного процесса по разделу «Музыкально – художественная деятельность» |
Цель: воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. |
Задачи: 1.Продолжать развивать интерес к музыке. 2.Развивать музыкальные способности ребёнка: музыкальный слух, чувства ритма, музыкальную память. 3.Способствовать развитию начальных навыков пения, движений под музыку. |
- Содержание коррекционной работы.
Сроки | Содержание работы |
1-15 сентября | Психолого-педагогическое обследование детей. Составление индивидуальных маршрутов развития, заполнение документации. |
16 сентября – 15 мая | Подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию. |
16 - 31 мая | Итоговая (мониторинговая) диагностика развития детей. Заполнение документации. |
Форма организации занятий – подгрупповая и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.
- Формы, методы и приёмы работы с воспитанниками
Формы работы
Непосредственная образовательная деятельность – занятия (НОД) | Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые) Занятия комплексные, интегрированные Целевые прогулки Экскурсии Игры |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий | Утренняя гимнастика Гимнастика после дневного сна Коллективный труд Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.). Активный отдых. Физкультурные минутки Динамические паузы. Чтение художественной литературы Тематические досуги, развлечения. Театрализованные представления Совместная деятельность взрослого и ребёнка тематического характера. Педагогическая ситуация. |
Свободная (нерегламентированная) деятельность ребёнка | Спонтанная игровая деятельность Свободная творческая, продуктивная деятельность Рассматривание книг, иллюстраций и т.п. Самостоятельная двигательная активность. Уединение. |
Методы и приёмы работы
Методы | Приёмы |
Наглядный |
|
Словесный |
|
Практический |
|
Игровой |
|
- Взаимодействие с семьями родителей
В условиях работы с детьми с задержкой психического развития перед педагогическим коллективом встают новые задач по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.
Адаптированная образовательная программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка. В основу сотрудничества положено взаимодействие «психолог – педагоги – родитель «. При этом активная позиция в этой системе принадлежит психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей. Психолог не только создает условия для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка, но и создает условия для сохранения психологического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно-образовательного процесса.
При реализации задач социально-педагогического блока, требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.
- Формы работы с родителями
Общие и групповые родительские собрания | Соревнования |
Тематические индивидуальные консультации | Театрализованные представления |
Открытые занятия | Выставки |
Тренинги | Папки-передвижки |
Педагогические беседы | Памятки |
Досуги | Стенгазеты |
Утренники | Анкетирование |
Проекты |
III. Организационный раздел.
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и прочее; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому, художественно - эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, тоесть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой
деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Коррекционно-развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с нарушениями в развитии.
Коррекционно-развивающая среда должна носить функцию сенсорно-стимулирующего пространства. Весь используемый дидактический материал по сенсорному развитию условно делиться на несколько групп:
Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры и тела разной величины, геометрическое лото.
Полифункциональные материалы: объёмные набивные модули, крупные конструкторы
Игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики. Спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, массажный коврик и другие. Для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаика, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, орешки, семечки, жёлуди), коробки и лотки для их раскладывания; различные виды застёжек: крючки, пуговицы, молнии, шнурки, наборы верёвочек и лент и др.
Природный материал: коллекция плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, коробочки хлопка, которые способствуют не только овладению познавательными средствами (свойства, качество, величина и др.), но и стимулируют развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребёнка.
Оборудование для занятий музыкой, ритмикой: магнитофон, диски, звучащие игрушки, музыкальные инструменты.
Оснащение для арт-терапии: различные куклы и игрушки, элементы одежды костюмов; «предметы оперирования» - игрушки, имитирующие реальные предметы, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например: кукольная мебель).
Иллюстративный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов.
Наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты.
Нормативно-знаковый материал: набор цифр и букв, алфавитные таблицы и др., который способствует овладению ребёнком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.
Материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий).
Дидактические игры для сенсорного развития:
● Игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
● Игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознания себя в окружающем пространстве, т.е. на кинетическое и кинестетическое развития.
● Игры динамического и статического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения.
Игра способствует накоплению запаса ярких, конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; активизирует познавательную деятельность ребёнка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений. Учатся сравнивать, группировать, исключать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению. Применение дидактического материала по сенсорному развитию в общем процессе сенсорного воспитания ребёнка делает данный процесс более эффективным.
- Материально - техническое обеспечения Программы.
