Картотека Кинезиологических упражний
картотека по логопедии (старшая группа)
Дыхательные упражнения
«Шарик» Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ, хи и т.п.).
| Дыхательные упражнения
«Ветер» На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.
|
Дыхательные упражнения «Ветерок» Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т. д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.
| Дыхательные упражнения
«Жук» Исходное положение (и.п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека кинезиологических упражнений | 39.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательные упражнения «Шарик» Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, ш, х) и их сочетания (з переходит в с, о — в у, ш — в щ, хи и т.п.). | Дыхательные упражнения «Ветер» На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. |
Дыхательные упражнения «Ветерок» Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т. д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными. | Дыхательные упражнения «Жук» Исходное положение (и.п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. |
Дыхательные упражнения «Вдох-пауза-выдох» Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2—5с задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков | Дыхательные упражнения «Потянулись» И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности. |
Дыхательные упражнения «Насос» И. п. - то же, либо встать на колени и сесть на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант: руки вытянуты вперед, и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо. | Дыхательные упражнения «Флажки» И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая — вверх. |
Дыхательные упражнения «Энергия» И.п. - то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) — «притягивающее движение», на выдохе — «отталкивающее движение» — опускаются вдоль тела ладонями. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании солнечного света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу. | Дыхательные упражнения «Тюлень» И.п. – лёжа на животе, ладони упираются в пол на уровне плеч. На вдохе – поднимается голова, выпрямляются руки, прогнуться в спине; на выдохе – И.п. |
Дыхательные упражнения «Деревцо» И. п. — встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пяток от пола); задержать дыхание. На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустится, и согнуться в пояснице; задержать дыхание, вернуться в И. п. | Дыхательные упражнения «Волшебный напиток» И.п.- сидя, ладони «тарелочкой». Вдох- вдыхаем воздух ртом «волшебный напиток», губы трубочкой; выдох через рот со звуком. Для каждого напитка свой звук. |
Дыхательные упражнения «Надувной клоун» Исходное положение (и.п.) — лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого упражнение повторить лежа на животе. | Дыхательные упражнения «Птица» Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол в стороны, с выдохом. |
Расслабление и напряжение «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы держите в руках на плечах тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками переплетенные ветви деревьев в лесной чаще. | Расслабление и напряжение «Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — чашечка весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз». Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены на встречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. Уравновесить чашечки весов. Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее, другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз повернув пальцы от себя, с силой вытянуть ее, на этой чашечке весов лежит груз, медленно выдохнуть, расслабиться. |
Расслабление и напряжение «Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх). | Расслабление и напряжение «Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в и. п. |
Расслабление и напряжение «Дракон» Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море. | Расслабление и напряжение «Огонь и лед». И.п. — стоя в кругу. По команде: «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. |
Расслабление и напряжение «Подвески». Детям предлагается представить, что они куклы, которые после выступления подвешены на гвоздиках в шкафу (за руку, за палец, за воротник, за плечо и т.д.), т.е. их тело фиксировано в точке, все остальное расслаблено болтается | Расслабление и напряжение «Росток». И.п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, ухватив их руками. Психолог: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрывая и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности другой. «Один» — медленно выпрямляются ноги. «Два» — ноги продолжают расти, постепенно оживают руки, но пока висят, как «тряпочки». «Три» — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам). «Четыре» — выпрямляются плечи, шея и голова. «Пять» — руки поднимаются вверх, ребенок смотрит вверх, солнышко тянется к нему. |
Расслабление и напряжение «Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони, медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх, поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко. | Расслабление и напряжение «Потянулись — сломались» Руки, и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки на полу) ... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его». |
Ползание на спине:
| Упражнения, сидя на полу:
|
Упражнения, сидя на полу:
| Упражнения, сидя на полу:
|
Упражнения, сидя на полу:
| Упражнения, сидя на полу:
|
Релаксация«Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза) ... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся, и не спеша, встаем». | Релаксация
|
Релаксация«Росток». И.п. — лёжа; голову нагнуть к коленям, захватив их руками. Воспитатель: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрывая и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти». 1 — медленно выпрямляются ноги с кровати на пол; 2 — ноги продолжают расти; постепенно оживают руки, но пока висят, как «тряпочки»;3—осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 — выпрямляются плечи, шея и голова; 5 — руки поднимаются вверх, ребенок смотрит вверх на солнышко, тянется к нему. | Упражнения, стоя на четвереньках: «Изобрази животного» А./Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кистях) с одновременным передвижением одноименных рук и ног, затем противоположные руки ноги. При этом руки вначале располагаются параллельно друг другу, затем перекрещиваются, т. е. при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, затем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.Б./ Сочетание движения глаз, языка, рук и ног, ползая на четвереньках вперед, назад, вправо, влево. Руки и ноги двигаются в последовательности, при этом глаза и язык совершают следующие движения: 1 |
Упражнения, стоя на четвереньках:
2 | Упражнения, стоя на четвереньках:
|
Упражнения, стоя на четвереньках: «Лучший котёнок» Дети ползут на четвереньках по заданию взрослого. (одноимённым и разноимённым способом, по отметкам, правым и левым боком).
