Картотека логопедических игр
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето. стол, стул, кровать, чайник. лошадь, собака, кошка, щука. ёлка, береза, дуб, земляника. огурец, репа, морковь, заяц, блокнот, газета, тетрадь, портфель огурец, арбуз, яблоко, мяч. волк, лиса, медведь, кошка. фиалка, ромашка, морковь, василек. кукла, машина, скакалка, книга. поезд, самолет, самокат, пароход. воробей, орел, оса, ласточка. лыжи, коньки, лодка, санки. стул, молоток, рубанок, пила. снег, мороз, жара, лед. автобус, трамвай, самолет, троллейбус. река, лес, асфальт, поле. пожарник, космонавт, балерина, милиционер. парта, доска, учебник, ежик. змея, улитка, бабочка, черепаха. краски, кисти, чайник, полотно. шляпа, крыша, дверь, окно. молоко, чай, лимонад, хлеб. нога, рука, голова, ботинок. храбрый, злой, смелый, отважный. яблоко, слива, огурец, груша. молоко, творог, сметана, хлеб. час, минута, лето, секунда. ложка, тарелка, кастрюля, сумка. платье, свитер, шапка, рубашка. мыло, метла, зубная паста, шампунь. сосна, береза, дуб, земляника. грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал. «Назови лишнее слово» Цель : активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово«лишнее».
«Какое слово заблудилось?» Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.» Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном: «Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном». Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело. Забодал меня котел (козел), на него я очень зол. «Шутка» Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц. У нас в переулке есть дом с чудесами, Сходите, взгляните – увидите сами: Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет. А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки. Речевое развитие
«Как сказать правильно?» Цель игры – формировать умение находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию. Взрослый спрашивает: «Как сказать правильно?» 1. Папа, иди шепотом. 2. Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закатушить. 3. Мама, я ботинки наизнанку надел. 4. Зима наступила на осень «Узнай по голосу» Цель: развитие слухового внимания. Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз. Описание. Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай». По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назовет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвавшим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я предложу ему узнать по голосу другого ребенка».
«Подскажи словечко » Цель игры – учить детей подбирать рифмы к словам. Щиплют травку возле речки в теплых кожушках … (овечки). Пошел котик на торжок, купил котик … (пирожок). Ток-ток-ток, стучит по крыше … (молоток). Динь-дон, динь-дон, в переулке ходит … (слон). Для птенцов и для зверят тоже нужен … (детский сад). И рыщут по дороге слоны и …(носороги). Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица). «Как сказать по-другому?». Цель игры – познакомить с переносным значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова. Взрослый просит объяснить значение выражений: Одна нога здесь, другая там. Сгореть со стыда. Ворон считать. Морочить голову. Как снег на голову. Летит как угорелый. Зарубить на носу. Надуть губы.
«О чем говорит пословица» Цель игры – развивать образное мышление. Взрослый проводит небольшую беседу о значении пословиц. Затем предлагает ребенку придумать небольшую сказку или рассказ, в котором кто-то из героев мог бы ее сказать. У страха глаза велики. Трусливому зайке и пенек – волк. Не рой другому яму, сам в нее попадешь. Кто зря сердит, у того голова болит. Как аукнется, так и откликнется. Какие сани, такие и сами. Одна пчела много меда не наносит. « Кого назвали, тот и лови!» Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: большой мяч. Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время. Начинаем играть».
« Испорченный телефон» Цель: развитие слухового внимания. Описание. Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный телефон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое- либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом с случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего. Давайте поиграем».
«Кто знает, пусть дальше считает» Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления. Оборудование: мяч. Описание: В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10. Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10. Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как надо считать? Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять». Правильно. Начинаем играть». Примечание. Усложненным вариантом может быть такой. Воспитатель предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со словами: «Считай дальше». Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре» —и кидаю мяч Вове. Он считает до 8, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай дальше». Витя продолжает: «Девять, десять»». Как вариант может быть игра «До» и «После». Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти. Если воспитатель скажет: «После пяти», дети должны назвать: шесть, семь, восемь, девять, десять. Игра проходит в быстром темпе.
« Закончи предложение» Лимоны кислые, а сахар... Собака лает, а кошка... Ночью темно, а днем.... Трава зеленая, а небо... Зимой холодно, а летом.... Ты ешь ртом, а слушаешь... Утром мы завтракаем, а днем... Птица летает, а змея... Лодка плывет, а машина... Ты смотришь глазами, а дышишь... У человека две ноги, а у собаки... Птицы живут в гнездах, а люди... Зимой идет снег, а осенью... Из шерсти вяжут, а из ткани... Балерина танцует, а пианист... Дрова пилят, а гвозди... .Певец поет, а строитель... Композитор сочиняет музыку, а музыкант.... Образование относительных прилагательных. Дом из кирпича – кирпичный дом дом из стекла – стеклянный дом дом из бетона – бетонный дом дом из мрамора – мраморный дом дом из соломы – соломенный дом дом из камня – каменный дом дом из дерева – деревянный дом дом из песка – песчаный дом.