Предметно-развивающая среда:
- способствует своевременному и качественному развитию всех психических процессов-восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;
- предназначена для осуществления разных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, продуктивной, восприятия художественной литературы и др.;
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Для занятий физической культурой в ДО функционируют спортивные залы и оборудована спортивная площадка. Залы оснащены всем необходимым инвентарем и оборудованием для физической активности детей: тренажеры, гимнастические лестницы, ребристые доски массажные коврики, мячи, атрибуты к подвижным и спортивным играм и многое другое. На спортивной площадке размещено спортивное оборудование: волейбольная сетка, баскетбольные кольца, ворота для мини футбола, балансиры, спортивный комплекс и прыжковая яма.
С целью развития у детей музыкальных способностей в ДО оборудованы музыкальные залы, где имеются: фортепиано, музыкальный центр; детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, металлофоны; народные инструменты; музыкально-дидактические игры и другие пособия.
Для проведения театрализованной деятельности в ДОУ имеются: ростовые куклы, пальчиковый, кукольный, настольный и другие виды театров.
В каждой группе оборудованы центры музыкальной и театрализованной деятельности. В группах оборудованы уголки краеведения, сделаны подборки детской, художественной, энциклопедической и методической литературы, пособий и дидактических игр.
Для организации коррекционной работы с детьми в ДОУ оборудованы кабинеты: педагога-психолога, кабинеты учителей-логопедов, кабинеты учителей-дефектологов, где размещен демонстрационный и раздаточный дидактический материал.
В каждой возрастной группе созданы все условия для самостоятельной и целенаправленной деятельности детей.
При построении предметно- развивающей среды групп учитываются возраст детей, их интересы и желания. Предметная среда групп имеет разнообразные мини-среды, обеспечивающие игровую деятельность детей, как для мальчиков, так и для девочек. Выделено место для проведения совместной организованной продуктивной и познавательной деятельности воспитателя с детьми.
Группы оборудованы модульной мебелью, разнообразными дидактическими пособиями и игрушками. Во всех группах имеются игрушки и пособия для физического развития, музыкальные игрушки и разные виды театров.
Организация и размещение предметно - развивающей среды осуществляется педагогами рационально, логично, удобно для детей, с учетом возраста.
В каждой группе приобретено много игр и пособий в соответствии с современными требованиями, оборудованы центры развития по всем видам детской деятельности:
- Центр двигательной деятельности:
- Центр сюжетно-ролевой игры
- Центр развивающих игр
- Центр театрализованной деятельности
- Центр познавательно-исследовательской деятельности ∙ Центр книги
- Центр изобразительного творчества ∙ Центр конструирования
- Центр трудовой деятельности
- Центр музыкальной деятельности
В ДОУ накоплен разноплановый фонд литературы: методического, научно-информационного и художественного направления. Он постоянно пополняется новинками.
3.4. Планирование образовательной деятельности.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно- образовательного процесса педагогами учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом, решая поставленные цели и задачи, не допускается перегрузка детей.
Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметно-пространственной среды.
Вся деятельность планируется в системе и находит отражение в следующих документах:
- перспективный комплексно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога/учителя-логопедаивоспитателейсгруппойвоспитанников (Тетрадь взаимодействия в группах компенсирующей направленности);
- индивидуальный план коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога/учителя-логопеда в группах компенсирующей/комбинированной направленности,
- рабочая программа каждого из специалистов психолого-педагогического сопровождения,
- план образовательной деятельности воспитателей с группой,
- план работы по взаимодействию с семьями.
Основная коррекционная работа с дошкольниками с ЗПР осуществляется в образовательном процессе, поэтому особое значение приобретают средства, которые применяются в его организации и придают ей определенное своеобразие.
К ним относятся:
- индивидуальный и дифференцированный подход (индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности);
- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе; - сниженный темп обучения;
- структурная простота содержания; - повторность в обучении.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей в дошкольном отделении осуществляется через широкое использование индивидуальных и групповых форм его организации, которые обеспечивают возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), разрабатываемых для каждого ребенка.
Сочетание возможностей использования групповых и индивидуальных форм образовательного процесса позволяет в наибольшей мере учитывать индивидуальные особенности воспитанников и обеспечивает тем самым возможность создания и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.
Индивидуальные занятия проводят с детьми все специалисты сопровождения. Каждое индивидуальное занятие проводится в форме игры, с которой могут сочетаться и другие виды деятельности, например, рисование, конструирование, музыкальная деятельность и др. График индивидуальной/подгрупповой работы в группе согласовывается и
утверждается старшим воспитателем.
В процессе организации педагогами совместной деятельности с детьми
коррекционно-развивающая работа организуется на основе использования всех видов игр, конструирования, рисования, лепки, музыкальной и трудовой деятельности.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
● от 4 до 5 лет - не более 20 минут,
● от 5 до 6 лет - не более 25 минут,
● от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
3.5. Режим дня и распорядок пребывания воспитанников в группе.
Режим пребывания детей в разных возрастных группах разработан на основе примерного режима дня, указанного в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы», СанПин 2.4.1-3049-13 и скорректирован с учетом специфики образовательного учреждения.
Режим дня составлен с расчетом на 12 -ти часовое пребывание ребенка в группе полного дня.
В представленных режимах дня выделено специальное время для всех видов деятельности ребенка:
- специально – организованная деятельность;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
В режимах соблюден максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, с обязательным включением динамических пауз длительностью 10 мин. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.
Прием детей, прогулка, индивидуальное или подгрупповое общение, игры | 7:30-8:00 |
Самостоятельная деятельность детей, утренняя гимнастика «Круг» | 8:00-8:30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8:30-8:55 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 9:00 – 10:00 |
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | 10:00 -10:15 |
Подготовка к прогулке | 10:15-10:30 |
Прогулка, возвращение с прогулки. | 10:30- 11:30 |
Организованная образовательная деятельность | 11:40 – 12:00 |
Подготовка к обеду, гигиенические процедуры | 12:00 – 12:30 |
Обед | 12:30-13:00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13:00-15:00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность детей | 15:00-15:25 |
Полдник | 15:25-15:40 |
Организованная образовательная деятельность | 15:40-16:10 |
Самостоятельная деятельность детей | 16.10-16.40 |
Подготовка к прогулке | 16:40-17:00 |
Прогулка: игры, наблюдения, самостоятельная деятельность детей, уход детей домой | 17:00-18:00 |
3.6. Электронные образовательные ресурсы:
http://www.fcpro.ru
http://www.edu.ru/index.php
http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14.
http://www.edu.ru/
http://www.firo.ru
3.6. Перечень литературных источников
- Баряева Л. Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: Монография. ― СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – СПб.: СОЮЗ, 2005.
- Баряева Л. Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
- Бордовская Е.В., Вечканова И.Г. Генералова Р.Н. (под ред. Баряевой Л.Б.) Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: Программно-методический комплекс - СПб.: Каро, 2006.
- Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии М., АСТ, Астрель, 2008 г.
- Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект). – М.:
- Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М.: Альфа, 2003.
- иник М.О. Задержка психического развития у детей: Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007
- Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
- Дробинская А.О. Ребенок задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. - М.: Школьная Пресса, 2005.
- ДьяченкоО.М., ЛаврентьеваТ.В. Психологические особенности развития дошкольников. - М.: Эксмо, 2000
- Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. СПб.: Каро, 2008
- Журбина О.А. Краснощекова Н.В. Дети с задержкой психического развития: Подготовка к школе. - Ростов-на -Дону.: Феникс, 2007
- Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982.
- Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). – М.: Пед. общество России, 2014.
- Мамайчук И.И Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. Организационный аспект Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2008.
- Мамайчук И.И. Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. - СПб.: Речь, 2004.
- Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М. Компенс -цент, 1993
- Марковская И. Ф. Задержка психического развития у детей. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М: Комплекс-центр, 1993.
- Мастюкова Е.М. т / Под ред. А.Г. Московкиной Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. - М.: Классике Стиль, 2003.
- Микляева Н.В. Планирование в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. - М.: Аркти, 2005.
- Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. В. И. Лубовского. – Смоленск, 1994.
- Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. – 1972. – № 3.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой,
- Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – М.: Академия, 2004.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Полиграфсервис, 1998.
- Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
- Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.
- Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика / Под. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2010.
- Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.
33. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред.
34. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. – СПб.: КАРО, 2009.
35. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008.
36. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.:Педагогика, 1990.
37. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1999
38. Шевченко С. Г., Тригер Р. Д., Капустина, Г. М. Волкова, И. Н. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общ. ред. С. Г. Шевченко. – М.:
39. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: М: Владос 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (для детей с задержкой психического развития)
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАДЕЛ 1.1. Пояснительная записка……………………………………&helli...
Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.
В последние годы количество детей с ограниченными возможностями стремительно растет. Адаптированная основная образовательная программа (АООП) предназначена для работы с детьми с 4 до...
Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...
Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста.
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологического развития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организации педагогического процес...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4-7 лет)
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (4-7 лет)...
Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-7 (8) ЛЕТ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯМАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»ДЛЯ ДЕТЕЙ С...