| Упражнения стоя:
|
Упражнения стоя:
| Упражнения стоя: «Художник» Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала поочередно каждой, а затем одновременно обеими руками. Чрезвычайно важно, чтобы двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т. д. Сначала ребенок рисует прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные затем — разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа сначала — ближе к центру, затем — ближе к краям листа; одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отметим еще раз необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двумя руками вместе. |
Упражнения стоя: «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребёнка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классические
| Упражнения стоя: б) «кулак—ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар «кулак—ладонь» делает с вами. Ещё более сложный вариант — удар «кулак—ладонь» делается с партнёром перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами); г) после хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами. 2 |
Упражнения стоя:
|
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем движения выполняются разнонаправлено. |
Упражнения стоя или сидя
| Упражнения стоя или сидя
|
Упражнения стоя или сидя
а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же — с одновременным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются разнонаправлено; б) двигает челюсть вправо-влево; то же — с перемещением рук в ту же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны; в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны; г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а затем в разные стороны. 1 | «Трубочка». Ребенок вытягивает губы «трубочкой» вперед, а затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает <трубочку> приведением ладоней к плечам во время выполнения «улыбки»; затем — наоборот: «трубочка» — руки к плечам (груди), «улыбка» — руки вверх (вперед) и т. д.; б) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево; то же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что я губы, а затем — с движением рук в противоположную сторону (например, губы - вправо, руки — влево);в) вытягивание губ трубочкой вправо и влево с одновременным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную; 2 |
«Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный?»
| «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный ?»
|
«Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный ?»
| «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный ?»
|
Коммуникативные игры
| Коммуникативные игры «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти. |
Коммуникативные игры
| Коммуникативные игры «Ловкая пара» Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, опираясь друг на друга всей поверхностью спины
|
Коммуникативные игры «Паровоз» Дети разбиваются на команды по 4—5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит двумя руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди). Все закрывают глаза, кроме первых — вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача — аккуратно, молча вести <паровоз> огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных — максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, улавливая и повторяя все изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде воспитателя дети останавливаются, первый встает в конец «паровоза». | Коммуникативные игры Представление» Дети встают или садятся в круг. Один (двое или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики и пантомимы какой-либо предмет, растение или животное. Сидящие в кругу угадывают. Тот, кто первым угадает, встает в центр круга и изображает один или с партнерами что-то свое и т.д. Более сложный вариант, когда психолог или кто-то из детей задает на ушко исполнителям образ или ситуацию, которую надо изобразить. «Телевизор» Дети разбиваются на две группы. Группа («съемочная») задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (фрагмент литературного произведения, фантастическая ситуация и др |
пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии «Ласковое солнышко» | пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии «Осень» Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди! (ладони на щеки) Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся. ( ладони гладят по коленям) Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны) К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук) Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони) Шапки, куртки надеваем (имитируем) И ботинки обуваем (топаем ногами) Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям) Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь) |
пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии «Грибы да ягоды» | пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии «Урожай» |
пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии«Зима» | пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии «Новый год» |
пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии «Найди животных» 1 | пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии «Найди животных» Видим будки и сараи. (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) дети по очереди называют домашних животных В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям) Очень долго удивлялись. одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот) - дети по очереди называют животных жарких стран. |
пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии «Где вы, рыбки?» | пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии «Магазин одежд» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека кинезиологических упражнений для детей с ТНР
Практический материал для воспитателей групп компенсирующей направленности...
Картотека кинезиологических упражнений
Картотека кинезиологических упражнений...
Картотека кинезиологических упражнений
Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
Картотека кинезиологических упражнений ( продолжение)
Продолжение......
Картотека кинезиологических упражнений
Включены различные комплексы кинезиологических упражнений....
Картотека кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста.
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....
Картотека кинезиологических упражнений.
Картотека кинезиологических упражнений. КИНЕЗИОЛОГИЯ - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием ки...