«Назови дом, в которой 1, 2, 3, 4, 5…. этажей». Образование сложных прилагательных. Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком. Дом с одним этажом – какой? - одноэтажный дом дом с двумя этажами - какой? - двухэтажный дом дом с тремя этажами – какой? - трехэтажный дом дом с четырьмя этажами – какой? - четырехэтажный дом дом с пятью этажами – какой? - пятиэтажный дом дом с 6,7,8,9,10 этажами – какой? дом со многими этажами – какой? – многоэтажный дом. «Какой, какое, какая? » Словообразование прилагательных от существительных. Можно использовать игру с мячом или любым другим предметом (назови и передай соседу предмет) . Город – парк (какой) городской Улица – проезд (какой) уличный Вокзал – площадь (какая) вокзальная Река – трамвайчик (какой) речной Библиотека – книга (какая) библиотечная Парк - переулок (какой) парковый Бульвар – кольцо (какое?) бульварное Музей - экспонат (какой) музейный.
Придумай название улицы». Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово. В нашем городе много улиц. Все они широкие, красивые, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили и никогда не путали. На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская) . На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная) . На этой улице есть фонтан. Назовем ее (Фонтанная) . На этой улице много кедров. Назовем ее (Кедровая) . На этой много берез. Назовем ее (Березовая) . На этой улице много садов. Назовем ее (Садовая) . На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная) . На этой улице находится библиотека. Назовем ее (Библиотечная) . На этой улице находится больница. Назовем ее (Больничная) . На этой улице находится театр. Назовем ее (Театральная) . Придумай ещё несколько названий улиц сам.
«Кто кем (чем) будет?» Яйцо Мальчик Семечко Гусеница Цыпленок Желудь Икринка Мука Железо Кирпич Ткань Ученик Девочка Почка, Щенок Шерсть Теленок Птенец, Ягненок. «Кто кем (чем) был?» Цыпленок - яйцом; Лошадь - жеребенком; Корова- теленком; Дуб -желудем; Рыба -икринкой; Яблоня - семечком; Лягушка -головастиком; Бабочка - гусеницей; Хлеб -мукой; Птица -птенцом; Овца -ягненком; Шкаф -доской; Велосипед -железом; Рубашка -тканью; Ботинки -кожей; Дом -кирпичом; Мастер -ученик; Листок -почкой; Собака –щенком.
«Слово заблудилось» Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка), На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки). Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша. (каша, ложка). На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос). «Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок, (пирожок. внучок) Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами. Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном: Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном». Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело. Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
« Назови одним словом». Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом: 1. суп, каша, гуляш, кисель; 2. лошадь, корова, овца, свинья; 3. курица, гусь, утка, индейка; 4. волк, лиса, медведь, заяц; 5. капуста, картофель, лук, свекла; 6. пальто, шарф, куртка, костюм; 7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки; 8. шапка, кепка, тюбетейка, берет; 9. липа, береза, ель, сосна; 10.зеленый, синий, красный, желтый; 11.шар, куб, ромб, квадрат; 12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник; 13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;
Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Кошка хочет есть. Человек вьет гнездо. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять Туфли стеклянные На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка Кошка варит кашу. Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Человек вьет гнездо. Собака хочет есть. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять. Туфли стеклянные. На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет по крыше. Собака гуляет по крыше. Лодка плывет по небу. Девочка рисует домик. Домик рисует девочку. Ночью светит солнце. Зимой идет снег. Зимой гремит гром. Рыба поет песни. Корова жует траву. Мальчик виляет хвостом. Хвост бежит за собакой. Кошка бежит за мышкой. Петух играет на скрипке. Ветер качает деревья. Деревья водят хоровод. Писатели пишут книги. Строитель строит дом. Шнурки идут за ботинками. Мама готовит обед. «Бывает - не бывает» Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека логопедических игр
развитие слухового внимания, силы голоса, правильного звукопроизношения, речевого дыхания...
Картотека логопедических игр для закрепления правильного произношения
Эту картотеку я испльзую в работе с воспитателями и родителями....
Мини-картотека логопедических игр для детей 5-6,5 лет
В мини-картотеке представлены примеры логопедических игр, модернизированных и используемых мной в работе с детьми (имеющими речевые нарушения)по разделам: - "Лексико-грамматический с...
картотека логопедических домашних заданий
Материал картотеки может быть использован в качестве домашних заданий логопеда по формированию обобщающих понятий, лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР....
Картотека логопедический домашних заданий по лексическим темам
Для того, чтобы детям помочь лучше усваивать программный материал, нужно чтобы родители дома проговаривали похожие задания вместе с детьми. Логопедические домашние задания дают не детям, а родителям. ...
Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"
Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...
Картотека логопедических заданий по лексическим темам для подготовительной логопедической группы
Задания по лексическим темам носят рекомендательный характер. Родители проинформированы, что их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении...